Конспект нод по рисованию «украсим юбку дымковской барышни»

Как сделать своими руками другие поделки?

Из пластилиновой основы можно сделать и многие другие красивые дымковские игрушки. Рассмотрим несколько поэтапных мастер-классов и инструкций.

Барышня

Ее создание стоит начинать с изготовления пышной юбки. Чтобы она получилась аккуратной и красивой, рекомендуется воспользоваться каркасом. В качестве него чаще берут горлышко от пластиковой бутылки. Его следует облепить тонким слоем пластилиновой массы. Причем на такой опоре лучше также сформировать туловище и голову барыни.

На пластмассовой основе стоит вылепить руки, головной убор и волосы. Когда все будет сделано, можно приступить к росписи статуэтки. Чаще берут 2-3 яркие расцветки. При помощи красок наносят различные узоры на пышную юбку. Нередко делают какую-либо отдельную маленькую фигурку, которую помещают в руках барышни. Готовую игрушку лучше сразу покрыть грунтом.

Если вы планируете сделать головной убор, то сначала надо вылепить полумесяц. Его слегка сгибают таким образом, чтобы деталь получилась немного волнистой. Сделанный кокошник прижимают к голове барышни. Все соединения тщательно проглаживаются пальцами. В конце у изделия формируют объем.

Мастера также делают такие статуэтки, которые изображают крестьянок с детьми на руках либо с ведрами на коромысле. На голове барыни, как правило, находится кокошник, который тоже можно расписать красками.

Лошадь

Теперь рассмотрим пошаговую схему, по которой можно легко сделать своими руками коня. В данном случае берется белая масса, она разделяется на несколько отдельных кусочков, из которых формируются туловище, голова, конечности, уши, хвост и грива. Туловище при этом лепят из самого большого кусочка, из него делают заготовку овальной формы.

Конечности лошади лучше сделать в виде конусов, которые будут расширяться кверху. Концы при этом немного загибают. Шею и голову стоит лепить из загнутой пластилиновой полоски. После этого создают уши конической формы, гриву, которая будет состоять из двух переплетенных между собой жгутиков. Их соединяют в одно замкнутое кольцо и присоединяют к белому туловищу.

После того как фигурка будет сделана, ее лучше покрыть белой гуашью, которую разводят напополам с клеем ПВА. Изделие должно полностью просохнуть, только после этого можно приступать к раскрашиванию, для этого проще всего воспользоваться акриловыми составами.

Козлик

Для изготовления самодельного козлика стоит взять белый мягкий пластилин. Его можно разделить на несколько отдельных частей, из которых далее создают туловище, голову, рога и конечности. Иногда фигурку формируют сразу из одного цельного куска.

Рога часто изготавливают из желтой массы. Для этого отщипывают два небольших куска, которые аккуратно скручивают в два жгутика. Затем каждый из них немного загибают с одного конца. Оба элемента должны иметь одинаковые размеры.

Одновременно с этим надо взять черный пластилин, из которого отдельно лепят глаза, уши и копыта. Все детали соединяют в одну поделку, после чего приступают к росписи акриловыми красками. Как правило, узоры наносят на конечности и туловище.

Собака

Для изготовления данной фигурки можно взять любой пластилин. Его сминают в одну однородную мягкую смесь. После этого из нее делают толстую заготовку овальной формы, она будет использована для создания туловища и конечностей.

Затем следует сделать надрезы при помощи стека на заготовке сразу с двух концов. Центральную часть пластилинового изделия немного выгибают, это и будет туловище, концы закругляют. Позже берут еще три небольших кусочка.

На доске раскатывают две тонкие колбаски (одна из них должна быть побольше), а также скатывают один шарик. Это будет голова животного. Шарик прикрепляют к туловищу собаки. Все места соединения при этом тщательно разглаживаются, чтобы игрушка смотрелась красиво и аккуратно.

Затем прикрепляем к основе хвост, предварительно скатав его в небольшую колбаску. В конце к поделке приделывают уши. Для этого тонкий кусочек пластилина разминают с двух краев пальцами.

Когда статуэтка будет готова, ее следует покрыть белой гуашью. Для того чтобы она ровнее ложилась, состав стоит смешать с клеем ПВА. Грунтовку рекомендуется начинать с нижней части изделия.

Когда поделка полностью высохнет, можно приступать к декорированию. Для этого применяются разные акриловые красящие составы.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

Ход мастер класса

Для того,чтобы изготовить нашу поделку нам понадобятся:

• пластилин;

• доска для работы с пластилином

• стеки

• влажные салфетки (для рук)

• гуашь (6 цветов)

• кисточки (натуральные) большая и малые

• стакан с водой

• пластиковая бутылка

Чтобы увлечь детей в это увлекательное творчество я показываю рисунки дымковской барышни (можно подобрать несколько изображений). Показ иллюстраций сопровождается стихом по данной теме (приложение 1).

Прежде чем приступить к работе, необходимо сделать гимнастику для пальчиков (приложение 2).

И так мы приступаем к лепки нашей барышни.

Разогреваем пластилин.

При создании поделки используется предметный вид лепки, который учит обобщать представления об окружающем мире в конкретных образах.

Первым этапом будет создание юбки для нашей барышни. Юбка изготавливается в нетрадиционной техники — технике работы на форме. В данном случае приёмы пластилинографии, в частности налепливание и заглаживание, переносятся на создание трёхмерных образов. В качестве основы для оформления пластилином я использую заранее отрезанное горлышко от пластиковой бутылки (при работе с детьми пластиковый каркас для юбки лучше подготовить заранее, так как её обрезание не безопасно для ребенка). Делая из пластилина небольшие «лепешки» я облепляю ими всю поверхность бутылки, неравные края загибаем вовнутрь бутылки, после пальцем разглаживаем поверхность.

Верхняя часть барышни выполнена в традиционной конструктивной технике, которая основывается на сборке цельного образа из отдельно вылепленных деталей. Из куска пластилина мы катаем цилиндр, его окружность должна быть чуть больше окружности крышки бутылки – это будет туловище нашей будущей барышни. После я отщипываю еще три куска пластилина, это будут наши голова и руки. При изготовлении всех частей туловища надо путем наложения следить за их пропорцией. Следующий шаг, это создание кокошника и фартука, которые делаются из раскатанных шаров, работая стекой я придаю им изгибы. Букли сделаны из тонких «колбасок» скрученных в жгут. Когда созданы все части верхней половики барышни, мы приступаем к сборке, тщательно заглаживая швы.

Пластилиновая барышня готова и я приступаю к окрашиванию…

При помощи большой кисточки покрываю всё наше изделие белой гуашью. После того как гуашь просохнет приступаем к росписи, для наглядности показываем эскизы дымковской росписи (приложение 3) Легкий орнамент (круги, точки, волны и роспись гладью) так же упрощают роспись поделки, а яркие и не сложные цвета будут радовать детей.

И вот наша барышня готова! Я уверена ребятам очень понравится результат их работы! Можно составить хоровод из поделок и также под сопровождение музыки или стихов полюбоваться ими (приложение 4).

Данный мастер-класс может быть использован моими коллегами при проведении ООД.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кусочек глины мягкой, тёплой

Ты в руки бережно берёшь,

Сначала колокол ты лепишь,

И что же в нем ты узнаёшь?

Так это же подол у юбки,

Цилиндр сверху прилепил,

Головку круглую, а руки

На пояс крепко подбочил,

Воланы бережно примазал,

В подол, передник, воротник,

Косую голову украсил,

И образ барыни возник.

Игрушка та должна обсохнуть,

Обжечься в печке без огня,

Затем покрыться белезною,

И ты готова у меня

Для росписи красивой, звучной,

И жизнь тогда не будет скучной.

Сияй ты, барыня моя!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Посмотри как хороша эта девица душа

Щечки яблочки горят, удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво

Барышня так красива!

Продолжение истории

Со временем о празднике позабыли. А дымковский промысел не исчез и возродился в двадцатом веке. Он стал разнообразнее и существует в наши дни. Этот вид глиняного художественного искусства известен во всех уголках мира. Редкий турист, побывав на ярмарке или в музее, не увезет с собой такую покупку на память или в качестве презента для родных и друзей.

Кроме изначальных свистушек появились крохотные копии сельских и городских жителей в красивых подробным мелочами народных костюмах.

Это и мамаши с детьми всех возрастов, в окружении домашней утвари и скота; мужики с музыкальными инструментами, сидящие на лавочках; барыня в крупных ажурных бусах; детвора на карусели; веселое катание молодежи на снежной горке; столичные модницы с зонтами и в экипажах; парнишка, продающий рыбу из корзины; цирковые артисты верхом на оленях и лошадях; гусары в форме.

Перечислять можно бесконечно, ведь фантазия мастериц неиссякаема. Есть целые серии, состоящие из фрагментов жизни крестьян и горожан. И каждая диковинка, сделанная вручную, уникальна, невозможно найти точно такую.

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Лепим дома. Какого персонажа выбрать

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Перенимая опыт

Конечно, воссоздать оригинальный образец народного творения в домашних условиях невозможно. Можно только попытаться повторить исторический шедевр.

Но сейчас лепка и раскрашивание их по шаблону в стиле дымковской росписи стали популярными в качестве хобби для людей, не имеющих навыков в этой области.

А если есть возможность и желание, можно посетить интересные мастер-классы

Наблюдение за трудом умельцев и профессионалов поистине приковывает внимание. Непременно захочется повторить все увиденное

Такое мероприятие доставит уйму эстетического удовольствия.

Кроме того, это еще и прекрасное развивающее интеллект занятие для детворы дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь труд маленьких пальчиков, которые пытаются из кусочка теста вылепить петушка, хоть и требует большого усердия и терпения, отлично развивает мелкую моторику, играя тем самым важную роль в развитии ребенка.

Пользу от таких сеансов рукоделия заметят и подтвердят все родители. Достаточно обзавестись материалом для основы и нехитрым инвентарем для работы с ним. Понадобятся кисточки, краски, набор стек для обработки, фото образцов, как пример и безграничное воображение.

Перед тем, как приступить к выполнению восхитительных и неповторимых миниатюр, нужно изучить информацию об особенностях и тонкостях создания маленьких силуэтов. Полезные советы значительно облегчать процесс и сэкономят не один час.

Свое отражение дымковская забава находит и в детских раскрасках. На их страничках можно увидеть знакомых животных, нарядно одетых людей и даже героев любимых сказок. На них нанесены контуры затейливых узоров для расцвечивания.

Малышам нужно использовать множество цветов красок и проявить старание и сосредоточенность, чтобы поэтапно придать цвет всем сегментам и деталям.

Такие раскраски подойдут для детей средних и старших групп детского сада. Кроме досуга, они предоставят возможность познакомиться с этим видом древнего творчества, и расширить кругозор.

Подготовить листики для раскрашивания с изображением дымковских игрушек можно и самостоятельно, распечатав картинки из интернета.

Таким образом, придуманная много лет назад затея для небольшого праздника и ярмарочной торговли, не только не утратила интерес к себе в наше время, но и расширила область своего применения.

Дымковская игрушка – это колоритный сувенир с узнаваемым всюду живописным украшением, отличный подарок и интересный образ для развивающих занятий с детьми. Картинки с ее изображением можно рассматривать бесконечно, изучая до мелочей.

Лепим дома. Какого персонажа выбрать

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Дымковская игрушка из глины в современном мире

Серийного производства, как это ни странно, народный промысел Дымково не имеет. Каждая игрушка – это ручная работа. Потому как бы она не была канонична, в ней всегда будет чувствоваться рука мастера. У всякой мастерицы узнаваемый почерк, и тем интереснее пополнять свои коллекции истинным любителям глиняной игрушки.

Ритуального значения, как несложно догадаться, у дымковских фигурок давно уже нет, как нет и народного праздника свистопляски. Но роль сувенира, русского символа, игрушка играет прекрасно. Почти 10 лет назад в центре Кирова (ранее – Вятка) установили памятник дымковской игрушке, многовековому бренду этого региона. Выглядит памятник как скульптурная группа «Семья»: барыня с младенчиком на руках, кавалер с гармошкой, ребенок и, конечно, братья меньшие. Воплощение всех типообразов игрушки в одной композиции, да еще в центре исторической родины промысла – это признание.

Если вспомнить Олимпийские Игры в Сочи, то на открытии среди красочного и впечатляющего масштабами представления русских культурных достояний появилась и дымковская игрушка. И по сей день многие профессиональные художники, новички, любители и дети обращаются к дымковской эстетике, пробуют себя в роли продолжателя традиций. Такой сувенир, вне сомнений, украсит любой дом, сделает его теплее, наполнит его ощущением радости жизни и необходимости ценить простые моменты счастья.

Возможно, вам будет интересно почитать про: «Особенности гжельской росписи».

Дымковский промысел – народное послание, которое не конкурирует с современным искусством, а мирно уживается с ним. Его репутация, сложившийся образ стали таковыми благодаря признанию народа, любви и заботе о сохранении традиции.

Роспись дымковской игрушки

Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.

Цвета дымковской игрушки

После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой.

В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.

Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на наряде.

Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.

Элементы дымковской росписи

Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.

Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.

Характерные особенности росписи животных

Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.

Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника.

К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.

Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.

Особенности рисования

Чтобы создать по-настоящему уникальное и необычное изделие, нужно использовать большое количество ярких цветов, контрастных оттенков, а также геометрических фигур. С помощью таких элементов фигурка точно приобретёт красивый праздничный вид. Особенности поэтапной росписи:

В древности для росписи применяли темперные краски, которые разводили уксусом, квасом либо растирали на яйце. В большинстве случаев на фигурку добавляли около восьми цветов. Роспись производилась посредством палочек с накрученными тряпками, а для вырисовки глаз и бровей применяли специальные лучинки. Сейчас для этого используют краски для керамических изделий: акриловые, растёртые на яйце, гуашевые. На поверхность статуэтки их наносят с помощью хорьковых либо колонковых кистей.
Самая известная роспись включает в себя сочетание геометрических элементов росписи дымковской игрушки и гладкоокрашенных частей. При раскраске фигурки используют контрасты, которые разбавляются белыми и чёрными оттенками, а также небольшие вкрапления золотого. Все это помогало добиться особой цветовой расцветки и сочности цветов. Ярче всего раскрашивали фигурки животных и платья девушек. Квадратики сусального золотого оттенка размещали на эполетах солдатиков, головных уборах, а также хвостах индюков. В большинстве случаев для игрушек применяли следующие оттенки: синий, малиновый, оранжевый, зелёный, чёрный, коричневый, изумрудный, голубой, рыжий.
Главной чертой такого рисунка является его последовательность нанесения и составление композиции. В начале работы принято было вырисовывать волосы, глаза и брови, после раскрашивали головной убор, платье и остальные элементы одежды. Чтобы дымковский узор для детей отличался особым блеском, на некоторые участки наклеивали куски золотого оттенка.
Сам узор дымковской игрушки включает в себя большое количество различных фигур, отличающихся по геометрической форме и цвету, которые придают игрушке особую привлекательность и помогают создать большое количество композиций. Чаще всего для этого используют следующие геометрические фигуры: овалы, полоски, круги, кольца.
Разукрасить статуэтку лучше всего поэтапно, начинать нужно с нежных цветов, к которым со временем следует прибавлять более тёмный. Настоящий мастер должен точно понимать, что значит каждый цвет в композиции

К примеру, зелёный — знак природы и земли, красный — здоровья и процветания, белый — чистоты и доброты, голубой — неба.
При добавлении различных орнаментов и узоров на картинку и посуду для начала важно наносить те, что представляют собой красоту, правду и крепкое здоровье. Рисовать на готовом изделии лучше всего по специальному трафарету, предварительно просмотрев мастер-класс

Такие виды статуэток сразу становятся для владельца своеобразной защитой.
Для каждой фигурки есть свои методы росписи. Ярче всего раскрашивали индюков, петухов и козлов. Узор часто выражал в себе не только необычность, но также немного фантастики. Также из животных было принято создавать свиней, коров и баранов.
Дополнительным элементом рисовки были небольшие квадратики сусального золота. Их применяли для добавления дымковской игрушки индивидуальности. Для этого вырезались небольшие куски сусального золота квадратной формы и приклеивались к игрушке с помощью кисти, смоченной в яичной белке, а после аккуратно расправлялись сухой кистью.

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребята посмотрите, вот на эту фотографию.

На ней изображена церемония открытия Олимпиады в Сочи, где была использована стилистика дымковской игрушки — народного промысла вятской земли. В ярких дымковских красках перед зрителями олимпиады предстала средневековая Русь. А творчеству дымковской росписи более 400 лет. Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название). Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют). Их можно узнать по этим красивым узорам. А вы знаете,что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии –воду, а пересечение прямых линий (ромб) -землю. Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных предметов. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки, (показываю детям дымковские игрушки.

Дети как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские.

Воспитатель: Правильно. А почему их так назвали?

Дети: Потому что их сделали в селе Дымково.

Воспитатель:

Дым из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое «Дымково » назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо сказки.

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Сами белоснежны, как березки,

А на них яркие кружочки, клеточки, полоски.

Воспитатель: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Мастера делали их из глины. Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными. Поэтому дымковские мастера стали их расписывать яркими узорами.

Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера?

Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

Воспитатель: А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушки?

Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Воспитатель: А вы хотели бы в Дымково попасть и стать мастерами.

Дети: Да.

Воспитатель: А ведь село стоит на берегу реки, на чем же можно отправиться туда?

Дети: на лодке.

(имитация движений, переплыть)

Мы на лодочке плывём,

На волнах качаясь.

Мы одним веслом гребём,

Вторым помогаем.

Давай прыгай ты дружок побыстрей на бережок.

И быстрей шагаем

Воспитатель: Вот мы и приплыли в село Дымково. Представим себе, что мы в дымковской мастерской, все тут есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. У меня для вас есть фигурки «Дымковских барышень», которые не успели расписать мастера. Давайте им поможем. Садитесь по удобнее, закройте глаза и подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте что получится. Настроились? А теперь приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку. Во время работы оказывается помощь, дается указание.

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают.

Воспитатель: Вот наши «Дымковские барышни» и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться! Даже на душе стало радостно.

Все «Дымковские барышни» не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски. Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо вам за вашу работу, дорогие мастера!

После занятия, даю детям трудовое поручение.

— Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.

История и традиции дымковской росписи

Дымковская игрушка, XIX в. Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector