Презентация к занятию по лепке «дымковская игрушка» презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Содержание:

Инструменты и материалы

Пластилин

Он будет основным материалом. Больше всего потребуется белого цвета, ведь фон классических дымковских статуэток имеет именно такой цвет. Из белого пластилина изготавливается основа игрушки, а затем – на поверхность наносятся другие цвета, преимущественно те, которые являются наиболее яркими.

А именно:

  • синий;
  • красный;
  • желтый;
  • оранжевый;
  • зеленый.

Стеки

Разделять кусочки пластилина на части нужного размера помогут стеки. Как правило, эти незамысловатые инструменты входят практически во все наборы пластилина, предназначенного для детского творчества. Специальные стеки имеют заостренные и закругленные края. Также они могут иметь форму лопатки или петли.

С помощью таких приспособлений можно:

  • снимать лишний пластилин;
  • делать надрезы;
  • прорабатывать детали и фактуру.

Если же стеков по той или иной причине не окажется, можно применять похожие на них подручные средства.

Доска

Доска, на которой будут выполняться работы, должна быть специальной. Она поможет сохранить в чистоте стол. Есть доски, которые предназначены для лепки фигурок. Если игрушка будет иметь размер не более 20 см, то для ее изготовления подойдет доска со сторонами 22 на 35 см.


Для лепки можно использовать также фанерную доску

Если же специальной доски нет для работы, можно использовать деревянную дощечку или пластиковую широкую палитру.

Другие материалы

Помимо пластилина, нужны будут дополнительные материалы, которые помогут улучшить внешний вид готовых статуэток и сделать их более похожими на настоящие глиняные дымковские игрушки.

К таким материалам относятся:

  • краски;
  • грунтовка;
  • защитный лак.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Пластилиновая лошадка

Пластилиновая лошадка может послужить не только предметом для лепки, но и быть развивающей игрушкой. Вспомните пластилиновые мультики! Ребенок будет пробовать активно руководить лошадкой, всеми ее действиями. Расскажите, что очень легко это делать так как она пластилиновая.

Единственный минус — малыш может испачкать руки, тем более если дело касается самой лепки. Но творческий процесс того стоит, поверьте!

В семье растет творческая личность, но пока еще у ребенка не все хорошо получается? Не расстраивайтесь.

Каждый раз когда планирую что-либо слепить из пластилина, думаю о том, что испачкаюсь, но когда пластилин уже в руках и процесс творения начался… это чудо, это столько удовольствия! Потому не избавляйте своего ребеночка удовольствия творить.

Итак, приступим. Нам нужен картон, качественный пластилин и, конечно же, золотые ручки мастера :). Все готово? Тогда время творить! Поехали!

Сначала предлагаю определиться с цветами. Я выбрала традиционные — коричневый и черный. Разделим на несколько частей для туловища, головы, ног, гривы, хвоста.

Далее лепим туловище и ноги. Не забывайте не просто их соединять, но и хорошенько разглаживайте пластилин.

Все получилось? Здорово! Следующие этапы лепки — лепим нашей лошадке вначале шею, далее голову и все это соединяем. Затем лепим отдельно уши, глаза, хвост и гриву и также крепим.

Как вам наша пластилиновая лошадка? Теперь вы наверняка знаете как слепить пластилиновую лошадку. Творите вместе с малышом! Творите с удовольствием! До встречи на следующих уроках лепки из пластилина!

Конспект занятия по лепке «Уточка» (по дымковской игрушке)

Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе

Өткізу күні/Дата проведения:

04.11.19г

Тәрбиеші/Воспитатель:

Білім беру саласы/Образовательная область:

творчество

Пән/Предмет:

лепка

Өтпелі тақырып/Сквозная тема:

«Народ – источник искусства»

Тақырыбы/Тема:

«Уточка» (по дымковской игрушке)

Мақсаттары/Цели:

1Тәрбиелік- воспитательная:

Воспитание интереса к игрушкам других народов.2.Дамытушылық- развивающая: Развитие эстетических чувств.3.Оқыту- обучющая: ознакомление детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Обучение умению передавать относительную величину частей уточки, приему примазывания, сглаживания, приплющивания

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии:

здоровьесберегающая, личностно-ориентированная

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:

Дымковские игрушки. Глина, доска для лепки (на каждого ребенка).

Билингвалдық компонент /Билингвальный компонент:

үйрек — уточка

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Воспитатель предлагает детям пройти на выставку глиняных игрушек.

2. Негізі бөлімі/основная часть

Выставляя перед детьми дымковские изделия, отметить их необычность, красоту белой игрушки с ярким, нарядным узором.

Рассказ:

В деревне живут мастерицы, которые делают красивые и нарядные игрушки. Лепят их мастерицы из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в деревне Дымково.

Спросить, из чего состоит узор. Предложить детям вылепить уточку.

Билингвалдық компонент /Билингвальный компонент:

үйрек — уточка

Рассмотреть игрушку, спросить, какими приемами они будут пользоваться, выполняя работу.

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

(«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.)
И малого, и большого, (Загибают безымянный палец; большой палец.)
И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (Загибают указательный палец.)

Самостоятельная работа детей. Воспитатель наблюдает, по необходимости помогает.

3. Қорытынды/итоговая часть

Рассмотреть все вылепленные детьми изображения, выбрать наиболее выразительные.

Дымковские узоры

Геометрический орнамент состоит из полос разной толщины, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных и мелких элементов. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы; или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии).

Лепим барыню в дымковской технике

Мастера из села Дымково с древности изготавливали фигурки женщин. Есть среди них и настоящие барыни в кокошниках, и простые крестьянки с детьми на руках или ведрами на коромыслах. Несмотря на многообразие вариантов декора, все женские фигурки имеют достаточно простую форму, благодаря которой сразу можно понять, что перед вами дымковская игрушка. Как сделать из пластилина барыню? Для пышной юбки понадобится каркас — удобно взять обрезанное горлышко от пластиковой бутылки. Облепите его тонким слоем пластилина, сохраняя форму. Затем на основе пробки от бутылки сформируйте туловище, прикрепите к нему шарик-голову. Далее можно дать волю своей фантазии — вылепите руки, волосы и головной убор. Можно добавить какой-то еще декор, дать барышне что-то в руки. Готовую фигурку покройте грунтом и раскрасьте.

Если тема вашего сегодняшнего творческого занятия — дымковская игрушка из пластилина, фото готовой фигурки или даже она сама в качестве образца всегда должна быть перед глазами

Особенно важно иметь образец детям, не забывайте о том, что у малышей не такой уж и большой жизненный опыт. Если вы хотите украсить готовую игрушку сложными орнаментами, обязательно попробуйте выполнить их на бумаге. На самом деле комбинируя кружочки и полосы можно добиться разнообразных и интересных эффектов, главное — правильно подобрать цвета

Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый — все это цвета, в которые традиционно окрашивается дымковская игрушка. Как сделать из пластилина такую фигурку в домашних условиях, вы уже знаете. При желании в процессе росписи также можно использовать оранжевую или розовую краску, а отдельные элементы выделить позолотой. Не забудьте о том, что лицо тщательно прорисовывать не нужно, достаточно наметить его схематично

На самом деле комбинируя кружочки и полосы можно добиться разнообразных и интересных эффектов, главное — правильно подобрать цвета. Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый — все это цвета, в которые традиционно окрашивается дымковская игрушка. Как сделать из пластилина такую фигурку в домашних условиях, вы уже знаете. При желании в процессе росписи также можно использовать оранжевую или розовую краску, а отдельные элементы выделить позолотой. Не забудьте о том, что лицо тщательно прорисовывать не нужно, достаточно наметить его схематично.

Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Ход занятия

Звучит русская народная музыка спокойная. – Здравствуйте, ребята! Хотите знать, чем я сегодня богата? Только сначала гостям улыбнитесь, поклонитесь, да скорее ко мне обернитесь. – Игрушки я слепила, да вас сюда я пригласила.Хочу загадать вам загадку: А игрушки эти не простые,а волшебно расписные: белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски- простой казался бы узор, но отвести не в силах взор! -О каких игрушках загадка? (дымковских)

Воспитатель приглашает детей в «дымковскую деревню»

Дыхательная гимнастика. — Какдымком повеяло! (дети глубоко вдыхают носом) . – Вы чувствуете запах дыма? — Посмотрите, кто нас встречает?(барышни, лошадки и т. д.) Игра:«Заря- заряница»(воспитатель и дети находятся в дымковской деревне) — Почемуигрушки, которые вы видите, называются дымковские? — Из какого материала они сделаны? — Что любили лепить дымковские мастера? — Почему они любили лепить животных и людей? — Какое настроение создают такие игрушки? — Какие краски используют дымковские мастера? — Какие элементы дымковской росписи вы знаете? -Давайте с вами, ребята, мы помечтаем… Садитесь на ковер, закрывайте глаза, слушайте мой голос и музыку (релаксация)

— Привезли мы глину с дальнего бугра. Ну-ка, за работу, чудо- мастера! Я слеплю лошадку, я её поглажу. И седельце с бахромой на спине прилажу. Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем. Будем мы игрушки «печь»

, печка жаром пышет. А в печи- не калачи, а в печи-куличи, Не пышки, не ватрушки, а впечи-игрушки! — А теперь садитесь ребята за столы.

Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины. И синица вдруг запела голоском самой весны. Голосисты эти птицы и нарядны словно ситцы! Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью! Фью-ти, фью-ти гнёзда вью! (загадка-стихотворение о птице)

— Из каких частей состоит птица? (голова, туловище, хвост, крылья)

. – Как мы будем делить глину, чтобы вылепить птицу? — Какую форму имеет голова?(шара) . — Какую форму имеет туловище?(овоида) . — Как мы будем лепить крылья?(сплющивать) . — Как мы будем лепить клюв, хвост?(вытягивать) . — С помощью чего будем соединять голову и туловище?(с помощью стеки) . — Оперение у птицы прорисовываем стекой.

Воспитатель напоминает детям правила работы с глиной:

— Если сохнут руки? (намочить водой)

. — Если глина трескается?(затереть водой, стекой, мокрой тряпочкой) . — Если руки грязные?(вытираем тряпочкой) .

Изготовление барышни из пластилина

Искусные мастера из села Дымково с древности создавали именно фигуры девушек. Среди них можно различить и настоящих барышень в кокошнике, а также простых крестьянок с детьми на руках либо вёдрами на коромыслах. Несмотря на широкий выбор декорирования, все женские фигуры обладают довольно простой общей формой, с помощью которой можно легко понять, что перед вами именно дымковская фигурка.

Можно создать барышню из пластилина. Для красивой и пышной юбки нам потребуется каркас — можно взять обрезанное горлышко из-под пластиковой бутылки. Его нужно облепить тонким слоем пластилина, сохраняя при этом начальную форму. После этого на основе пробки от бутылки нужно сформировать туловище, укрепить к нему шарик-голову. Далее можно дать своей фантазии волю, использовать всю возможную креативность — вылепить руки, головной убор и волосы. Также можно украсить фигурку дополнительным декором, дать барышне что-то в руки. Готовую фигуру нужно дополнительно покрыть грунтом и раскрасить.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Как сделать дымковскую игрушку: барыня, барышня, лошадка

Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Лепим дома. Какого персонажа выбрать

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

ПОСМОТРИТЕ: Рыбки из соленого теста

Как слепить оборку

Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак).

Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски.

Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Барыня или барышня?

Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке.

Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка.

В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.

ПОСМОТРИТЕ: Как слепить петуха из пластилина или глины

Дымковская лошадка -слепим из пластилина

Здравствуйте, товарищи читатели блога Handykids.ru!

Сегодня мы с вами слепим из пластилина дымковскую лошадку. Реалистическую лошадь мы уже лепили, с натуры пластмассовую лошадку тоже уже лепить научились.Но у нас в стране есть ещё и богатая традиция изготовления игрушек из глины.

В ближайшее время мы напишем собственно о народном промысле- изготовлении дымковских игрушек. А для разминки начнем с лошади.

Она довольно проста и мы легко можем сделать фигурку величиной примерно с ладонь (то есть примерно того размера как и глиняные игрушки-прототипы).

Впрочем, в качестве материала будем использовать пластилин, так что «дымковской» нашу поделку можно будет назвать только условно. Главное для нас в данном случае: формальное сходство, которое даст нам формальное же право назвать лошадку дымковской.

Какова же форма в соответствии с традициями дымковского народного промысла? Поглядите на изображение. Приятно удивляет ЦЕЛЬНОСТЬ этого образа. Формам этих игрушек чужд всякий геометризм, вы не увидите ни одной откровенно прямой линии, ни одного угла! Туловище ПЛАВНО переходит в конечности и голову.

У меня лично возникает ассоциация, скажем, с керамической посудой: та же плавность и округлость. Хотя в устойчивости этой лошадки есть так же нечто от стола или стула! Туловище, заметим, сравнительно короткое, ноги толстые длинные и передняя с задней пары сходные.

(Вспомним, что у настоящей лошади передняя и задняя пары ног анатомически существенно различаются). Круп игрушки несколько ниже холки, но всё очень сглажено. Шея мощная и длинная и вместе с головой напоминает …валенок с ушками. Хвост и гриву изготовляют из скрученных вдвое пластилиновых жгутов.

Теперь вы схватили саму суть дымковской игрушки, приступим к делу.

Как будем лепить?

Я выбираю методом вытягивания из одного куска потому,что фигурка коня выглядит очень цельной и монолитной.

Когда лошадка будет готова, пригладим ее поверхность и придадим ее мордочке простодушное выражение(нарисуем глазки и обозначим нос), прикрепим конические ушки, гриву и хвостик.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания глиняных фигурок живы до сих пор. В мир современных технологий этот промысел так и не стал автоматизированным. Статуэтки по-прежнему создают вручную, придерживаясь правил, зародившихся четыреста лет назад.

К сожалению, юным мастерам порой не хватает усидчивости и терпения, чтобы пройти полный курс обучения. Но тот, кто постигнет эти азы, становится настоящим профессионалом. Руками умельцы создают шедевры, каждая игрушка индивидуальная и неповторима.

Чаще всего на производстве заняты женщины. Полет фантазии и знание старинных традиций помогает девушкам создавать уникальные образы и максимально достоверно их передавать.

Дымковская игрушка из пластилина своими руками для детей 4-6 лет

Дымковская игрушка из пластилина. Средняя — старшая группа. Мастер-класс с пошаговыми фотоОписание. Данный мастер — класс предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста, для воспитателей, учителей начальных классов, родителей. Назначение. Для знакомства с народным творчеством на занятии, для оформления уголка ИЗО, в подарок малышам, родителям, на конкурс. Цель: Прививать любовь к народному творчеству. Задачи: Учить лепить по мотивам дымковской игрушки. Развивать мелкую моторику рук, передавать в лепке характерные особенности животного. После окончания учебного года всегда остается много использованного пластилина, который дети уже с неохотой берут лепить. Поэтому из такого пластилина, на протяжении многих лет,лепим как образцы для занятий, при изучении народных игрушек. Начиная со средней группы лепим животных, птиц, а в старшей и подготовительной группе женские и мужские образы. Конечно поделки из пластилина не такие прочные как из глины, но мы воспитатели знаем, как проблематично лепить из глины, поэтому глину заменяем пластилином. Оказывается гуашью можно отлично рисовать и по пластилину. И дети получают массу удовольствия, раскрашивая собственную скульптуру. Хочу рассказать вам, как мы лепим с детьми собачку, она более простая не только в лепке.но и в росписи. Для работы берем использованный пластилин.


Для лепки дымковской собачки нам понадобиться: использованный пластилин, клей ПВА, гуашь, кисти, лак для волос или мебельный лак.


Сминаем пластилин в однородную массу.


Лепим толстую колбаску,это будет туловище и ноги.


Толстую колбаску разрезаем стекой с двух сторон.


Выгибаем среднюю часть толстой колбаски — это туловище. А ножки закругляем.


Берём ещё три небольших комочка пластилина.


Раскатываем две колбаски одна колбаска побольше, другая поменьше и шарик.


Берём шарик , с одной стороны раскатали немного, формируем голову собачки, прикрепляем к туловищу и хорошо разглаживаем места соединения.


Таким же образом прикрепляем хвост нашей собачки, предварительно его скатав.


Дошла очередь и до ушей. Оставшуюся колбаску разминаем по краям, это будут уши.


Прикрепляем их к голове, и хорошо разглаживаем места соединения.


Собачка наша готова,теперь загрунтуем собачку белой гуашью (чтобы лучше ложилась гуашь, добавим клей ПВА), грунтовку начинаем с нижней части нашей работы.


Поставим нашу собачку на ножки и тщательно отбелим все её части, чтобы не осталось не прокрашенных мест.


После того как высохла наша собачка, наносим рисунок.


Собачка готова.


Раскрашенных животных можно сбрызнуть лаком для волос, или покрыть мебельным лаком, чтобы закрепить гуашь.


А этим игрушкам уже по нескольку лет.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного занятия в младшей группе. Ярмарка Дымковская барышня своими руками. Мастер-класс с фото Викторина для дошкольников старшей — подготовительной группы. Дымковская игрушка

Конспект открытого урока по рисованию в 7 классе

Инструменты и материалы

Пластилин

Он будет основным материалом. Больше всего потребуется белого цвета, ведь фон классических дымковских статуэток имеет именно такой цвет. Из белого пластилина изготавливается основа игрушки, а затем – на поверхность наносятся другие цвета, преимущественно те, которые являются наиболее яркими.

А именно:

  • синий;
  • красный;
  • желтый;
  • оранжевый;
  • зеленый.

Стеки

Разделять кусочки пластилина на части нужного размера помогут стеки. Как правило, эти незамысловатые инструменты входят практически во все наборы пластилина, предназначенного для детского творчества. Специальные стеки имеют заостренные и закругленные края. Также они могут иметь форму лопатки или петли.

С помощью таких приспособлений можно:

  • снимать лишний пластилин;
  • делать надрезы;
  • прорабатывать детали и фактуру.

Если же стеков по той или иной причине не окажется, можно применять похожие на них подручные средства.

Доска

Доска, на которой будут выполняться работы, должна быть специальной. Она поможет сохранить в чистоте стол. Есть доски, которые предназначены для лепки фигурок. Если игрушка будет иметь размер не более 20 см, то для ее изготовления подойдет доска со сторонами 22 на 35 см.


Для лепки можно использовать также фанерную доску

Если же специальной доски нет для работы, можно использовать деревянную дощечку или пластиковую широкую палитру.

Другие материалы

Помимо пластилина, нужны будут дополнительные материалы, которые помогут улучшить внешний вид готовых статуэток и сделать их более похожими на настоящие глиняные дымковские игрушки.

К таким материалам относятся:

  • краски;
  • грунтовка;
  • защитный лак.

Мастер-класс барыни

Осваивать лепку дымки лучше с пластилиновых фигур. Этот знакомый всем материал обладает достаточной пластичностью, но при этом не требует дополнительной сушки и обжига. Интересным в этом плане станет создание образа барыни.

Материалы и инструменты

Для творчество нет необходимости бежать за новой упаковкой пластилина. Подойдут кусочки уже бывшего в употреблении материала.

Для творчества понадобятся:

  • пластилин;
  • набор акриловых красок или гуаши;
  • кисточки разных размеров;
  • лопатки и стеки для пластилина;
  • досочка для лепки.

Процесс

Работа начинается с юбки:

  1. Кусок пластилина размять, скатать в шар. В нижней части сделать пальцем вмятину, постепенно увеличивая диаметр углубления, вылепить чашеобразную заготовку.
  2. Из кусочка пластилина сделать конус — это торс куклы. Насадить туловище на юбку. Загладить стык.
  3. Раскатать материал в два длинных и тонких валика. Согнуть их дугами. Прикрепить к туловищу. Так получились руки.
  4. Небольшой шарик насадить на торс куклы. Это голова барыни.
  5. Все стыки тщательно заглаживаются.

Итак, основа игрушки готова.

После того, как основная работа завершена, приступают к декорированию. Для того, чтобы получить характерные для дымки воланы и рюши, пластилин скатывают в длинные валики, которые затем разминаются в тоненькие плоские ленты. Полученные ленты красивыми складками укладывают по подолу юбки, из них формируют баски, манжетки или рукава-крылышки, ими украшают фартушки и шляпки.

Немаловажным элементом является прическа барышни. Для кос скатываются тонкие жгутики, соединяются попарно и переплетаются. Импровизированные косы можно уложить вокруг головы короной или перекинуть через плечо на грудь. Если на голове куколки планируется шляпка, то вся прическа может состоять из кокетливых завитушек, выглядывающих из-под полей головного убора.

О головном уборе стоит поговорить отдельно. Кроме уже упоминавшейся шляпки, женская фигурка может быть наряжена в кокошник, чепец или косынку.

Завершающим этапом лепки барышни является оформления кукольного личика. Оно состоит из мелких кружочков. Из одного необходимо слепить курносый носик, еще два станут щечками, и, наконец, из последней лепешки вырисовывается ротик.

Дополнительным украшением барыни могут быть различные предметы: сумочки, корзинки, зонтики. Крестьянка, как правило, изображалась с коромыслом или домашней птицей. Фигурка нянюшки или кормилицы обязательно будет с фигуркой младенца на руках.

После того, как заготовка будет полностью готова, ее тщательно обсыпают мукой и покрывают двумя слоями белой краски.

Следующий слой краски наносят только после полного высыхания предыдущего.

Узоры

Разрисовывают заготовку в традициях вятской росписи. Сначала расписывают крупные детали, после переходят к более мелким. На подоле юбки узор распределяется таким образом, чтобы оставалось достаточно незакрашенного места.

Ниже приводится картинка примерной росписи барышни-крестьянки.

На заготовку наносится эскиз будущего рисунка.

Широкой кистью на подоле рисуются большие кольца красного цвета. Затем разукрашивается блуза куклы, зонтик. После этого тоненькой кисточкой окрашиваются волосы и головной убор.

После того, как все масштабные работы закончены, следует приступить к мелким прорисовкам. Ватной палочкой в центре кругов наносятся желтые точки. Такой узор символизирует солнце и процветание. Между кольцами той же ватной палочкой ставятся зеленые точки. Тонкой кистью точки попарно соединяются волнистыми линиями. Такой узор символизирует зарождение новой жизни и продолжение рода. Расположенные вдоль оборки голубые точки олицетворяют семена, брошенные в землю.

После росписи юбки перейти к личику. Лицо у барыни рисуется просто. Две черные дуги и пара черных точек — это глаза и брови, носик — тоненькая черточка. Завершают роспись яркие щечки и губки.

Финишным этапом становится имитация потали. Золоченную фольгу нарезают ромбами и приклеивают на подол с помощью клея ПВА.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Aнна Ншановна Узунян Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Интеграция ОО:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Знакомство с дымковской росписью (пластилинография)

Задачи:

— учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек;

— обучать приёмам «пластилинографии» (вытягивать, придавливать, примазывать);

— развивать моторику пальцев рук;

— воспитывать интерес и любовь к народному промыслу.

Вступительная часть

Воспитатель на мольберте демонстрирует картины с дымковской росписью. Читает стихотворение

Мы игрушки расписные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Воспитатель: Ребята, вам нравятся эти игрушки? Почему? (ответы детей)

Кто знает, как их называют? (ответы детей: дымовские)

Это дымковские игрушки. И мы сейчас, о древней дымковской игрушке поведём рассказ:

Беседа

Дым окутывал все крыши домов, да так, что ничего не было видно, только один дым. И поэтому это село назвали Дымково. Люди в этом селе трудились в поле, пасли скотину, а маленькие детки играли на лугу, шутили. У этих детей не было таких игрушек как у вас.

И задумались все взрослые, чем порадовать детишек. Они набрали на берегу реки красную глину и вылепили разные игрушки, просушили, обожгли их в печи, покрыли мелом разведённом на молоке и расписали красками. Вот так и появились эти яркие, весёлые и задорные игрушки.

В начале лепили свистульки в виде коней, медведей, баранов, козлов, уточек, а игрушки стали лепить чуть позже. Все свистульки и игрушки лепили и расписывали только женщины и девочки. Потом эти игрушки и свистульки стали продавать на ярмарке. Всем очень полюбились игрушки умельцев из Дымково и стали их называть ласково «дымка».

Узор на игрушках очень простой. Посмотрите и скажите, какие узоры видите (ответы детей: разные кружочки, полоски)

Правильно, узор состоит из клетки, кругов, точек полосок, зигзагов и ромбиков. Расписывают их самыми яркими, весёлыми красками. Каких только игрушек не лепят, посмотрите, всадники, дамы, кавалеры, птицы, звери, сказочные персонажи.

А мы сегодня будем лепить олешку.

Воспитатель лепит вместе с детьми и оказывает при необходимости помощь

Заключительная часть

Анализ готовых работ. Организация выставки.

Конспект открытого занятия в младшей группе по изобразительной деятельности «Дымковская игрушка» Конспект открытого занятия в младшей группе по изобразительной деятельности «Дымковские игрушки» Тема: «Дымковские игрушки». Формы работы:.

Конспект интегрированного занятия по лепке в младшей группе «Новогодняя игрушка» Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» Интегрированные образовательные.

Конспект НОД (конструирование) в старшей группе «Дымковская игрушка» по программе «Детство» Конспект НОД (конструирование) в старшей группе «Дымковская игрушка» по программе «Детство» Разработала: Дружинина Е. А Цель: Продолжать.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» Цель: Познакомить детей с народным промыслом. Задачи: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров; знать традиции страны. Формировать.

Расширять представление о народной игрушке. Закрепить знание характерных. Конспект занятия по лепке «Безопасная игрушка-весёлая погремушка» во второй младшей группе Тема: Безопасная игрушка-весёлая погремушка» Цель: Закрепить представление о правилах безопасности в быту Учить. Конспект занятия занятия по лепке в старшей группе «Олешек» Интеграция ОО:»Социально-коммуникативное развитие», Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Мастер-класс по лепке на основе пластиковой бутылки «Дымковская игрушка. Барышня» Мастер-класс Презентация пошаговая Тема: «Дымковская игрушка. Барышня» Цель: Создать условия способствующие развитию творчества у детей. Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» в средней группе Конспект НОД по художественно-продуктивной деятельности на тему «Дымковская игрушка» Для средней группы «Лошадка» Цель: развитие творческой.

Занятие в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» МДОУ № 27 «Светлячок» ЯМР Конспект открытой интегрированной непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector