Символика мезенской росписи

Символика узора

Красные кони, олени, уточки, ромбы, спирали – традиционные элементы росписи. Они берут начало из жизни, мифологии, истории. Каждая картинка символична. Расшифровка стратовала с 1960 года и продолжается сегодня. Главное послание – защита от зла, пожелание блага.

Элементы имеют реальный и иносказательный смысл. Они размещаются в 3 яруса:

  • наверху – божественный мир;
  • посередине – материальная жизнь;
  • внизу – подземное царство.

Горизонтальные полоски-бёрда разделяют уровни. Обитатели верхней сферы – птицы, солярные знаки, среднего и нижнего – кони, олени.

В росписи используются 2 цвета. Черный символизирует смерть, космос, печаль, красный – жизнь, радость. Стихии земли, воды, воздуха, огня играют большую роль в мезенских рисунках. Прялки, туески сверху донизу испещрены волнами, спиралями, символизирующими природные явления.

↑ Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия

↑ Узоры в прямой клетке

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

↑ Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода.

Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Техника нанесения рисунка


Особенность мезенских узоров заключается в повторении форм предметов, на которые они наносятся. Центральную позицию в картинке занимает сюжет, который мастер хотел бы донести. Любое изображение разделяют на несколько ярусов, вверху рисуется символика неба и солярные знаки, в средних ярусах «обитают» представители местной флоры и фауны, а снизу можно увидеть элементы, обозначающие плодородную землю и водные ресурсы. Визуально мезенская роспись по дереву чем-то напоминает зашифрованное послание, которое предки хотели передать своим последователям. Сообщение, закодированное в необычных черточках, завитках, точках, объединенных в единый орнамент, действительно несут в себе некий скрытый смысл. Выразительная графика позволяет создать любой сюжет, используя различные элементы и меняя их месторасположение.

Освоить технику палащельской росписи несложно, главное — изучить подробно всю символику и последовательность нанесения красок на изделие. Многочисленные мастер-классы в подробностях демонстрируют процесс рисования замысловатых узоров. Чтобы изобразить самобытный орнамент, художнику нужно вооружиться доской или любым другим предметом из дерева, красками и кистью. Что касается традиционной технологии рисования, то она выглядит следующим образом:

  • Для нанесения изображения используются только предметы быта, изготовленные из негрунтованного дерева. В качестве красок выступает охра (красный цвет), сажа или сурик (черный цвет), которые используются по сей день. В прошлом веке рисунки наносились специальной палочкой из древесины (тиской), перьями птиц или кисточкой, изготовленной из человеческих волос. Сейчас используются обычные кисти.
  • Рисунок аккуратно наносится на деревянную поверхность. Сперва используют красный оттенок, затем изображение обводится черной краской.
  • Готовую картину покрывают олифой, что добавляет изделию блеска и золотистого цвета. Такое покрытие способно надежно защитить рисунок от воды или повышенной влажности.

Многоярусное изображение позволяет мастерам показать все миры — небесный, земной и подземный. Например, внизу можно нарисовать оленей или коней, посередине к ним можно добавить различных пернатых, а вверху изобразить парящих птиц. Отличительной чертой мезенской росписи доски являются разнообразные геометрические фигуры

Если рисунок наносится с двух сторон, нужно уделить особое внимание совпадению линий. При этом сюжет на тыльной и лицевой стороне может быть разным

Впереди мастера рисуют сцены из обычной жизни народов Севера России, а сзади изображается прекрасный природный мир.

Мезенская Роспись- история, традиции!!

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ.

Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, ёлочки — олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный — охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере», а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления. В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле — подносы, чаши, солонки, декоративные доски, шкатулки и др. Среди изделий встречаются и колокольчики…

Особенности мезенской росписи

Техника считается самобытной благодаря наличию особых черт:

  1. Использование черного и красного цвета в орнаменте, пробелы между которыми после обработки становятся золотыми.
  2. Стилизованные, несколько схематичные изображение живых существ.
  3. На большинство предметов мастера наносили большое количество дробных геометрических узоров.
  4. Символика мезенской росписи предполагает на одном предмете быта рассказ целой истории, предания. Часто ремесленники делились на изделиях своими мыслями и посланиями потомкам и родственникам, шифруя их незамысловатыми узорами.
  5. На внутренней стороне изделий мезенская роспись в полосе имела более вольное содержимое. Часто автор указывал там свое имя и заказчика, дату создания и даже стоимость утвари.

На каком материале выполнялась мезенская роспись?

Поскольку во время зарождения и расцвета промысла не было большого разнообразия материалов для предметов обихода, мезенская роспись выполнялась по дереву, которое было единственно доступным для крестьян. Использовали в основном хвойные породы – ель, сосну, а еще березу, которая стоила дороже из-за своей более плотной и ровной текстуры. Мезенской росписью покрывали:

  • прялки;
  • ковши;
  • сундуки;
  • короба;
  • батины;
  • хлебницы и другие предметы домашней утвари;
  • фасады изб.

Мезенская роспись – элементы росписи

Все элементы, из которых состоит мезенская роспись, несут в себе глубокое символическое значение. Любая деталь и ее расположение трактуются определенным образом:

  1. Лошади изображались красными, олицетворяя солнце. Несколько животных в ряд читались как движение светила по небосводу.
  2. Птицы, например, дикие гуси и утки, были символами умерших родственников. Они всегда летают рядом с живыми, чтобы помогать в трудностях и отгонять злых духов.
  3. Мезенская роспись, олень точнее олениха в которой отождествляется с небесной роженицей, часто содержит изображение сотворения всего живого на земле.
  4. Знаками плодородия в узорах считались цветы, корни, плоды и семена деревьев, обработанные поля.
  5. Если изображалось большое дерево, то оно символизировало род мастера или заказчика. Корни его являлись олицетворением подземного мира, а ромбы на стволе – родами предков.
  6. Воплощением мужественности и силы в палащельской росписи считается изображение ели.
  7. Многие предметы быта были расписаны так называемым ярусным способом. Ярусов чаще было три. Каждый сегмент символизировал тот или иной мир – живых, подземный и небесный. Расположение узора говорило о скорости и порядке течения событий в повествовании.

Мезенская роспись – основные цвета

Выполнялась мезенская роспись на доске всегда только в двух цветах:

  1. Черный оттенок крестьяне получали смешивая сажу с раствором лиственной смолы для придания нужной консистенции.
  2. Красный цвет назывался «земляной краской» за то, что его изготавливали из найденной на побережье реки Мезени охристой глины. Позже красный пигмент научились выделять и из сурика.
  3. Незакрашенные места в промысле всегда имели золотистый оттенок из-за финального покрытия изделия олифой.

Мезенская роспись – чем рисовать?

В древности мастера наносили орнамент мезенской росписи в несколько этапов:

  1. Сначала узор рисовали специальной красной краской и деревянной палочкой с измочаленным концом, которая называла тиска.
  2. Прорисовали изображение и обводили орнаменты черным красителем с помощью пера глухаря или тетерева или своеобразной кистью с щетиной из человеческого волоса.

История возникновения

Мезенская (палащельская) роспись — древнейший русский художественный промысел, который позволяет в деталях изобразить все географические особенности северных регионов. Местные жители вложили в каждый символ скрытый смысл. Некоторые элементы живописи сразу просматриваются: распознать солнце, воду или лошадь в замысловатых орнаментах просто, а угадать, что означает тот или иной рисунок, гораздо сложнее. Чтобы понять, о чем хочет рассказать народ в красноречивой картине, нужно научиться читать символику.

Свои истоки этот тип росписи по дереву берет еще в начале XIX столетия. Несколько веков назад побережье реки Мезень, что протекает в Архангельском крае, населяли древние народы. Их жизнь была тесно связана с природой, и им приходилось бороться с различными проявлениями непогоды. В лесу они добывали себе пищу, охотились на птиц и мелких пушных зверьков. Полноводная река стала для местных жителей неиссякаемым источником рыбы. В земледелии людям помогали лошади и олени.

Свою благодарность природе, ее ресурсам, различные переживания, чувства и верования мезенские мастера изображали на предметах быта. Для каждого образа, погодного явления, животного был придуман собственный символ. Таким образом, простая совокупность художественных элементов превращалась в настоящую книгу, которую можно было прочитать, познакомившись поближе со значением каждой детали орнамента.

Свое название роспись получила в честь речки Мезени. Родиной необычного искусства считается небольшое селение Палащелье, первые упоминания о котором встречаются в 1906 году. Удивительно то, что в самой Мезени не занимались таким промыслом. Именно поэтому второе название мезенской росписи — палащельская (в честь села, где впервые зародилось искусство).

Мезенская роспись в наше время

Сегодня с появлением богатого информационного и обучающего поля, коим стали выступать соцсети и интернет-площадки, многие виды творчества вышли на новый виток популярности. Народное творчество получило новых поклонников, которые поэтапно стали изучать и техническую основу промысла, и интересное философское осмысление.

В следующем видео рассказывается о происхождении и символике мезенской росписи.

Редкий детский кружок рисования обходится без изучения русских промыслов: дети берут трафарет и повторяют, старательно зарисовывают узор в раскрасках, потом делают собственный эскиз, пытаются копировать древние творения. Круг почитателей разрастается, открываются курсы мезенской росписи для детей и взрослых. Орнаменты и узоры переносятся на одежду, канцелярскую продукцию, встречаются в дизайне рядовых вещей вроде поздравительных пакетов и тетрадок.


Современная мезенская роспись

Актуальными и стильными становятся вышитые вручную скатерти с мотивами мезенской росписи, текстильные дорожки на стол. Погружение в народное искусство становится более глубоким: от интернет-знаний к классическим литературным источникам (вроде фундаментальных трудов Кругловой), люди интересуются промыслами с целью сохранить их и переосмыслить в современном дизайне. Календари, блокноты, сундуки и шкатулки, расчески и кухонные аксессуары с мезенскими узорами становятся желанным приобретением в современный дом.

Также рекомендуем вам почитать статью о других видах росписи северных народов: Простота и премудрость северодвинской росписи.

Это позволяет надеяться, что мудрое и одухотворенное народное творчество намечает новые поля для всходов. Сегодня человек помогает направлению сохраниться, не потеряться в истории, найти новые способы выражения, новые пути демонстрации.

Мезенская роспись – история возникновения

Мезенская народная роспись или как её ещё называют палащельская, начинается с конца XIX века.

В Архангельской области вблизи реки Мезень было расположено село Палащелье, окружённое живописными лесами. Мезенская роспись, взявшая истоки у прохладной речки, так тесно связана с природой.

Суровый климат в этих северных краях приспособил людей выживать в тяжелейших условиях. Мужчины занимались охотой, рыболовством, вырубкой леса и обработкой дерева.

Ремесло плотника особенно ценилось за умение построить дом, а также изготовление и роспись деревянных изделий. Мальчиков с самого детства обучали этому ремеслу.

В старину контуры рисунков наносили самодельной кистью (тиской), сделанной из пряди волос или палочкой из древесины, заострённой с одного конца и густо размочаленной. Роспись выполняли перьями птиц, водившихся в диких лесах, глухаря или перепелки.

Убранство и кухонная утварь скудных жилищ народов этого края постепенно приобретали чёрно-красные оттенки.

В основном расписывали прялки, хлебницы и коробейки для хлеба не только для личного домашнего быта, но и для продажи на ярмарках в деревнях, расположенных неподалеку.

Роспись фасадов и убранство изб привносило в жизнь деревенских поселений радость и красоту. А кажущийся, на первый взгляд, простой символичный орнамент, оберегал людей от злых духов. И они верили в это.

Мезенская роспись картинки

Для нанесения рисунка на деревянной досочке художнику понадобятся кисти, краски чёрного и красного цветов, чертежная линейка, карандаш и ластик, лак для покрытия готовой работы.

Процесс росписи достаточно кропотлив из-за прорисовки мелких деталей:

  • толстой кистью на переднюю поверхность предмета мастер сначала наносит фон (охру);
  • деревянная заготовка разлиновывается карандашом на части, таким образом, чтобы в середине осталось достаточно места для нанесения центрального орнамента;
  • вверху и внизу по краям делаются эскизы многоуровневых рядов для будущих символов;
  • следующий этап – детальный набросок главных мотивов рисунка, а затем и второстепенных;
  • далее следует работа с красками. С помощью палитры и кисточки красным цветом закрашивают все элементы и символы, а также линии;
  • фигуры основной композиции заливают равномерно одним тоном;
  • после этого этапа изделию дают высохнуть в естественных условиях на воздухе;
  • затем художник начинает работать с гуашью чёрного цвета, прорисовывая уже детали основного орнамента, например, гриву или хвост коня, солнечные лучи или крылья птицы в полёте;
  • в верхней и нижней частях прорисовывается композиция, дополняясь символичными элементами;
  • после высыхания краски остатки карандаша удаляются ластиком;
  • в завершение расписанную поверхность покрывают лаком и отправляют сушиться в печь.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector