Резчикам по дереву. альбом орнаментов. выпуск с 1 по 9

Трафарет и орнамент

Применяется не так часто, как другие виды. Но вовсе не потому, что она невостребована. Это техника, которой обучаются годами, хотя если попробовать сформулировать что это такое в двух словах, то все окажется просто – это вид резьбы, когда в процессе обработки удаляется фон, задний план, подложка изображения.

Благодаря этому рисунок, орнамент становятся воздушными, ажурными, а изделия поражают сказочной легковесностью. Причем этот вид резьбы не всегда выполняется на миниатюрных плоскостях. Есть мастера, которые делают это при помощи бензопил.

В принципе, среди всех видов резьбы, которые условно разделили на несколько групп, тяжело, да и нет никакого смысла ставить четкие рамки по технологиям, поскольку методики изготовления того или иного изделия комбинируются, как угодно. Но для ориентации стоит назвать некоторые распространенные методы обработки дерева:

Конечно, деление это условно, поэтому мы не станем рассматривать такой вид отдельно. Трафареты, эскизы и чертежи готовых изделий, а также фотографии ярких работ мастеров сочетают несколько методик обработки. К примеру, некоторые учебники выделяют такую технологию выпиливания при помощи лобзиков или пил, а также ту, которая выполняется резцами и стамесками.

Разновидности орнаментов

Геометрический

Узоры орнамента геометрии состоят из простейших элементов, сочетание которых иногда создает фантазийные картины, которые не могут не удивлять. Деревянные резные украшения и композиции обычно представлены как орнаменты розеток, полос, каймы или звезд. Отдельные элементы можно применять самостоятельно:

  1. Точка – почти не используется в роли отдельного элемента, но при повторении получает декоративный эффект.
  2. Линии – элемент, который часто применяют, чаще всего используется для разграничения разных мотивов.
  3. Ломаная линия – зигзаг является символичным водяным знаком.
  4. Ромб и квадрат – часто служит, чтобы ограничивать пространство заполненного мотивами.
  5. Восьмиугольники и шестиугольники – обычной элемент с восточным мотивом.
  6. Кресты – символы из древности с разнообразным строением.
  7. Витые шнуры и спирали – необычные элементы с геометрическим криволинейным строением.
  8. Круг – заключает в себе узор или представляет собой самостоятельный элемент композиции.

Растительный

Лиственный, или растительный узор может быть воплощен в виде полоски или каймы орнамента с повторяющимися элементами, или являются отдельной композицией с изображениями плодоносящих растений, деревьев, цветов и прочего. Представители флоры могут быть или изображены натуралистично, или стилизуются и после упрощены. После такой резьбы орнамент растительного типа наиболее популярен, а еще он может быть применен для всех видов резьбы. В различные времена и у всевозможных народностей существовали определенные любимые растительные узоры. Наиболее популярны такие растительные формы (с древних времен): дуб, лилия, плющ, виноград, лавр, хмель.

Зооморфный

Такой орнамент (животный) построен на повторении изображения животных. Они могут быть и реальными, и мифическими. Чаще всего изображения зооморфного типа для резьбы стилизованные. Такое орнамент один из самых старых, и в разных странах есть определенные предпочтения, а также символические значение тех или иных животных. В композиции резного типа может быть не просто определенное животное, но и детали – крылья, лапы или головы. Анималистический узор часто сочетается с остальными орнаментами – геометрическими или растительными. Узоры с животными применяют во всех типах резьбы, и в скульптурной, и в плосковыемчатой.

Человеческое изображение

Комплексные

Еще есть резные элементы, которые несут декоративную, или возможно символическую нагрузку:

  • Иероглифы, надписи, вязь (арабского типа) и прочее.
  • Геральдика – фамильные гербы, эмблемы с разных стран.
  • Символические мотивы – они весьма разнообразные, к примеру, знак «инь-янь», крест, солярные знаки, лотос и прочее.

Это основные виды узоров.

Древесина , применяемая для резьбы

Исходным материалом служат разные породы дерева. Самой популярной стала липа. Она наиболее удачно сочетает в себе технические характеристики, необходимые для специалистов. Мягка, имеет плотную ровную поверхность, легко обрабатывается, поддаётся морению, шлифовке, лакированию. Подготовленная правильным образом, не подвергается короблению, растрескиванию.

Применяются другие тонкослойные деревья: клён, яблоня, рябина, ольха, орех, тополь. Берётся за основу и дуб, только он довольно прочен и требует не только сноровки, но и грубой мужской силы. Некоторые используют смолистые хвойные породы, однако они имеют массу недостатков. Отобранные стволы готовят не менее, чем за пару лет до применения. Их тщательно ошкуривают, оставляя кольца коры (по 10-15 см) только на концах. Торцы тщательно обрабатывают раствором глины, краской – таким образом предотвращается появление трещин. Сушку производят под навесами, в сараях с хорошей вентиляцией. Впоследствии всё это добро распускается на доски и плахи.

Инструменты для работы

В магазинах можно приобрести различные профессиональные инструменты, многофункциональные станки по обработке дерева. Они значительно облегчают работу, пользоваться ими удобно и безопасно. Однако уметь обращаться с ручными инструментами важнее. Каждый начинающий резчик по дереву должен научиться работать простыми стамесками, пилами и рубанками.

Эти навыки помогут в дальнейшем:

  • быстрее освоить профессиональные станки;
  • исправлять неточности;
  • вытачивать миниатюрные узоры.

В наборе может быть хороший нож, но плохие стамески, поэтому лучше приобретать каждый инструмент по отдельности и собрать по-настоящему полезный комплект, который прослужит несколько лет.

Самый важный инструмент для работы с деревом – это пила. С её помощью от цельного бруска можно отделить ровные куски нужного размера.

Подойдут:

  • ножовка;
  • лучковая пила;
  • лобзик.

Желательно приобрести несколько видов пил с разными размерами зубцов. За состоянием полотен нужно тщательно следить. Пилы должны быть всегда остро заточенными, а полотно хорошо натянутыми.

Ещё следует приобрести рубанок. Начинающему мастеру можно купить ручной инструмент с режущей поверхностью средней ширины. Когда прибавиться опыт, потребуется фуганок и цикли. Они нужны для более тщательного выравнивания деревянных поверхностей.

Для работы с мелкими деталями нужны стамески. В наборе должны быть инструменты с широкими заострёнными краями, а также узкие и тонкие. Лезвия бывают прямыми или скошенными. Они всегда должны быть острыми, поэтому стамески придётся точить часто. Для этой цели можно использовать наждачную бумагу или специальный станок.

Работать тупыми инструментами опасно, потому что лезвие не будет входить в древесину так глубоко, как требуется. Это увеличивает риск «соскакивания» инструмента, что чревато для резчика. Он может получить серьёзную травму. К тому же резьба, выполненная таким инструментом, получится кривой, а работа займет больше времени и сил.

В таблице можно рассмотреть, какие ещё инструменты могут потребоваться и для чего:

Инструмент Предназначение
Ручная дрель Сверлить сквозные отверстия и небольшие углубления
Ножи разных размеров Стёсывать небольшие куски древесины, стругать маленькие детали
Маленький топор Срубать мелкие сучки и делать засечки
Наждачная бумага разной зернистости Шлифовать изделия
Струбцина Надежно крепить обрабатываемую поверхность на столешнице

Существует множество других инструментов для резьбы по дереву. Когда начинающий мастер наберётся опыта, он самостоятельно сможет определить, каких стамесок, ножей или пил ему не хватает и чем удобнее работать.

Меры предосторожности при работе

Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.

Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:

Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости

Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой

Об них моно запнуться и упасть.

Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.

В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.

Классификация по территориальному признаку

Аргуновская резьба по дереву

Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».

Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.

Нижегородская резьба по дереву

Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.

Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.

Кудринская резьба по дереву

Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.

Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.

Скандинавская резьба по дереву

Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.

Древесина

Чтобы качественно выполнить работу и упростить процесс резьбы, стоит изначально выбрать подходящую древесину. Каждый сорт дерева имеет особенные свойства, которые могут стать актуальными при изготовлении конкретного узора:

  • Твердые породы деревьев выбирают для обработки профессионалы с большим опытом работы. Создавать узоры на такой основе сложно, но результат оправдывает приложенные усилия.
  • Самые твердые породы сложные в обработке даже для специалистов. Такой вариант выбирают обычно в крайних случаях, если изделие должно обладать высокими эстетическими свойствами.
  • Мягкая древесина из липы, сосны или ольхи станет отличным плацдармом для начинающего мастера. Работать с материалом просто. Элементы резьбы получаются ровными и аккуратными даже без особых усилий.

Липа является самым популярным типом древесины и у профессионалов. Древесные волокна формируют красивый узор на основе, основа не раскалывается в процессе работы. Работа с сосной может усложниться, если волокна начнут раскалываться под стамеской. Оптимальным вариантом станет осина.

Этапы работ по дереву

Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.

Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.

Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.

С домовой резьбой

Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.

Работа осуществляется в 3 этапа:

  1. Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
  2. Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
  3. Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.

Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.

Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:

  1. Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
  2. Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
  3. С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
  4. Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
  5. Раскрашивает изделие красками.
  6. После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.

Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.

С геометрической резьбой по дереву

Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.

На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:

  1. Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
  2. Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
  3. По клеткам составляют задуманный узор.
  4. Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
  5. В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.

Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.

С прорезной

Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.

Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:

  1. Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
  2. Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
  3. Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
  4. Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.

Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.

Мастер-классы по созданию резных фигурок из дерева

Перед работой нужно подготовить все необходимые инструменты и материалы для разметки, резки и шлифовки. Изготовление любых деревянных фигурок начинается с черновой заготовки. Это грубый кусочек древесины, на котором делают отметки и начинают придавать угловатые формы. Все излишки снимать не нужно, достаточно срезать крупные углы и заусенцы.

Одна из самых популярных объёмных фигур, изготовление которой первым делом стараются освоить начинающие мастера – это медведь.

Чтобы изделие получилось красивым, необходимо соблюдать алгоритм действий:

  1. На ореховом бруске 10х5 см, толщиною 5 см, рисуют набросок будущей фигурки.
  2. Обрезают лишнее и делают грубую обработку при помощи ножа.
  3. Карандашом прорисовывают обратную сторону фигуры и её верхнюю часть.
  4. Стамесками разной толщины постепенно снимают несколько слоёв. С каждым разом толщина стружки должна уменьшаться.
  5. Маленьким ножом прорабатывают текстуру шерсти, формируют другие мелкие детали, зубы, глаза, когти.
  6. Шлифуют изделие мелкой наждачной бумагой, затем полируют и покрывают лаком.

Орех – это твёрдая древесина. Для первого опыта можно использовать сосну или липу.

Ещё начинающим часто интересны силуэты сидящих животных, например, лисы или кошки. Их можно изготовить по аналогии, с небольшими изменениями.

Порядок действий:

  1. Подобрать эскиз и перенести его на заготовку.
  2. Отпилить лишний материал.
  3. Произвести грубую обработку, соблюдая основные контуры.
  4. Затем приступить к проработке деталей. Нужно указать. Где у животного будут лапы, голова, туловище и хвост.
  5. Вырезать форму морды, обозначить расположение ушей.
  6. Зашлифовать изделие, чтобы его контуры стали мягче.
  7. С помощью небольших инструментов сделать детали более чёткими.
  8. Ещё раз отшлифовать работу мелкой наждачной бумагой.
  9. Маленьким ножом вырезать текстуру шерсти, обозначить глаза, зубы и другие мелкие детали.

В конце остаётся произвести финальную шлифовку и пропитать готовое изделие лаком.

Основные узоры

Существует несколько основных видов геометрических узоров, которые используются при резьбе по дереву. К ним относятся сколышки, ромбики, витейки, пирамидки, звездочки, квадратики и розетки. Изучив особенности создания каждого из этих орнаментов, мастер может самостоятельно их соединять между собой, делая оригинальные и уникальные в своем роде работы.

Сколышки

Первоначально нужно надавить на резак таким образом, чтобы он углубился в древесину на несколько миллиметров. После этого следует опустить лезвие под углом таким образом, чтобы оно пересекло линию бокового ножа в соответствии со сделанной ранее разметкой. Аналогичным образом нужно осуществить накол и с другой стороны.

Подрезка происходит следующим образом:

  1. Режущая часть ножа должна быть приложена к левой стороне треугольника. Своим скосом она должна быть соединена с вершиной фигуры.
  2. Ручку ножа нужно отвести назад. При этом необходимо соблюдать параллель между правой стороной орнамента и лезвием.
  3. В конце следует надавить на нож, возвращая кисть в ее первоначальное положение. В конце носик ножа должен оказаться на вершине. В свою очередь режущая часть получится на правой стороне треугольника.

Так как подрезанный треугольник в итоге самостоятельно должен отколоться, полученный в результате этих действий узор называют сколышком.

Ромбик

Справка. Технология создания ромбов на заготовка такая же, как и сколышек. Сначала нужно вырезать верхний ряд, потом – повернуть доску и приступить к нижней части фигуры.

Витейка

Еще одной разновидностью сколышек является витейка. Она получается вследствие смещения двух треугольников в стороны друг от друга.

Таким образом, сделав множество витеек, можно в итоге получить извилистую дорожку на своей заготовке. Для этого первоначально нужно вырезать нижние треугольники, отколоть их, повернуть доску и приступить к созданию верхнего ряда. После этого посередине останется так называемая змейка.

Пирамида

В центре между тремя треугольниками находится точка соприкосновения углов. Именно поэтому, осуществляя резку, нужно следить, чтобы режущая поверхность ножа всегда находился одним своим концом сугубо посередине. Подрезка должна осуществляться по направлению слоя древесины.

Звездочка

Для вырезания звездочки нужно сделать четыре последовательных друг за другом треугольники на заготовке таким же образом, как было описано выше.

Квадраты

В отличии от всех предыдущих орнаментов, создание квадратов требует использования другой методики, которая называется соломка. Узор может быть как каемкой всей работы, так и частью более значительного элемента рисунка.

Создание квадрата происходит следующим образом:

  1. Отступив от разметки 1 миллиметр, нужно под углом 45 градусов углубить нож в заготовку на 2 или 3 миллиметра. Таким образом нужно сделать надрез вдоль линии.
  2. С левой стороны полосы необходимо выполнить такие же действия в зеркальном отражении.
  3. В начале и конце линии нужно сделать прокол, держа нож вертикально к заготовке.

В конце от древесины должен отпасть кусочек в виде соломки. Если аналогичным образом обработать все линии квадрата, можно получить интересный узор.

Розетка

Розетка представляет собой самый сложный орнамент при осуществлении геометрической резьбы по дереву. Для ее создания понадобится циркуль. С его помощью нужно начертить круг большого диаметра. После этого нужно сделать другой – на 5 миллиметров меньше предыдущего. Дальше следует поделить круги на 16 ровных частей.

Как только вышеперечисленные действия будут сделаны, нужно отметить точки посередине каждого отрезка на малом круге. С этих мест следует провести по линии к ближайшим по каждую сторону точкам большого круга.

В конце, имея разметку, остается вырезать и отколоть треугольники в соответствии с техникой, описанной выше.

Классификация видов резьбы

Наравне с керамикой дерево всегда было одним из основных источников надёжного материала для бытовых нужд человека. Деревянная посуда и орудия труда до сих пор востребованы в повседневной жизни. Опытные домохозяйки стараются окружить себя не только удобной, но и красивой посудой. Замысловатые узоры и украшения до сих пор не теряют популярности.

Основные направления

Начинать лучше всего с азов. Вот основные виды деревянного резного творчества:

  • Скульптура. Фигурки из древесины есть в большинстве музеев художественного прикладного искусства. Это разные зверушки, игрушки, бытовые сценки и многое другое. Очень популярны резные маски из твёрдых пород в Африке и на других континентах.
  • Токарная резьба. Точённые из древесины предметы давно стали неотъемлемой частью культуры многих народов. Матрёшка часто ассоциируется с Россией, как чёрные шаманские маски с Африкой. Посуда, кубки, подсвечники, детали мебели — это далеко не полный перечень применения токарных изделий.
  • Рельефная. Один из самых распространённых видов этого искусства. Резчики любят этот приём из-за больших возможностей и многочисленной вариативности применения.
  • Геометрическая. Самый простой вид деревянного искусства. Именно с него чаще всего начинают обучение вырезанию по дереву. Начинающих мастеров привлекают простота этого вида и многократное повторение элементов, что позволяет натренировать специфические навыки и терпение.
  • Ажурная. Простой лобзик в руках мастера становится волшебной палочкой. С его помощью такие умельцы делают удивительные произведения. Очень востребован этот вид искусства был в архитектуре позапрошлого и прошлого века. До сих пор в старых селениях можно встретить резные карнизы и ставни окон.

Заключение

Один именитый скульптор когда-то сказал, что композиция — самое сложное в искусстве. Общих правил для ее составления не существует. Постигнуть алгоритм построения композиции и выработать в себе тонкий художественный вкус можно только наблюдая за природой. Нет ничего более совершенного, чем естественная система элементов. Этот совет применим не только для скульпторов, архитекторов или художников, но и для резчиков по дереву. Сначала во время обучения новички используют готовые рисунки, чтобы набить руку и приобрести навыки, необходимые для создания качественных работ. Однако в дальнейшем каждый пытается делать робкие шаги на поприще художника, где одного мастерства недостаточно. Потребуется умение тонко чувствовать баланс в композиции, которое вырабатывается годами. Только научившись комбинировать мастерство и художественный вкус, резчик имеет право называться мастером, создающим изделия «с душой».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector