Мезенская роспись: мастер-класс поэтапного рисования с фото и видео

↑ Композиция в квадрате

Композиция, которая на рисунке 15 изображена слева, заключена в квадрат. Невольно бросается в глаза ее центр с красными пятнами, и, присмотревшись, уже можно определить, что это изображены легко бегущие кони, плотно прижавшиеся друг к другу своими выгнутыми шеями. И если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что красные пятна коней все вместе тоже составляют квадрат. И от этого квадрата, получившегося в центре, по всем четырем сторонам следующего большого квадрата раскинулись тонкие, стройные, фигурные ноги и хвосты-»метелочки» бегущих коней.


Между ног коней изображены елочки, спиральки, кресты, звездочки, создающие ощущение движения. И, наконец, по всем четырем сторонам самого большого квадрата изображены фризы с геометрическим орнаментом, фризы состоят из треугольников, в которых чередуются изображения волнистых линий, обозначающих воду, и маленькие стебельки с завитками, которые обозначают деревья. Всю композицию освещают четыре «солнца», которые расположены по углам большого квадрата и состоят из кружка и отходящих от него завитков.

Композиция, которая расположена справа (см. там же), в большом квадрате содержит еще несколько квадратов меньшего размера. Центральный квадрат разделен еще на четыре квадрата, в которых помещены черные крестики и скобки в углах. Красные линии сторон квадратов обрамлены черной волнистой линией. Внутри большого квадрата неслышно плывут уточки.

Обе композиции поражают своей красотой и оригинальностью.

Мезенское трехцветье, или красота Севера

А вы знали, что у мезенской росписи есть ещё второе название «палащельская»? И оба названия правильные. Первое, более распространенное, происходит от названия речки Мезень, второе – от названия селения на её берегу. Жители Палащелья начали изготавливать и расписывать прялки и домашнюю утварь особым образом. Этой росписью не занимались ни в Мезени, ни в одной другой деревне. Чтобы почувствовать её характер, нужно познакомиться с географией и природой местности, откуда она родом.

Рис. 4. Летний день на Мезени-реке. Художник Тярин Александр

Зелёные леса, красные щельи и синие небо с рекой – знаменитое Мезенское трёхцветье. Всё вокруг будто расписано кистью художника. Как не влюбиться в этот северный край!

Он похож на сказочное царство, на сотни верст уходящее за горизонт непроходимой болотистой тайги (здесь её называют «тайбола»). А вокруг звенящая тишина. Красота вокруг, дикие места, глухомань страшная. «Тайбола» разделяет две могучие реки Печору и Мезень. А дальше в тундре пасутся олени. Давным-давно здесь жили мезенозавры, потом загадочные племена – чудь. Этот таинственный край с непривычными именами окутан древними легендами, в которых переплетаются вымысел и быль. Кстати, на финско-угорском не особо благозвучное название Мезень означает «удачливое место для рыбалки и охоты».

Рис. 5. Река Мезень. Фотография Верховцевой Ольги

Именно здесь в деревушке Палащелье, на высоком берегу реки Мезень, зародился знаменитый орнамент. Это река потрясающей красоты. Один берег пологий, другой высокий, обрывистый, красно-кирпичного цвета, местами до 30 м в высоту. Красная слоистая глина хорошо очищает воду. Местные кладут её прямо на дно сосудов, лучше любого фильтра работает.

Все, кто бывал на Мезени, восхищался её необычно красивыми видами. Крутые обрывы здесь называют щельем. Такие вот щельи дали название не одному селу – Ущелье, Белощелье, Тимощелье, Конещелье, Каращелье, Палащелье.

Мезенская роспись очень хорошо передаёт природные мотивы этого региона – и цветом, и стилем, и размахом. Тонконогие, гибкие кони, изящные гуси, лебеди и простые, но насыщенные узоры – словно сказка, которая увлекает в другой мир, полный гармонии, добра, тепла и любви. Мезенская роспись мне стала очень близка. Вот откуда такое чувство возникло? Ведь я не родом из этих мест, но, видно, есть какая-то память именно этой красоты и гармонии. Может быть, те, кто соприкасается с мезенской росписью, испытывают что-то подобное. Моя мама родом из вологодской деревни, что стоит в живописном месте на чистой, прозрачной реке Кубена. В детстве, помню, мы туда летом ездили. Красота там неописуемая, а воздух! Лесная местность болотистая, мягкие кочки, мхи, валуны, но вокруг много ягод, цветов на заливных лугах, в лесах почти сплошной ельник да можжевельник. Помню поля золотой ржи в ярких синих васильках, как на картинах Ван Гога, просторы полей цветущего голубого льна и такие нежные жёлтые «купавки» по всему берегу чистой реки. И вспомнилось это, потому что Мезенский край и север Вологодской области во многом для меня схожи.

Рис. 6. Мастер Иван Фатьянов с женой, с. Селище Архангельской области. Что за кони в Лешуконье

А фото это мою бабушку напомнило, она тоже часто так пряла. Они с мамой выбирали в выходной день на рынке стриженую овечью шерсть, приносили эти пушистые серые копны домой, чистили, теребили, чесали их, сворачивали невесомую кудель и привязывали к прялке. И вот также садилась бабушка за потертую от времени прялочку и тихонечко вытягивала из большого облака кудели небольшой кусочек шерсти, ловко скручивала его между пальцами, превращая словно по волшебству в длинную серебристую тоненькую нить, а потом ловко наматывала её на остроконечное веретено. А еще она при этом так красиво пела. Мы с братом потом носили согретые теплом и её любовью носочки и варежки. Изучаю Мезенский край, а все время с теплом вспоминаю маму и бабушку.

Современная мезенская роспись

До наших дней промысел дошел благодаря стараниям потомков древних мастеров по фамилии Федотовы и Фатьяновы, проживающих в соседних селах Палащелье и Селище Архангельской области. Умельцы по имеющимся изделиям восстановили роспись, утерянную в годы великой отечественной войны. Изменилось только традиционные материалы для нанесения на современные кисти.

Мезенская роспись, символы которой конь, олень и дикие птицы, была поставлена на промышленное производство на двух крупных заводах, мастерицами на которых трудятся в основном женщины:

  1. Архангельском экспериментальном предприятии «Беломорские узоры», выпускающем сувенирную продукцию с городской росписью, стилизированную под палащельскую;
  2. Северодвинском , изготавливающим деревянные изделия с современной палащельской росписью.

Особенности мезенской росписи

Техника считается самобытной благодаря наличию особых черт:

  1. Использование черного и красного цвета в орнаменте, пробелы между которыми после обработки становятся золотыми.
  2. Стилизованные, несколько схематичные изображение живых существ.
  3. На большинство предметов мастера наносили большое количество дробных геометрических узоров.
  4. Символика мезенской росписи предполагает на одном предмете быта рассказ целой истории, предания. Часто ремесленники делились на изделиях своими мыслями и посланиями потомкам и родственникам, шифруя их незамысловатыми узорами.
  5. На внутренней стороне изделий мезенская роспись в полосе имела более вольное содержимое. Часто автор указывал там свое имя и заказчика, дату создания и даже стоимость утвари.

На каком материале выполнялась мезенская роспись?

Поскольку во время зарождения и расцвета промысла не было большого разнообразия материалов для предметов обихода, мезенская роспись выполнялась по дереву, которое было единственно доступным для крестьян. Использовали в основном хвойные породы – ель, сосну, а еще березу, которая стоила дороже из-за своей более плотной и ровной текстуры. Мезенской росписью покрывали:

  • прялки;
  • ковши;
  • сундуки;
  • короба;
  • батины;
  • хлебницы и другие предметы домашней утвари;
  • фасады изб.

Мезенская роспись – элементы росписи

Все элементы, из которых состоит мезенская роспись, несут в себе глубокое символическое значение. Любая деталь и ее расположение трактуются определенным образом:

  1. Лошади изображались красными, олицетворяя солнце. Несколько животных в ряд читались как движение светила по небосводу.
  2. Птицы, например, дикие гуси и утки, были символами умерших родственников. Они всегда летают рядом с живыми, чтобы помогать в трудностях и отгонять злых духов.
  3. Мезенская роспись, олень точнее олениха в которой отождествляется с небесной роженицей, часто содержит изображение сотворения всего живого на земле.
  4. Знаками плодородия в узорах считались цветы, корни, плоды и семена деревьев, обработанные поля.
  5. Если изображалось большое дерево, то оно символизировало род мастера или заказчика. Корни его являлись олицетворением подземного мира, а ромбы на стволе – родами предков.
  6. Воплощением мужественности и силы в палащельской росписи считается изображение ели.
  7. Многие предметы быта были расписаны так называемым ярусным способом. Ярусов чаще было три. Каждый сегмент символизировал тот или иной мир – живых, подземный и небесный. Расположение узора говорило о скорости и порядке течения событий в повествовании.

Мезенская роспись – основные цвета

Выполнялась мезенская роспись на доске всегда только в двух цветах:

  1. Черный оттенок крестьяне получали смешивая сажу с раствором лиственной смолы для придания нужной консистенции.
  2. Красный цвет назывался «земляной краской» за то, что его изготавливали из найденной на побережье реки Мезени охристой глины. Позже красный пигмент научились выделять и из сурика.
  3. Незакрашенные места в промысле всегда имели золотистый оттенок из-за финального покрытия изделия олифой.

Мезенская роспись – чем рисовать?

В древности мастера наносили орнамент мезенской росписи в несколько этапов:

  1. Сначала узор рисовали специальной красной краской и деревянной палочкой с измочаленным концом, которая называла тиска.
  2. Прорисовали изображение и обводили орнаменты черным красителем с помощью пера глухаря или тетерева или своеобразной кистью с щетиной из человеческого волоса.

Сюжеты, образы, материалы

В росписи отразился быт и жизнь северного народа, промышлявшего охотой, отсюда и главные образы декоративной палащельской росписи – птицы, лошади и олени, а цветовая гамма, взятая за основу – карминово-красная и черная. Нужно отметить, что краски в старину изготавливали из природных материалов. Черный получали, смешивая сажу с раствором древесных смол, а красный — из месторождений прибрежной коричневой глины. Намного позже глина была заменена суриком, что сделало работы мастеров более яркими и привлекательными.

Орнаментальный декор наносился на отшлифованные негрунтованные древесные изделия перышками из глухаря или тетерева, деревянными палочками либо самодельными кистями из человеческих волос или беличьего ушного ворса. Для придания изделиям ярко-желтых оттенков их пропитывали льняным маслом, а для долговечности и сохранности рисунка их покрывали олифой, которая к тому же придавала благородный золотистый цвет фону.

Основным предметом обихода с давних времен были прялки, на которых мастера изображали фризы со стилизованными схематичными образами оленей, лошадей, птиц, разделенными ленточным орнаментом, состоящим из геометрических фигур.

И нужно отметить, что каждый палащельский мастер в своей работе использовал свои сочетания элементов, хотя основной стиль росписи соблюдался всеми в обязательном порядке. Так, в верхней части изделия, обычно размещались «окна», изображенные в виде квадратов. Средина и нижняя часть прялки, в промежутке между ленточным орнаментом, заполнялась изображением коней и оленей, или же бытовыми сценками.

Как правило, на мезенских прялках изображался один ряд оленей и ниже ряд коней, но иногда встречались изделия с большим количеством ярусов и сложным орнаментом. И что интересно, хотя все предметы орнамента изображены в статике, благодаря многократному повтору элементов, у зрителя возникает ощущение динамики.

Мезенская роспись, невзирая на схематичность элементов, насыщена огромным символизмом. В свои узоры старинные мастера вкладывали целые рассказы и легенды, таким образом, оставляя потомкам послания и пожелания. Ибо каждый образ, элемент и завиток орнамента имел свое определенное значение. И даже его расположение в узоре играло немаловажную роль. Так, красный конь олицетворял собой солнце, а расположенные друг за другом кони обозначали движение дневного светила по небосводу.

Все птицы – гуси, лебеди и утки обозначали собой души умерших родственников, которые летают поблизости от своих потомков и приходят на помощь в трудную минуту. Ель считалась символом мужской силы. Небесными роженицами, дарящими жизнь всему на земле, были оленихи.

Ствол мифологического древа жизни расписывали ромбами, обозначающими бесчисленные рода предков, а корни, завитые в спирали, олицетворяли подземный мир. Солярный знак, венчающий верхушку древа, выступал символом мира небесного, а его завитые корни обозначали подземный мир. Использовалась мастерами также многочисленная символика плодородия земли – это и вспаханные поля, цветы, плоды и семя.

К слову, выбор даже самого дерева для изделий также имел огромное значение. Прялки, как правило, были изготовлены в основном из ели или березы. Изделия из еловой древесины изготавливались на продажу. Они отличались светлым оттенком и хвойным запахом. Изделия же из березы в давние времена считались более дорогими, так как ее древесина имела более однородную основу и обладала высокой прочностью.

В историю мезенской росписи, благодаря сохранившимся подписям на обратной стороне прялок и других изделий, вошли имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины.

В наше время мезенская роспись широко применяется в сувенирной продукции, изготавливаемой на предприятиях «Декор Севера» и «Беломорские узоры» в Северодвинске и Архангельске, где мастерами являются преимущественно женщины. И теперь современные материалы и инструменты дают возможность мастерам выполнять более утонченные изображения, имитирующие традиционную крестьянскую мезенскую роспись. Спросите, почему имитирующие? Да потому, что, к сожалению, сакральное содержание символов, а точное их происхождение и взаимная связь на сегодняшний день уже практически утеряны.

Не только уникальной росписью славится народный промысел России. Уникально в своем роде и производство изделий из дулевского фарфора , который также получил свое развитие в ХIХ веке.

↑ Композиция в полосе

После того как познакомились со всеми вариантами коней, оленей, птиц, уточек, лебедей, примерами геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи, переходим к композиции в полосе.

На рисунке 14 композиция в полосе симметрична и заключена в красные горизонтальные полосы.


В центре изображено древо жизни, а симметрично ему — кони, вставшие «на дыбы» и бегущие с выгнутыми шеями и поднявшимися дыбом гривами. Как красивы и легки они в беге! В верхней части полосы неслышно плывут гордые, грудастые лебеди с пышными хвостами.

Волнистые линии, черточки, завитки, крестики, звездочки за-полнили все оставшееся пространство, создавая впечатление вихря от быстро бегущих коней.

Мезенская Роспись- история, традиции!!

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ.

Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, ёлочки — олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный — охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере», а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления. В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле — подносы, чаши, солонки, декоративные доски, шкатулки и др. Среди изделий встречаются и колокольчики…

↑ Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.


Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.


Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

Мезенская роспись – история

Первые найденные упоминания промысла в документах историки датируют XVII в. Хранящиеся в музеях, экспонаты были изготовлены несколько позже, а самая старинная прялка была расписана в 1815-1820 г. Техника зародилась в Архангельской области на побережье реки Мезень в селе Палащелье, поэтому второе название промысла – палащельская роспись. Расположение деревни в северном регионе между двумя крупными реками (Северной Двиной и Печорой) на границе тайги с тундрой наложило отпечаток на используемые образы и их символическое значение.

Изначально мезенская или палащельская роспись была уделом мужчин, передававших свои секреты по наследству только сыновьям. Точное происхождение росписи ученым до сих пор неизвестно. Есть предположения, что рисунки были заимствованы из древних языческих верований народов Севера, Средней Азии и территории Индокитая. Другие же отождествляют их с найденными карельскими петроглифами – одними из самых древних наскальных рисунков, найденных на планете Земля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector