Какое дерево для резьбы по дереву. дерево для резьбы по дереву: выбор породы и качества древесины
Содержание:
- Критерии качества
- Ножи
- Технология геометрической резьбы
- Материалы для работы
- Вырезание контуров
- Этапы работ по дереву
- Объемная техника как высший пилотаж
- Скульптурная резьба
- Разновидности инструментов для резьбы по дереву
- Инструменты для работы
- Где приобрести древесину для резьбы
- Критерии качества
- Мягкие породы для резьбы по дереву
- Плосковыемчатая резьба
- Классификация по территориальному признаку
Критерии качества
Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:
- Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
- Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
- Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.
Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.
Ножи
При производстве подобных инструментов применяется определенная нумерация, разобраться в которой достаточно сложно. Многие специалисты рекомендуют приобретать ножи для резьбы по дереву, входящие в стандартные наборы. Они производятся специалистами в рассматриваемой сфере, могут применяться для выполнения работы различной сложности. Только понабравшись опыта мастер сможет расширить свой ассортимент ножей в зависимости от жанровых предпочтений и потребностей. Наибольшее распространение получили следующие разновидности рассматриваемого инструмента:
- Богородский – вариант исполнения, который можно использовать для получения черного контура. При лезвии 6-3 см нож подходит для получения тонких работа или полукруглых форм. Рукоятка может изготавливаться при применении самых различных материалов.
- Татьянка – нож с длинной рукояткой, скос лезвия расположен на расстоянии 2 см от руки. За счет этого упрощается процесс обработки дерева.
- Косяк – вариант исполнения, схожий с сапожным ножом, лезвие скошен по углом 45 градусов. Заточка односторонняя, применяется при получении самой различной формы.
Нож «Татьянка»
Нож «Богородский»
Также часто приобретается штихель для резьбы по дереву. Для обработки больших поверхностей может использоваться резак для дерева, который также характеризуется определенной формой режущей кромки. В набор часто включается нож топорик для резьбы по дереву. Его режущая часть может иметь различные размеры и форму, все зависит от конкретной поставленной задачи при обработке поверхности.
Технология геометрической резьбы
Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.
Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.
Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.
Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:
- Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
- Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
- Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
- После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.
Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.
Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»
Инструменты. Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.
Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.
Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.
Второй этап. Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.
Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.
Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.
Третий этап. Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.
Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.
Пятый этап. Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.
Материалы для работы
У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.
Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.
Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.
Вырезание контуров
С помощью уголковой стамески сначала наметьте контуры перевязи и прорежьте их до окончательной глубины (около 3 мм) (фото В). Левая рука направляет инструмент, а правая толкает его вперёд, преодолевая сопротивление древесины. Старайтесь, чтобы поверхность среза была гладкой и однородной.
Примечание. Не торопитесь и не пытайтесь резать слишком глубоко. Срезая материал понемногу, легче контролировать процесс и избежать сколов. Никогда не направляйте лезвие резца в свою сторону. Если необходимо, поверните заготовку, чтобы действовать резцом от себя или параллельно груди.
Вырезав контур перевязи, переходите к центральному лепестку лилии, начав резать от верхней точки (фото С), а затем к остальным лепесткам выше и ниже перевязи (фото D). Выровняйте глубину всех контурных канавок, срежьте материал над перевязью и под ней (фото Е). Углубите контуры перевязи уголковой стамеской.
Этапы работ по дереву
Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.
Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.
Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.
С домовой резьбой
Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.
Работа осуществляется в 3 этапа:
- Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
- Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
- Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.
Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.
Резной декор по дереву с объёмной резьбой
Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.
Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:
- Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
- Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
- С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
- Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
- Раскрашивает изделие красками.
- После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.
Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.
С геометрической резьбой по дереву
Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.
На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:
- Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
- Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
- По клеткам составляют задуманный узор.
- Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
- В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.
Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.
С прорезной
Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.
Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:
- Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
- Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
- Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
- Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.
Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.
Объемная техника как высший пилотаж
Постичь искусство резки по дереву способен каждый, но далеко не всем удается освоить объемную технику. Для того чтобы приобрести необходимые знания, нужно иметь опытного наставника, желание, свободное время и талант. Освоение мастерства резьбы объемных фигур по дереву дает возможность воплощать в жизнь свои самые смелые фантазии, воссоздавать шедевры искусства, скульптуры, композиции и множество других предметов. Недостаточно одного знания данной техники, мастер в то же время должен быть художником, скульптором и творческой личностью. Сам процесс отличается высокой точностью и скрупулезностью.
Скульптурная резьба
Отличительной чертой данной резьбы является, конечно же, факт наличия скульптуры – могут быть изображены как отдельные фигуры, так и несколько фигур рядом, это могут быть люди, животные, птицы или другие объекты. По сути, этот вид определяют, как самый сложный, потому как от мастера требуется объемное видение будущей фигуры и умение сохранять нужные пропорции.
Для создания элементов декора, а также для украшения изделий, изготовленных из дерева, активно используется каждый из описанных способов. Художественная или декоративная резьба, которая была выполнена вручную, с легкостью заполнит интерьер дома утонченной и уникальной атмосферой, придаст уют и гармонию.
Разновидности инструментов для резьбы по дереву
- Прямые – имеют прямую кромку, которой удобно выполнять пазы, углубления, выемки, вырезы, гнезда. Такими инструментами удобно подгонять детали под нужный размер.
- Со скошенной кромкой – такие инструменты еще называют ножи-косяки из-за скошенной под определенным углом кромки. Служат для тонкой художественной резки и выполнения объемных геометрических фигур.
- С полукруглой кромкой – стамески применяются для выполнения каналов, художественных узоров, скругления углов.
- V-образные – используются для тех же задач, что и плоские, а также для выполнения узоров угловатых форм.
- С изогнутым полотном – такие резцы называются клюкарзы. Используются для выполнения сложных объемных рисунков. Например, с их помощью выбирают фон или создают рельеф на фигурной поверхности.
Инструменты для работы
В магазинах можно приобрести различные профессиональные инструменты, многофункциональные станки по обработке дерева. Они значительно облегчают работу, пользоваться ими удобно и безопасно. Однако уметь обращаться с ручными инструментами важнее. Каждый начинающий резчик по дереву должен научиться работать простыми стамесками, пилами и рубанками.
Эти навыки помогут в дальнейшем:
- быстрее освоить профессиональные станки;
- исправлять неточности;
- вытачивать миниатюрные узоры.
В наборе может быть хороший нож, но плохие стамески, поэтому лучше приобретать каждый инструмент по отдельности и собрать по-настоящему полезный комплект, который прослужит несколько лет.
Самый важный инструмент для работы с деревом – это пила. С её помощью от цельного бруска можно отделить ровные куски нужного размера.
Подойдут:
- ножовка;
- лучковая пила;
- лобзик.
Желательно приобрести несколько видов пил с разными размерами зубцов. За состоянием полотен нужно тщательно следить. Пилы должны быть всегда остро заточенными, а полотно хорошо натянутыми.
Ещё следует приобрести рубанок. Начинающему мастеру можно купить ручной инструмент с режущей поверхностью средней ширины. Когда прибавиться опыт, потребуется фуганок и цикли. Они нужны для более тщательного выравнивания деревянных поверхностей.
Для работы с мелкими деталями нужны стамески. В наборе должны быть инструменты с широкими заострёнными краями, а также узкие и тонкие. Лезвия бывают прямыми или скошенными. Они всегда должны быть острыми, поэтому стамески придётся точить часто. Для этой цели можно использовать наждачную бумагу или специальный станок.
Работать тупыми инструментами опасно, потому что лезвие не будет входить в древесину так глубоко, как требуется. Это увеличивает риск «соскакивания» инструмента, что чревато для резчика. Он может получить серьёзную травму. К тому же резьба, выполненная таким инструментом, получится кривой, а работа займет больше времени и сил.
В таблице можно рассмотреть, какие ещё инструменты могут потребоваться и для чего:
Инструмент | Предназначение |
Ручная дрель | Сверлить сквозные отверстия и небольшие углубления |
Ножи разных размеров | Стёсывать небольшие куски древесины, стругать маленькие детали |
Маленький топор | Срубать мелкие сучки и делать засечки |
Наждачная бумага разной зернистости | Шлифовать изделия |
Струбцина | Надежно крепить обрабатываемую поверхность на столешнице |
Существует множество других инструментов для резьбы по дереву. Когда начинающий мастер наберётся опыта, он самостоятельно сможет определить, каких стамесок, ножей или пил ему не хватает и чем удобнее работать.
Где приобрести древесину для резьбы
Мест, где можно раздобыть материал для работы, существует немало, главное – найти качественную и сухую древесину. К примеру, хорошие заготовки для резьбы продаются в специализированных магазинах для поклонников хенд-мейда и художественных салонах. Помимо этого, можно купить подходящие доски в магазинах стройматериалов или на лесоторговых базах. А небольшие предприятия по изготовлению мебели и столярные мастерские – это настоящий кладезь сухих деревянных обрезков разной величины. Для столяров такие отходы уже не представляют ценности, поэтому, как правило, их отдают бесплатно.
Еще один вариант – деревянная тара (ящики, поддоны). Из одного такого изделия получится полтора-два десятка заготовок.
Критерии качества
Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:
- Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
- Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
- Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.
Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.
Мягкие породы для резьбы по дереву
Резьба по дереву – это старинное и по-настоящему удивительное мастерство. Для крупных объектов (например, мебели) принято использовать твердые породы дерева, но что касается сувениров, посуды и украшений для дома, то пойдут и мягкие. Самыми распространенными мягкими породами дерева для резьбы являются: липа, ива, осина, тополь, ольха, каштан. Детальнее рассмотрим каждый из этих материалов.
Липа – это довольно мягкий и легкий материал. Она почти не подвержена растрескиванию и усыханию, хорошо режется и в целом легко поддается обработке. Сувениры, украшения для дома, деревянная посуда – все это производится не без участи липы, а вот для производства мебели, как и любое дерево мягкой породы, она категорически не годится.
Ива мало в чем уступает липе, ведь ее древесина такая же легкая, мягкая, вязкая и эластичная. Это довольно доступный материал, ибо ива приживается на любой почве. Ее легко резать, шлифовать и полировать – словом, настоящая находка для любителей резьбы по дереву. Ивовые доски подходят для рельефной и плоскорельефной резьбы, а спелая древесина нашла применение в скульптурных работах.
Осина является еще одним материалом, работать с которым – настоящее удовольствие. Он устойчив к низким температурам, влаге, свету, червоточине и даже кислоте. Ее мягкость и однородность были высоко оценены мастерами резного дела, ведь эти свойства позволяют делать порезы в любом направлении – древесина не скалывается и не сминается.
Тополь состоит из мягкой и легкой однородной древесины, которая почти не растрескивается, а также податлива к резанию и отделке. Но это дерево абсолютно не защищено от гниения, грибков и механических повреждений, что значительно сужает область его применения. В резьбе тополь применяется очень и очень редко, чаще он выступает в роли вспомогательного материала.
Ольха, наоборот, довольно устойчива к влаге, мало коробится и хорошо режется, поэтому она пригодна для резьбы. И стамеска, и нож, и иные режуще-пилящие инструменты с легкостью обрабатывают древесину ольхи. Ее обычно активно используют в той местности, где растет мало липы, осины и ивы, производя скульптуры, украшения для дома и посуду.
Каштан является представителем среднеусыхающей породы древесины. Он отлично впитывает защитные составы, предотвращая растрескивание и гниение. Форма и размеры изделий из каштана остаются стабильными на протяжении длительного времени. Эти и другие свойства позволяют применять его древесину для внутренней и наружной отделки, а также изготовления эксклюзивных образцов мебели.
Плосковыемчатая резьба
У основы плосковыемчатой резьбы лежит плоский фон, а нижний уровень элементов резьбы располагается под уровнем фона, то есть резные элементы углубляются в него. В плосковыемчатой резьбе определяют несколько подвидов:
- контурная резьба – считается самой простой, используется единственный элемент – канавка. С помощью таких желобков-канавок и получается изображение на плоском фоне. Канавка может иметь полукруглый или треугольный вид, в зависимости от используемой стамески. Для треугольной канавки используется резец-уголок, угловая стамеска или обычный нож, а для полукруглой, соответственно, полукруглая стамеска.
- скобчатая (ногтевидная) резьба – используется основной элемент – скобка. Полукруглая насечка на плоском фоне. Внешне напоминает след, который остается после надавливания ногтем на мягкий материал, от чего и происходит название – ногтевидная резьба. Такую насечку делают полукруглой стамеской в два приема: в начале перпендикулярно поверхности стамеску слегка углубляют в дерево, а после, отступив от первого надреза небольшое расстояние и под углом, наносится второй раз. В итоге получается насечка, напоминающая скобку. За счет большого количества нанесенных таких скобок, разных размеров и направлений и создается рисунок или отдельные его элементы.
- геометрическая (трехгранная) резьба – состоит из двух основных элементов: пирамиды и колышка. Пирамида представляет собой трехгранную пирамидку, заглубленную внутрь. Резьба выполняется в два шага: наколка и потом подрезка. В начале, с помощью резца, накалываются сектора, как бы намечая те, которые нужно будет срезать, а после подрезают их. Все элементы осуществляются с помощью ножа-косяка. Под различным расстоянием и углами, использование пирамид и колышек дает возможность включить в арсенал огромное количество геометрических фигур, в числе которых есть ромбы, сияние, соты, витейки, цепочки и многие другие.
- чернолаковая резьба – в основе данной резьбы лежит фон плоской поверхности, который покрыт черной краской или черным лаком. Здесь, как и в контурной резьбе, рисунок строится из прорезанных канавок на фоне. Разный профиль и глубина канавок создают утонченную игру светотеней, а также контраст прорезных светлых канавок с черным фоном.
Классификация по территориальному признаку
Аргуновская резьба по дереву
Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».
Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.
Нижегородская резьба по дереву
Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.
Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.
Кудринская резьба по дереву
Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.
Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.
Скандинавская резьба по дереву
Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.