Русские ремесла и старинные народные промыслы россии

Содержание:

В каких отраслях ремесла мастера еще добились больших успехов?

Говоря о ремеслах периода XI-XII веков, не стоит забывать и о таких видах деятельности, как чеканка, изготовление керамики и эмалей, стеклоделии, живописи, а также тонкой вышивке, поскольку в этих ремеслах славянским мастерам не было равных. Во время археологических раскопок, проходивших в Киеве, ученым удалось найти старинные картины, выполненные древними русскими мастерами, которые поражают своей красотой.

Больших успехов в своей деятельности добились и плотники, которые занимались строительством домов, заборов и ворот, бочек, переправ, деревянных игрушек, крепостей и оборонительных сооружений, лодок и кораблей, а также других предметов утвари. По своей востребованности, плотники не уступали кузнецам.

Городецкая роспись

И снова Нижегородская область дала стране такой замечательный промысел. Несколько поселений возле Городца увлекла особенная роспись, которая просто не могла не появиться здесь. Лесной край, щедро дающий людям свои богатства, стал причиной появления здесь мастеров, искусно делающих предметы быта, посуду, кухонную утварь.

В чем особенности промысла? Черный, красный или желтый рабочий фон, красили мастера древесину без грунтовки. Сначала краски использовали яичные, сегодня работают преимущественно масляными составами. Городецкой росписи присуща точность линий, подсмотренная, кстати, у резчиков. Рисунок наносили крупными мазками, без эскиза.

Изображали на деревянных изделиях домашние застолья, простую крестьянскую жизнь (но и сцены из купеческой жизни тоже придумывали). Мастер рисовал то, что видел вокруг себя. Он брал на себя роль рассказчика, и оттого работы не только красивы, живописны, аутентичны, но еще и повествовательны.

Обучение ремесленничеству[∗] подпункт 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности»

Ремесленник может на безвозмездной основе осуществлять обучение ремесленной деятельности В данном случае под обучением ремесленной деятельности понимается передача физическим лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, ученикам ремесленника знаний, навыков и умения определенного (определенных) вида (видов) ремесленной деятельности. на основании договора об обучении ремесленной деятельности.

Срок обучения ремесленничеству не должен превышать двух лет. При этом ремесленник может одновременно обучать не более трех учеников.

Сырье, материалы, оборудование, инструменты, а также другие средства, необходимые для обучения ремесленной деятельности, выделяются (приобретаются) за счет собственных средств ремесленника. Изготовленные учеником товары (их части) являются собственностью ремесленника. В тоже время договором могут быть предусмотрены другие условия приобретения материалов для обучения ремесленничеству и возникновения права собственности изготовленные при таком обучении товары или их части.

Смысл по словарю и не только

Если заглянут в толковый словарь, то в нем найдется значение слова «ремесло». Каждый из них дает свое определение. Однако смысл по сути один и тот же.

Ремесло — это мелкое ручное производство с применением ручных орудий труда, позволяющих создавать необходимые в быту предметы. Само слово происходит от латинского «ремес» — плотник. Изначально изделия создавались для собственных нужд. Затем с развитием уровня мастерства излишки стали продаваться. Так появилось ремесло на рынок и на заказ.

На Руси (да и по сей день) под ремеслом часто понимали народные промыслы. Однако в первоначальном значении это не совсем верно. Слово «промысел» происходит от старорусского «промышлять» («думать»). Оно имеет более широкий смысл. Так, до появления промышленности существовали соляной и золотой промысел. Очевидно, что золотодобытчиков нельзя назвать ремесленниками.

Цехи-союзы ремесленников

 Долгое время большинство крестьян по-прежнему изготовляло для себя всё необходимое. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Чтобы продать свои изделия, мастерам приходилось сговариваться между собой о том, сколько товаров будет производиться в каждой мастерской. Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы — цехи 

Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков, плотников и много других.

1 Не путайте с современными цехами — отделениями фабрик и заводов.

На общем собрании мастера принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха. Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей.

Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением цеховых правил и строго наказывали тех ремесленников, которые нарушали устав. Например, если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние.

В цеховых правилах отразилась забота ремесленников о том, чтобы привлечь в город больше покупателей. Цехи старались не допустить соперничества между мастерами, обогащения одних ремесленников за счёт других (см. отрывки из устава цеха парижских ткачей).

Желая быть полными хозяевами на своём рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.

Проблемы ремесленничества в РФ

Налог на ремесленную деятельность, например, введен в соседней республике Беларусь. Но для РФ он пока что не актуален — в нашей стране не принято законодательство о ремесленничестве.

Данный вид деятельности сталкивается с определенными трудностями развития в РФ:

  • Непонимание и недооценка большей частью социума роли и значения современного ремесленничества.
  • Большинство населения под ремесленной деятельностью подразумевает лишь народные промыслы, художественные изделия.
  • Отсутствие как законодательной основы, так и профстандартов по ремесленничеству.
  • Вышеназванный фактор не позволяет организовать качественную подготовку предпринимателей-ремесленников.

Специализация цехов

Внутри мелкой ремесленной мастерской не было сколько-нибудь широкого разделения труда. Поэтому, когда с ростом и совершенствованием техники стало увеличиваться техническое разделение труда, оно происходило между отдельными мастерскими, а не внутри мастерских. Это приводило к увеличению числа профессий и цехов. Так:

  • В производстве тканей были заняты цехи шерстобитов, прядильщиков, ткачей.
  • После тканья сукно подвергалось валянию, которое происходило в особых валяльяых мастерских – сукновальнях.
  • Далее производился ряд других операций: стрижка, ворсование, окраска, и только после этого сукно уже шло в продажу.

Все подобные операции представляли собой специальности отдельных цехов.

Изготовлением металлических изделий занимались цеха ножовщиков, оружейников и т. д., причем цех ножовщиков распадался на изготовителей лезвий и черенков ножей.

Кожевенное производство состояло из сапожного, ременного, сумочного и других цехов.

Таким образом, рост техники и специализации производства не изменял мелкого характера ремесла, а приводил к созданию все новых и новых цехов. В любом городе они насчитывались десятками, а в некоторых даже сотнями. В Париже в начале XIV в. было свыше 300 ремесленных цехов, объединявших 5,5 тыс. ремесленников.

Рекомендуем также:

Развитие металлургии в средние века

Земледелие в средние века

Добыча полезных ископаемых в Европе в средние века

Изобретение бумаги и развитие книгопечатания

Развитие металлургии в Приуральском очаге ямной культуры

История и развитие испанской корриды

Индивидуальные доказательства

  1. Андреас Хюттнер: Технологическая дидактика . В: Мартин Ротгангель, Ульф Абрахам, Хорст Байрхубер, Фолькер Фредеркинг, Вернер Янк, Гельмут Йоханнес Том (ред.): Обучение в рамках предмета и за его пределами: инвентаризация и исследовательские перспективы с 17 предметной дидактики в сравнении
  2. Йохан Агрикола: Немецкие пословицы Sibenhundert и funffzig … Виттенберг в 1582 году; Перепечатка сайтов Лютера и музеев в Lutherstadt Eisleben: Мы должны сохранить пословицы … Галле и Цюрих 1996, ISBN 3-929330-55-5 .
  3. Стефан Хесс , Вольфганг Лешер : Мебель в Базеле. Искусство и ремесло плотников до 1798 года. Базель 2012, ISBN 978-3-85616-545-1 .
  4. Сеннет, Ричард: культура нового капитализма. Berlin Verlag, Берлин 2005, стр.155.
  5. Сеннет, Ричард: культура нового капитализма. Berlin Verlag, Берлин 2005, с. 84.

Художественная роспись

Древнерусские маляры и художники были настоящими профессионалами своего дела и славились своим мастерством далеко за пределами страны. Постижение искусства художественной росписи происходило в специальных школах, каждая из которых имела различную направленность и готовила ремесленников определенного типа.

Одним из популярных и востребованных направлений живописи того времени была гжель. Это ремесло основано на художественной росписи белых фарфоровых предметов синими красками. Одни ремесленники изготавливали из фарфора предметы кухонной утвари и игрушки, а затем другие раскрашивали их различными узорами и орнаментом. Особой популярностью пользовалась фарфоровая плитка, расписанная синими узорами.

Еще одним популярным типом росписи была жостовская живопись. Она представляла собой роспись различных предметов утвари, выкрашенных в черный цвет, расписанных узорами ярких цветов и покрытых специальным лаком, придающим предметам невероятный блеск. Первые предметы, выполненные в стиле этого ремесла, датируются серединой XVIII века. Стоит отметить, что этот вид ремесла был очень труден в освоении, а изготовление предметов происходило в несколько этапов и отнимало очень много времени.

Классификация

Рассмотрим виды ремесленной деятельности, которые существуют сегодня. Они разделяются в зависимости от результатов ремесленничества:

  • Производственные отношения, которые возникают в процессе создания, продажи каких-либо изделий индивидуального творчества. Последними могут быть уникальные образцы и модели, произведения ДПИ, авторские разработки и проч.
  • Производственные отношения, которые возникают в ходе создания и дальнейшей продажи продукции, предназначенной для удовлетворения потребностей каких-либо конкретных граждан. Пример: продукция, созданная по индивидуальным заказам.
  • Производственные отношения, которые возникают в процессе создания и дальнейшей продажи предметов мелкосерийного производства, реализовывающихся поштучно. Ими, например, могут быть товары для массового потребления.
  • Производственные отношения, которые возникают относительно реализации каких-либо бытовых услуг. Например, жилищно-коммунальных.

Варнавинская резьба по кости

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.

Варнавинская резьба по кости

Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.

Варнавинская резьба по кости

Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

Современное ремесло за рубежом

К сожалению, как и в России, ремесленное дело в большинстве зарубежных стран пришло в упадок. В развитых европейских странах вообще очень сложно найти частную компанию, которая занималась бы ручным производством. В основном ремесленные мастерские можно встретить в странах 3-го мира, где туризм — основной источник дохода. Для приезжих они изготавливают различные предметы быта, сувениры на память и тому подобное.

Однако хотелось бы отметить, что в последние годы среди богатейших людей стало модным заполучить эксклюзивную вещь. Часто их делают на заказ и в единственном экземпляре. Фактически почти забытое понятие обрело новый смысл. Поэтому на вопрос о том, что такое ремесло, определение можно дать и такое: изготовление вещей и предметов быта под заказ. Среди основных профессий новых «ремесленников» можно отметить кутюрье, сапожников, портных, автослесарей, плотников и тому подобное.

Подготовка законодательства

Сборы за осуществление ремесленной деятельности в России на сегодня еще не введены. Дело в том, что в РФ пока нет законодательства, регулирующего такую занятость.

Но дело не стоит на месте. Был создан проект «Новые ремесленники России». Его поддержал глава Национального совета АСИ (расшифровка — Агентство стратегических инициатив), Президент РФ В. В. Путин. Он рекомендовал проект к реализации в 2012 году.

Цель «Новых ремесленников» — разработать законодательную базу для легитимизации ремесленной деятельности в РФ. Путем разработки такого федерального законодательства станет возможным и формирование качественно нового типа, уровня образования, то есть подготовки предпринимателей-ремесленников.

Как следствие, у молодежи появятся новые возможности за счет развития ремесленной ниши экономики, возникновения на рынке новых актуальных профессий. Реализация проекта запустит процесс выработки профессиональных стандартов, образовательных программ, что расширит возможности личностной реализации населения.

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.

Поднос с жостовской росписью

Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).

Поднос с жостовской росписью

Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

Необходимые меры

Сложность реализации проекта «Новые ремесленники» заключается в том, что для его воплощения в жизнь требуется принятие следующих мер:

  • Введение для ремесленников специального налогового режима с упрощенной регистрацией и ведением отчетности.
  • Разработка и принятие федеральной целевой программы на десяток лет, связанной с поддержкой в РФ ремесленничества.
  • Разработка образовательных и профстандартов.
  • Введение для данной сферы почетных, поощрительных званий. Например, «Заслуженный ремесленник РФ».
  • Установление особого порядка участия субъектов подобной деятельности в качестве поставщиков, исполнителей, подрядчиков.
  • Организация региональных, общероссийских конкурсов, которые позволят выявить лучших, перспективных мастеров.

Ремесленничество можно назвать одним из самых древних видов занятости людей. Свою актуальность оно не теряет и до сих пор во многих ведущих государствах. В России же на сегодня не существует законодательства, регулирующего такую деятельность. Но уже ведется работа над проектом, который установит новый статус ремесленника.

Путеводитель посвящён русским ремёслам, о каждом ремесле в нём рассказывается отдельно.

Статьи по нужным темам вы найдёте в подрубриках:

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и художественные направления России, конечно, не в полном составе дошли до наших времен. Многие из них пережили войны, революции, этапы вытеснения ручного творчества фабричным производствам, оказывались на грани вымирания, но остались живы. Иногда, благодаря подвигам конкретных людей, которые буквально в одиночку проносили народное достояние через лихолетье, запреты и всякое отсутствие поддержки.

Почему это так важно? Утрата традиций – это не сброс балласта. Это всегда отрыв от корней и собственной идентичности, что порой чревато потерей лица нации

Часто кажется, что старинные традиции запросто заменит новый культурный продукт. Но по прошествии времени оказывается, что этот продукт был суррогатом, не имеющим подлинной ценности.

Вспомните, как много мировых мастеров черпали вдохновение в народном искусстве. От «Русских сезонов» до европейских трактовок русской росписи – примеров очень много. Орнамент, цвета, мотивы, узоры, гармония, колористика композиции позволяют снова и снова использовать их для создания современных художественных изделий, для переосмысления. На основе традиционных ремесел будут появляться новые, полезные дню сегодняшнему.

Эта связь поколений и в культурном контексте очень важна, без нее не будет фундамента для строительства нового искусства и творчества. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам – они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках. Потому что они видят чистоту творчества, размах мысли, интуитивно точный выбор цвета и формы

И, что особенно важно, они видят в этом национальную идентичность, что во времена глобализма (подростки на улице Москвы и Нью-Йорка уже выглядят одинаково) особенно важно

Классификация

Есть три аспекта человеческого творчества — искусство, ремесла и наука. Приблизительно определенное, искусство опирается на интуитивное восприятие, видение и выражение, ремесла — на сложной технике, а наука — на знания.

Уличное ремесло: здесь опытный мастер по металлу в Агра , Индия, сидит между скутерами в коммерческом районе, внимательно наблюдая за практикой своего дела.

Ремесло

Ремесло — это « традиционный » основной сектор ремесел, это вид работы, при которой полезные и декоративные приспособления изготавливаются полностью вручную или с помощью простых инструментов. Обычно термин применяется к традиционным способам изготовления товаров. Индивидуальное мастерство изделий является важнейшим критерием, такие изделия часто имеют культурное и / или религиозное значение. Предметы массового производства или машины не являются изделиями ручной работы. Ремесленные товары производятся с помощью ремесленных производственных процессов.

Начало ремесел в таких областях, как Османская империя, было связано с тем, что руководящие органы требовали от жителей города, которые имели навыки создания товаров, открывать магазины в центре города. Эти люди постепенно перестали действовать как фермеры, ведущие натуральное хозяйство (которые создавали товары в своих собственных домах для торговли с соседями), и начали представлять то, что мы сегодня думаем о «ремесленниках».

В последние годы ремесла и ремесленники постепенно становятся предметом научных исследований. Стефани Банн была художницей до того, как стала антропологом, и у нее возник академический интерес к процессу ремесла, аргументируя это тем, что то, что происходит с объектом до того, как он становится «продуктом», заслуживает изучения.

Мексиканское ремесло.

Движение искусств и ремесел

Деревообработка в мастерской

Термин ремесла часто используется для описания семейства художественных практик в семейном декоративном искусстве, которое традиционно определяется их отношением к функциональным или утилитарным продуктам (например, скульптурные формы в традиции сосудов) или использованием таких природных материалов, как дерево. , глина , керамика , стекло , текстиль и металл .

Движение искусств и ремесел зародилось в Великобритании в конце 19 века и характеризовалось стилем оформления, напоминающим средневековые времена. Основным художником, связанным с движением, является Уильям Моррис , чьи работы были подкреплены произведениями Джона Раскина

Движение придавало большое значение качеству мастерства, подчеркивая при этом важность того, чтобы искусство способствовало экономической реформе.

Студия ремесел

Ремесла, которыми занимаются независимые художники, работающие в одиночку или в небольших группах, часто называют студийными . Студия ремесло включает в себя студии керамику , металл работы , ткачество , токарная обработка дерева , бумаги и других форм обработки дерева , стекла , выдувания и художественного стекла .

Ремесленные ярмарки

Ярмарка ремесел — это организованное мероприятие для демонстрации и продажи ремесел. Есть ремесленные магазины , где эти товары продаются и ремесленные общины, такие как Craftster , где опыт является общим.

Торговец

Tradesperson искусный чернорабочий в конкретной торговли или ремесла. В экономическом и социальном плане статус торговца рассматривается между рабочим и профессионалом , обладающим высокой степенью практических и теоретических знаний своего дела. В культурах, где высоко ценится профессиональная карьера, может возникнуть нехватка квалифицированных рабочих физического труда, что приведет к появлению прибыльных нишевых рынков в профессиях.

Янтарный промысел.

   Традиционный янтарный промысел в России складывался с древних времен, однако масштабный характер он приобрел после окончания Великой Отечественной войны, когда по решению Потсдамской конференции СССР отошла часть Восточной Пруссии на побережье Балтийского моря, где располагался городок Пальмникен. Теперь это город Янтарный (в честь крупнейших залежей янтаря) Калининградской области.

   Здесь расположено крупнейшее месторождения янтаря в мире. Кроме этого, в России залежи янтаря есть и в Приморском крае, и на Урале. Янтарь вдохновил многих талантливых художников, и они, увлеченные «солнечным камнем», создают прекрасные произведения.

   Но почти 90% добываемого янтаря не пригодны для использования в ювелирных изделиях, да и при обработке янтаря остаются отходы, и из таких отходов также создаются картины, как и из крошки самоцветной.

   Картины и иконы из янтаря даже на фото смотрятся необычно, роскошно и красиво, пользуются популярностью и спросом.  При изготовлении таких картин используют янтарную крошку и мелкие кусочки янтаря.

   Несмотря на то, что специалисты различают почти 280 цветов и оттенков янтаря, самым распространенным цветом является желтый, желто-красный и красный. Поэтому картины из янтаря получаются в красках золотой осени. Приятно смотреть на эти теплые и немного солнечные картины. Картина из янтаря будет прекрасным подарком и элементом декора.

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.

Мезенская роспись на подносе

Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Мезенская роспись на разделочной доске

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Жостовская роспись

Жостовцы начинали с лакированных изделий папье-маше, а потом, с оглядкой на произведения уральских мастеров, увлеклись росписью металлических подносов. Основные цвета фона – красный или черный. Но помимо сохранения традиций современное жостовское творчество отвечает и запросу покупателей. Так, на фабрике сегодня делают подносы в пастельных тонах, дружественные нынешнему дизайну интерьера.

Цветочные композиции, букеты – вот основные мотивы промысла. Цветы изображаются ярко, жизнерадостно, и очень деликатно. В них есть магия внутреннего свечения, за что и любят эти подносы

Они выглядят убедительно, кажется, неважно, что на них разместить – все будет более значительно и динамично

ПРО жостовскую роспись: История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса

Литература

  • Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
  • Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
  • История культуры Древней Руси / Греков Б. Д., Артамонов М. И.. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. — 483 с.
  • Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
  • Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
  • Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
  • Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — 477 с.
  • Терехова Н. Н., Розанова Л. С., Завьялов В. И., Толмачева М. М. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. М., 1997.
  • Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
  • Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.

Финифть

Так называется русская ювелирная техника, позаимствованная у византийских традиций. Первоначально вставки финифти писались сугубо для церковной утвари и икон. Но потом к списку изготавливаемых изделий добавились шкатулки и панно, украшения и статуэтки.

Традиционными жанрами финифти стали цветочный орнамент и пейзаж. Первый украшал ювелирные изделия, второй – шкатулки и панно. Технология создания финифти напоминает роспись фарфора, на тонкой выпуклой металлической пластине огнеупорными эмалевыми красками рисуется изображение. Финифть наносится в три слоя и это очень сложный, действительно тонкий процесс.

Гусевский хрусталь

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

Гусевский хрусталь

Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Гусевский хрусталь

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Места сосредоточения ремесленников

Города на Древней Руси возводились исходя из выгодного географического расположения. Они должны были не только находиться поблизости от торговых трактов, но и обладать удачным расположением, чтобы их было легко защищать в случае войны и длительной осады. Как правило, города старались строить на холмистой местности или вблизи слияния двух рек. В городах обитал не только обычный люд, но и представители власти, поэтому в них был гарнизон с достаточным для обороны количеством солдат.

По мере развития ремесленнической деятельности, в городах начали селиться мастера, благодаря чему обычные военные гарнизоны стали постепенно превращаться в крупные торговые центры. На центральной площади находилось княжеское поместье, которое окружалось стеной и заградительными сооружениями. Вокруг княжеского имения строились слободы, в которых проживали и трудились ремесленники. Мастера различных профессий и промыслов создавали товары, которые впоследствии продавались в других городах, что способствовало бурному развитию торговли. Развитие было настолько стремительным. Что уже спустя три века, на Руси насчитывалось около 60 различных видов ремесел.

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

Палехская лаковая миниатюра

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

Палехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector