Художественные народные промыслы центральной россии учитель географии уличев в.и. гоу осо школа 10 калининский район. — презентация

Квиллинг и оригами

Квиллинг, в переводе на русский язык «бумагокручение», применяется при создании панно, для оформления открыток, фоторамок и пр. Техника заключается в скручивании тонких полосок бумаги и наклеивании их на основу. Чем мельче фрагмент, тем изящнее и декоративнее поделка.

Оригами, как и квиллинг, – работа с бумагой. Только оригами – это работа с квадратными листами бумаги, из которых складываются всевозможные фигуры.

Как правило, все ремёсла, связанные с бумаготворчеством, имеют китайские корни. Азиатские виды прикладного искусства изначально были развлечением знати. Беднота не занималась созданием красивых вещей. Их удел – земледелие, скотоводство и всевозможная чёрная работа. Европейцы, переняв основы техники, которая исторически представляет собой очень мелкую и тонкую работу с рисовой бумагой, перенесли искусство в удобные им условия.

Китайские изделия отличаются изобилием очень мелких деталей, которые выглядят монолитно и очень изысканно. Такой труд под силу только очень опытным мастерам. К тому же тонкие бумажные ленточки можно скрутить в тугую и ровную катушку только при помощи специальных инструментов. Европейские любители ручного творчества несколько видоизменили и упростили старинное китайское ремесло. Бумага, завитая в спирали разной величины и плотности, стала популярным украшением картонных шкатулок, вазочек для сухоцветов, рамок и панно.

Говоря о декоративно-прикладном искусстве, было бы несправедливо обойти вниманием такие ремёсла, как роспись по шёлку, или батик, набойка, или чеканка, то есть рисование по металлу, ковроткачество, бисероплетение, макраме, вязание. Что-то уходит в прошлое, а иное становится настолько модным и популярным, что даже промышленные предприятия налаживают выпуск оборудования для данного вида творчества

Сохранение старинных ремёсел и демонстрация в музеях лучших образцов – благое дело, которое всегда будет служить источником вдохновения для людей творческих профессий и поможет приобщиться к прекрасному всем остальным.

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Керамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Чайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких  художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих  мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Сочинение на тему «Народные промыслы» — 6 класс

Гжель

Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.

Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Хохлома

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.

Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

Дымковская игрушка

А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

Матрешка

Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

Искусство города Городца

Сюжетной росписью славится город Городец Нижегородской области, где возник еще один известный народный художественный промысел — городецкая роспись. Это настоящие картины, персонажей которых хочется получше рассмотреть. Все образы имеют определённый характер. Достаточно лишь взгляда, чтобы почувствовать настроение, которое хотел передать мастер.

В конце прошлого века городецкие умельцы украшали такой росписью прялки, мебель, игрушки, шкатулки. Художники писали сценки из городской и сельской жизни: чаепитие или гуляния, посиделки или охоту. Стремясь к большей декоративности, мастера придавали изображениям некоторую условность, определенные детали мастер мог тщательно и не прорисовывать, но старался выявить что-то особенное в каждом персонаже.

Многие дома в Городце украшены затейливыми орнаментами и выразительными образами. Эта традиция пришла с корабельной резьбы времен Петра Великого. Благодаря глухой объемной резьбе цветы и травы словно оживали вместе с невиданными животными, в том числе со сказочными львами.

На домах горожан заметна богатая фантазия мастеров. Красивые и тонко сделанные рисунки изображали листья, виноградную лозу, ягоды. Все детали и символы были осмыслены мастером. Они дарили ощущение тепла и уюта, являлись солярными охранными знаками.

Художественные ремесла и промыслы продолжают свое развитие. В век технического прогресса предметы, созданные человеческими руками, приобретают особую ценность. Такой труд основан на знаниях и культуре своего народа, на понимании его опыта и души.

Финифть

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.

Вологодская (усольская) финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть

Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.  

Хохломская роспись

Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия  серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

Хохломская роспись на разделочной доске

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

Материалы для творчества

Природа служила для мастеров главным источником вдохновения. Воплощая в своих произведениях образ окружающего мира, авторы старались ничего не копировать буквально. Эта взаимосвязь читалась в деталях и штрихах, в том числе и в народном костюме.

Самобытный элемент культуры создавался в процессе творчества с учетом народных национальных традиций. В течение веков одежда видоизменялась, но типичные элементы кроя, орнамента, определенные материалы и украшения, свойственные русской одежде, сохранились по сей день.

К особенностям, характерным для костюма XVII—XIX вв. еков, относят прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов. Мастера использовали домотканую, а позднее фабричную ткань, отделывали костюм вышивкой, кружевом, шитьем, мехом, тканью другого оттенка, за счет чего человеку удавалось выразить определенные чувства. Недаром говорят, что цвет — это язык народа. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде являются красный и белый.

С народным искусством и фольклором связана история русской игрушки. Основными материалами для ее изготовления были дерево и глина. Считалось, что игрушка способна оберегать ребенка от болезней, переманивать хворь на себя. Существовало, например, поверье, что, посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал», человек выздоравливал.

Любая народная игрушка несла в себе определенные символы. Она оберегала, веселила, помогала ребенку постигать мир. Её всегда хотелось взять в руки не только детям, ведь каждый такой красочный предмет был согрет теплом человеческих рук, дарил любовь и красоту.

Глина, из которой делали свистульки, всегда считалась одним из самых древних материалов. Повсюду, где имелись её природные запасы, мастера изготавливали миски, кувшины и другие предметы, необходимые в быту.

Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»

Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.

Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.

Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.

Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.

Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.

Вариант 2

Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.

Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.

Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.

Вариант 3

Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.

Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.

Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.

Шемогодская прорезная береста

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.

Шемогодская прорезная береста

Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».

Шемогодская прорезная береста

В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

Вологодское кружево

Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со  своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.

Вологодское кружево

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.

Вологодское кружево

Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Гусевский хрусталь

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

Гусевский хрусталь

Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Гусевский хрусталь

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Уральские горки.

   Камней, которые используются в ювелирном деле, существует огромное множество. Ознакомиться с их разнообразием и неповторимой красотой самоцветов можно на примере Уральской горки. Горка из самоцветов – это не просто набор минералов. Если взять эти же самые камни и сложить в кучу, получится хаос, красивый, но хаос, а здесь — гармония и игра света и цвета. Человек, создающий ее, должен хорошо чувствовать камень, уметь творить из него красоту, которая привлекает и радует глаз, вызывает истинное наслаждение.

   Горки из самоцветов — истинно российский, точнее уральский продукт. Как искусство, они появились в XVIII веке на Урале и пользовались тогда хорошим спросом у вельмож и состоятельных купцов. Сегодня эти традиции продолжены современными мастерами, а их работы пользуются огромной популярностью. На конусовидной основе с помощью цемента крепятся образцы цветных поделочных и драгоценных камней, встречающиеся в природе. Камни монтируются в виде отдельных кристаллов, сростков кристаллов или друз, спилов. В какой-то мере этим способом имитируются природные условия залегания камня. Горки предназначаются для музеев, выставок, минералогических кабинетов.

Косторезные промыслы России.

   В России расположены богатейшие залежи ископаемой мамонтовой кости, а традиционные охотничьи промыслы народов севера дают и моржовый клык, широко использующиеся в резьбе по кости.

   Бивни и кости мамонтов находят во многих местах земли, даже в средней полосе. Но только на Севере, благодаря вечной мерзлоте, они хорошо сохраняются, хотя их возраст — минимум 10 тысяч лет. Лучше всего, говорят мастера, бивень мамонта сохраняется в северных водоемах.

   В Древней Руси резьба по кости была распространена с Х века, ее называли «резьбой руссов». В конце XIX — начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы из бивня мамонта и моржового клыка, предназначавшиеся для сбыта.

Современные центры косторезных промыслов России:

Холмогорская резьба по кости.

Тобольская резьба по кости.

Чукотская резьба и гравировка по кости.

Послесловие

Источник

Народные промыслы — это бренды, достойные любого музея, исторически развивавшиеся практически в каждом российском регионе, по 14 направлениям. Лаковая миниатюра — Палех, Федоскино, Мстера. Отделка оружия — Златоуст, Тула. Ростовская финифть. Вологодские, елецкие кружева. Хохлома — роспись по дереву, жестовские подносы. Богородская резная игрушка. Уэлен и Калининград — резьба по кости. А Северный Кавказ — Унцукуль, Кубачи, Балхар, Кизляр — серебро и оружие, керамика и роспись, ковры…

Трудно даже просто перечислить всё богатство, доставшееся нам в наследство. А ведь какой нужен талант, какая нужна усидчивость, чтобы создавать уникальное изделие — порой месяцами, сколько туда мастер вкладывает души. Народыне промыслы — это прежде всего определённая духовность и вдохновение. То есть в какой-то момент простые люди в селах и в аулах своим творчеством, уникальным умением стали зарабатывать. И доводили ремесло до уровня искусства.

Во времена Советского Союза, была очень сильная государственная поддержка прикладного народного творчества, и народные промыслы в СССР просто расцвели.

В России очень много промыслов, которых вообще нет в мире. Например, каслинское чугунное литье, уникальные башкирские яшмы — всего не перечесть.

И поэтому мы считаем, что Россия просто обречена сохранить народные промыслы и развивать их, но нужна государственная системная поддержка. За границей люди даже не понимают, как это всё нам удалось сберечь.

Поэтому необходимо понимание, что народные промыслы — из глубины веков, что сохранение и развитие их будет способствовать укреплению культурного суверенитета страны.

Берестяные промыслы России.

      В России, с ее необъятными лесами, не могли не возникнуть народные художественные промыслы с использованием берёсты. Берёста применялась людьми с незапамятных времен на Руси и индейцами Северной Америки для изготовления посуды и другой кухонной утвари – туесков, черпаков, корзин и коробов. Берёсту использовали в качестве кровельного материала, для изготовления лодок — берестянок и пирог. Из берёсты делали чехлы для луков, колчаны (тулы) для стрел, наборные рукояти ножей. На Руси из нее плели лапти, гнали деготь, который использовался и для смазки тележных осей и кожаной обуви, и в качестве лекарственной мази. Берёстой пользовались в качестве бумаги еще в древности (известны берестяные грамоты из раскопов древнего Новгорода).

   Этот уникальный материал славится долговечностью и упругостью, водонепроницаемостью и антисептическими свойствами. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса использовались для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туеске, никогда не волгнет (не набирает влаги), а соленья не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному трудно поверить, что они приготовлены без добавления пряностей.

   А главное достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и были туеса испокон веку постоянными спутниками крестьянина, охотника, рыбака.

   В наше время изделия из берёсты используются, по большей части, в декоративных целях, в качестве украшений, и, нередко, довольно дорогих. Как правило, это те же туеса, посуда, хлебницы, шкатулки, карандашницы, пеналы, оформленные холодным и горячим тиснением, гравировкой выжиганием, украшенные прорезной берёстой. Применяется и роспись по берёсте, изготавливаются художественные панно с применением всех указанных выше способов.

   Изделия с прорезной берёстой шли на экспорт во Францию, Германию как в царской России, так и во времена СССР

Изделия из берёсты привлекают внимание своей мягкой, бархатной фактурой, эстетичной формой

Центры берестяных промыслов России:

  • Шемогодская прорезная береста, получившая название от речки Шемоксы, что впадает в        Северную Двину ниже Великого Устюга, пожалуй, самый известный берестяной промысел и в России, и за рубежом.
  • г. Семенов (Нижегородская область)
  • Архангельская область
  • Томская область
  • Республика Саха (Якутия)
  • И многие другие…

Холуй

Народные промыслы Центрального района России с применением техники папье-маше зародились достаточно давно. Но наиболее молодым из них является холуйская лаковая живопись. У местных жителей не было пахотной земли, поэтому большинство занимались каким-либо ремеслом. Многие дома в деревушке имеют резьбу в виде самых разнообразных фантастических сущностей. Это говорит о том, что в населенном пункте присутствовала творческая атмосфера. Люди в основном писали иконы и вышивали. Но иконопись вскоре перестала быть актуальной, и народные умельцы стали осваивать технику писания миниатюр. Данная живопись имела место не только на небольших товарах, но и на крупногабаритных предметах. Это позволило изображать несколько сюжетов одновременно.

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

Палехская лаковая миниатюра

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

Палехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Федоскинская миниатюра

Размещение народных промыслов Центральной России характеризуется наличием сообщения с Москвой. На севере от столицы находится и древнее село Федоскино, где появились зачатки достаточно редкого вида искусства – изготовления изделий с применением папье-маше и металлизированных элементов. К девятнадцатому веку это ремесло достигло промышленных масштабов.

Ассортимент товаров, оформленных с помощью такой техники, достаточно широк. К нему относятся:

  • различной формы табакерки и портсигары;
  • спичечницы;
  • чайницы;
  • кошельки;
  • шкатулки и т. д.

Миниатюра была представлена двумя техниками: «по плотному» и «по сквозному». Основными сюжетами, изображенными на изделиях, были бытовые сцены, пейзажи, портреты. Присутствовали элементы истории и мифологии.

Варнавинская резьба по кости

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.

Варнавинская резьба по кости

Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.

Варнавинская резьба по кости

Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

Филигрань

Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

Шкатулка. Скань

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.

Казаковская филигрань. Шкатулка

Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

Хохлома

В 17 веке в селе Хохлома, что в Нижегородской губернии, зародился одноименный народный промысел. Здесь было много монастырей, и в мастерских при них изготавливали деревянную посуду. Она нуждалась в последующей росписи, на что местные мастера не жалели красок. Они были сочными: радикальный черный, жизнерадостный красный, богатый золотой, иногда – зеленый и желтый.

На посуду мастера клали специальный серебряный оловянный порошок, изделие покрывали лаком и несколько раз обрабатывали в печи. И на дереве появлялся неповторимый золотистый оттенок.

Хохлому называют русским золотом не только потому, что золотой – ее главный цвет. Среди русских ремесел это самое известное в мире направление. Оно ассоциируется у всех с подлинным русским шиком, размахом, точностью и тонкостью работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector