Скульптурная резьба по дереву: особенности и описание

Художественная резьба и ее виды

Данный вид обработки дерева обширно используется для украшения различных деталей интерьера, создания арок, пилястр, панно, фриз, фактур. Резьбу применяют для украшения шкатулок, шахмат, рамок картин, зеркал, дверей, окон, шкафов, а также других элементов интерьера и бытовых предметов.

Уже в течение многих веков существуют особые техники обработки дерева, а на сегодняшний день известно множество различных видов:

  • плоскорельефная;
  • рельефная;
  • прорезная.

В наше время в резьбе по дереву отсутствует строгая классификация, а все потому, что в одинаковых изделиях могут быть использованы совершенно разные виды резьбы. Декор с резьбой во все столетия имел особое значение и всегда высоко ценился, а с помощью современных технологий создаются привлекательные и долговечные предметы декора и интерьера.

В современной обработке дерева, все же, можно, в условной степени, выделить основные типы:

  • сквозная резьба (к этому типу относится пропильная и прорезная резьба);
  • резьба глухая (сюда относятся все виды рельефной и плосковыемчатой резьбы);
  • скульптурная резьба.

Мотивы изображений

Мотивы разнообразны как сама жизнь и ее художественное отображение. Взять, к примеру, нэцкэ. Резчик делает скульптуру в миниатюре, резной брелок, который впечатляет тонкостью передачи образа. Это декоративно-прикладное искусство с японскими корнями, сама фигурка считается и самодостаточным художественным произведением, и декоративной частью костюма. Изготавливаются они и сегодня, но в большинстве своем это низкокачественный продукт, не соответствующий по всем критериям своему историческому прародителю.

Есть, конечно, и сегодня мастера нэцкэ, но за одну мини-скульптуру от такого резчика приходится платить от 10000 долларов и выше.

Резная скульптура из дерева – виды:

  • монументальная – решает идейно-образные задачи, раскрывающиеся в монументальных произведениях (пропорции скульптуры должны идеально сочетаться с окружающим пространством);
  • садовая – элемент оформления садового пространства, концептуально единый с дизайном всего сада;
  • скульптура для дома – декоративная составляющая интерьерного дизайна, выполненная в дереве;
  • развивающие фигурки для детей – игровой материал, экологически безопасный, популярный сегодня (рекомендован детям от 6 месяцев и старше).

Если вы не знаете, с чего начинать в фигурной резьбе по дереву, то изготовление простых деревянных игрушек для детей может быть отличным стартом.

Рельефная резьба

Элементы данного вида резьбы с фоном изделия находятся на одном уровне или выше него. В основном, данной техникой изготавливаются все резные панно. Определяют несколько подвидов рельефной резьбы:

плоскорельефная резьба с подушечным фоном. Данный подвид, по сути, можно соотнести к контурной резьбе, но здесь все края бороздок заоваливаются и имеют разную степень крутизны. К примеру, со стороны рисунка более резко, а от стороны фона постепенно. Название резьбы пошло от того, что за счет заоваленных контуров фон выглядит как из множества подушек. Рисунок располагается с фоном на одном уровне.

Рельефную резьбу, вполне обоснованно, определяют, как один из самых трудозатратных видов декоративной обработки дерева. На готовых изделиях можно увидеть множество разнообразных орнаментов и изображений, от различных эмблем и гербов до растений и животных.

Скульптуры из стекла

Из муранского стекла и ранее и в наши дни стеклодувы изготавливают потрясающие арт- объекты: нежнейшие прозрачные иллюзии создаются руками мастеров.

Работая над реализацией идеи, художник использует пластические свойства расплавленного стекла, которые дают ему возможность создавать объекты довольно сложные по форме и декоративному эффекту.

Стеклодувную скульптуру может выполнять только художник, в совершенстве владеющий всеми тонкостями техники, при этом совершенно исключена возможность появления двух одинаковых скульптур, каждый объект получается по-новому, уникальный.

Разбираем мастер-класс по созданию фигуры рыбы из дерева

В первую очередь необходимо подобрать материал. Для новичков наилучшим выбором станет мягкое и монолитное дерево: липа, осина или бук. Так же продумайте размеры изделия, получится ли вырезать его целиком из заготовленного куска дерева. Материал необходимо хорошо просушить и проверить на наличие внешних дефектов.

Работа начинается с детальной подготовки эскиза, который подготавливается на бумаге в нескольких проекциях.

После того как эскиз на бумаге подготовлен он размещается на бруске дерева и переводится.

Работа над бруском начинается с грубого опила лишних частей при помощи лобзика. Главные детали постоянно придется прорисовывать карандашом. Лишняя древесина снимается слой за слоем до получения примерной, хоть и грубой, формы задуманного рисунка. Очень удобно этот этап осуществлять бормашинкой со специальными шлифовальными насадками из наждачки.

Уже на этом этапе можно приниматься за детализацию глаз и жабр рыбы, ее плавников и так далее. Обычно для этого используют остро заточенный нож или бормашинку со специальными насадками.

Плавники выкраиваются отдельно от рыбы и присоединятся к ней уже после.

После изготовления всех деталей можно приступить к окончательной шлифовке изделия, выжиганию, покраске и иным способам отделки готового продукта.

Выбор мотива изображения

Деревянные скульптуры существовали еще во времена античной Греции и Рима. В Средние века это искусство стало повсеместным; резные фигуры из дерева украшали храмы и дворцы, тщательно вырезанную и позолоченную богиню водружали на нос парусного корабля.

Современная скульптура из дерева впечатляет разнообразием стилистически разных направлений. Это и японские нэцкэ, и причудливые африканские изваяния, и фигуры, украшающие интерьеры кантри, шале и ар-деко. Накопленное богатство идей может стать источником вдохновения для хозяина, решившего украсить свой участок. Скульптуры из дерева, подходящие для самодельного изготовления, условно делятся на три вида:

Садовая. Сад — место, где хочется расслабиться и пообщаться с природой, и объемная фигурка придется тут как нельзя кстати. Очень часто для украшения сада выбирают изображения животных, реальных и сказочных.


В стиле кантри Источник dachnaya-zhizn.ru

  • Скульптура для дома. Деревянные арт-объекты способны продемонстрировать вкус и внутренний мир владельцев жилья; они должны быть концептуально едины с интерьерным дизайном.
  • Фигурки для детей. Они популярны как идеальный развивающий материал для деток от 6 месяцев: экологичны, развивают фантазию и тактильные навыки.

Плосковыемчатая резьба

У основы плосковыемчатой резьбы лежит плоский фон, а нижний уровень элементов резьбы располагается под уровнем фона, то есть резные элементы углубляются в него. В плосковыемчатой резьбе определяют несколько подвидов:

  • контурная резьба – считается самой простой, используется единственный элемент – канавка. С помощью таких желобков-канавок и получается изображение на плоском фоне. Канавка может иметь полукруглый или треугольный вид, в зависимости от используемой стамески. Для треугольной канавки используется резец-уголок, угловая стамеска или обычный нож, а для полукруглой, соответственно, полукруглая стамеска.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба – используется основной элемент – скобка. Полукруглая насечка на плоском фоне. Внешне напоминает след, который остается после надавливания ногтем на мягкий материал, от чего и происходит название – ногтевидная резьба. Такую насечку делают полукруглой стамеской в два приема: в начале перпендикулярно поверхности стамеску слегка углубляют в дерево, а после, отступив от первого надреза небольшое расстояние и под углом, наносится второй раз. В итоге получается насечка, напоминающая скобку. За счет большого количества нанесенных таких скобок, разных размеров и направлений и создается рисунок или отдельные его элементы.
  • геометрическая (трехгранная) резьба – состоит из двух основных элементов: пирамиды и колышка. Пирамида представляет собой трехгранную пирамидку, заглубленную внутрь. Резьба выполняется в два шага: наколка и потом подрезка. В начале, с помощью резца, накалываются сектора, как бы намечая те, которые нужно будет срезать, а после подрезают их. Все элементы осуществляются с помощью ножа-косяка. Под различным расстоянием и углами, использование пирамид и колышек дает возможность включить в арсенал огромное количество геометрических фигур, в числе которых есть ромбы, сияние, соты, витейки, цепочки и многие другие.
  • чернолаковая резьба – в основе данной резьбы лежит фон плоской поверхности, который покрыт черной краской или черным лаком. Здесь, как и в контурной резьбе, рисунок строится из прорезанных канавок на фоне. Разный профиль и глубина канавок создают утонченную игру светотеней, а также контраст прорезных светлых канавок с черным фоном.

Расположение

Выбирая место для садовой скульптуры, постарайтесь, чтобы она органично вписалась в окружающую атмосферу. Если возникают сомнения, лучше отказаться от фигурки, даже если сама по себе она выглядит стильно и привлекательно. Не всегда скульптура должна стать центром ландшафтной композиции: лучше, если она станет аккуратным акцентом.

Помимо скульптур на участке присутствуют дорожки, арки, беседки, ворота, заборчики. Все они обладают своей уникальной стилистикой. Стремитесь все объединить в целостную картину. Определяясь с конкретной точкой для размещения скульптуры, создайте ее эскиз в натуральную величину на плотном картоне или другом материале, а затем походите по саду и прикиньте, где аксессуар будет смотреться наилучшим образом.

Советы по выбору древесины

Профессионалы разделяют древесину на 3 вида:

  • мягкая;
  • твердая;
  • сверхтвёрдая.

Начинающим следует отдать предпочтение первым 2 вариантам. Мягкая древесина податлива. От неё легко отрезать мелкие части, формируя красивые узоры. С твёрдыми материалами работать чуть сложнее, но они более долговечны. Фигурки, сделанные из такой древесины, не рассыхаются со временем и не лопаться.

Легко работать со следующими видами дерева:

  • ель;
  • каштан;
  • пихта;
  • сосна;
  • ива;
  • липа;
  • тополь;
  • ольха;
  • бук;
  • берёза;
  • осина;
  • ясень;
  • вяз.

Из сверхтвёрдых древесных пород изготавливают дорогую и качественную мебель. С этим материалом тяжело работать вручную, для обработки чаще используются габаритные станки, поэтому для резьбы такая древесина не подойдёт.

Подбор материала

В соответствии с замыслом следует подбирать и дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлыми структурами и отдавайте предпочтение следующим вариантам:

  • липа – один из лучших вариантов для начинающих мастеров, фигурки из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягкой структуре материала, отлично поддается обработке, часто используется для небольшой пластики и орнаментов;
  • осина – схожа по основным характеристикам с липой, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
  • сосна – может слоиться, но, если расположить ее годичные кольца правильно, изделие будет выглядеть особенно эффектно;
  • клен – отличается хорошей плотностью, обработать такую древесину немного сложнее, но из нее особо хорошо получаются миниатюрные фигурки животных, из дерева данной породы часто изготавливают шахматы;
  • дуб – особенно хорош, плотная древесина плохо поддается обработке, но качественно отполированная и покрытая лаком смотрится привлекательно, изделия из данного материала отличаются высокой стоимостью.

Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное, что следует учитывать при выборе материала, – это его качество, он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и жуками.

Плосковыемчатая резьба

У основы плосковыемчатой резьбы лежит плоский фон, а нижний уровень элементов резьбы располагается под уровнем фона, то есть резные элементы углубляются в него. В плосковыемчатой резьбе определяют несколько подвидов:

  • контурная резьба – считается самой простой, используется единственный элемент – канавка. С помощью таких желобков-канавок и получается изображение на плоском фоне. Канавка может иметь полукруглый или треугольный вид, в зависимости от используемой стамески. Для треугольной канавки используется резец-уголок, угловая стамеска или обычный нож, а для полукруглой, соответственно, полукруглая стамеска.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба – используется основной элемент – скобка. Полукруглая насечка на плоском фоне. Внешне напоминает след, который остается после надавливания ногтем на мягкий материал, от чего и происходит название – ногтевидная резьба. Такую насечку делают полукруглой стамеской в два приема: в начале перпендикулярно поверхности стамеску слегка углубляют в дерево, а после, отступив от первого надреза небольшое расстояние и под углом, наносится второй раз. В итоге получается насечка, напоминающая скобку. За счет большого количества нанесенных таких скобок, разных размеров и направлений и создается рисунок или отдельные его элементы.
  • геометрическая (трехгранная) резьба – состоит из двух основных элементов: пирамиды и колышка. Пирамида представляет собой трехгранную пирамидку, заглубленную внутрь. Резьба выполняется в два шага: наколка и потом подрезка. В начале, с помощью резца, накалываются сектора, как бы намечая те, которые нужно будет срезать, а после подрезают их. Все элементы осуществляются с помощью ножа-косяка. Под различным расстоянием и углами, использование пирамид и колышек дает возможность включить в арсенал огромное количество геометрических фигур, в числе которых есть ромбы, сияние, соты, витейки, цепочки и многие другие.
  • чернолаковая резьба – в основе данной резьбы лежит фон плоской поверхности, который покрыт черной краской или черным лаком. Здесь, как и в контурной резьбе, рисунок строится из прорезанных канавок на фоне. Разный профиль и глубина канавок создают утонченную игру светотеней, а также контраст прорезных светлых канавок с черным фоном.

LiveInternetLiveInternet

Кронид Александрович Гоголев — известный резчик по дереву, а также мастер рельефной резьбы по дереву.

Работы Гоголева посвящены в основном русскому северу, северной природе, народному быту. Кроме сказочных сюжетов, у художника много работ посвящённых Сортавале, Петрозаводску, Валааму, есть также и библейские сюжеты (работа — «Тайная Вечеря»).

Кронид Александрович родился 13 июля 1926 года в Новгородской губернии. Отец, бывший священник, дал ему редкое имя Кронид. Совсем еще мальчишкой в шестнадцать лет он ушел на фронт. Принимал участие в боях за освобождение Ленинградской области, Эстонии, Польши, Восточной Пруссии. Дошел до Германии. Получил ранение, контузию. Был награжден многими боевыми наградами. Демобилизовался в 1950. Через три года поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. Получив хорошую педагогическую подготовку, он уехал по приглашению в Карелию. В поселке Кестеньга проработал четыре года. В 1961 переехал в город Сортавала. Одновременно преподавал в школе и студии самодеятельных художников , работал художником-оформителем, а так же заочно учился на художественно-графическом факультете университета имени Герцена. В сентябре1967 года Гоголев организовал детскую художественную школу, прославившую Сортавала и своего талантливого директора на всю страну. 20 лет Кронид Александрович отдал этой школе.

В 1984 году в Москве прошли две его персональные выставки. И о Гоголеве заговорили. «Это открытие! Это возрождение утерянных достижений русской школы резьбы по дереву, но на новом уровне!», – таково было мнение специалистов. И вскоре Кронид Александрович стал членом Союза художников СССР. С тех пор его произведения можно увидеть на выставках не только в России, но и за рубежом.

Работы Кронида Гоголева объединяет особое трепетное отношение ко всему, что создано природой. И в тоже время в каждой из работ, созданных мастером, есть свои уникальные особенности. Он умеет виртуозно использовать пластику, фактуру, теплоту дерева, умеет выделить в глубоких многослойных рельефах из липы или ольхи могучую природную силу. Как правило, резная композиция выполнялась художником на специально подготовленном липовом щите, в монолитной технике — без применение клееных деталей. Большую работу художник проводил с оттенками дерева, в частности, добиваясь необходимого впечатления для работ, посвящённых зимнему времени.

Кажется, что его картины, вырезанные из дерева, «звучат». В них можно услышать неторопливую речь людей, сказочных персонажей, наблюдать за умиротворенным плеском волн, шумом ветра в парусах рыбацких лодок, чувствовать аромат соснового леса

В его работах передается тесная связь человека с природой, внимание к каждой детали. Художник открывает нам духовный облик северных жителей, тонкое понимание деревенской и городской жизни в провинции

Кронид Александрович стремится передать свои чувства, создавая широкие, незамкнутые, многосоставные композиции, которые подчеркивают глубину и важность каждого мгновения жизни человека. Многим дано познать мир в чувствах, но не многим удается воссоздать его в творчестве

Дерево в его руках поет просто, искренне, задушевно, от всего сердца.

Вырезанные из дерева картины посвящены Карелии, есть картины-иллюстрации к карельскому эпосу «Калевала». Многие работы мастера посвящены народному быту северной деревни с его своеобразной красотой и мудрым жизненным укладом, со сложившимися многовековыми традициями и простыми, будничными делами. Вырезает художник и фигурки сказочных персонажей, и предметы быта – светильники, подсвечники, оправы для часов. Для сюжетов своих работ он часто выбирает виды городов и местностей (иногда вымышленных).

У Кронида Александровича Гоголева много наград и мирного времени. Он Кавалер ордена «Знак почёта», ордена Дружбы народов, ордена Святого благоверного князя Даниила Московского.

Меры предосторожности при работе

Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.

Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:

Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости

Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой

Об них моно запнуться и упасть.

Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.

В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.

Рабочее место резчика

Профессиональные резчики работают за верстаком. Начинающим можно ограничиться столешницей. Она должна быть устойчивой и широкой. Высота стола регулируется под мастера индивидуально. Чтобы не напрягать спину и чувствовать себя комфортно, следует выбрать столешницу высотой до пояса, но не выше.

Столешницу нужно регулярно протирать и следить за её состоянием. При работе ножи часто соскальзывают и втыкаются в стол, от чего формируются зазубрины, которые нужно зашлифовывать. Чтобы минимизировать повреждения, необходимо соблюдать правила пользования столешницей. Нельзя бросать на неё острые инструменты, рубить на ней топором и забивать гвозди.

Для работы нужно хорошее освещение. Установить столешницу у окна недостаточно. Потребуется ещё 2-3 светильника, которые будут освещать рабочую зону с разных сторон. Устанавливать лампы следует выше глаз резчика, чтобы они не слепили его. Можно приобрести осветительные приборы на гибких ножках, которые можно будет наклонять в любые стороны.

Как изготовить гипсовый раствор

  1. Самый простой способ – развести гипс с водой в соотношении 7 к 10.
  2. Важный момент: сначала в емкость заливается вода, а уже затем добавляется гипсовый порошок.
  3. Таким способом минимизируется попадание гипсовой пыли в дыхательные пути.
  4. Прочность и пластичность раствора можно варьировать с помощью клея ПВА или гашеной извести.
  5. Перед заливкой раствора необходимо смазать форму для того, чтобы потом легко извлечь поделку.

Существует масса вариантов смазок:

  • Силиконовые,
  • Восковые,
  • Стеариновые.

Также используют мыльный раствор или керосин. Для небольших поделок зачастую достаточно растительного масла.

На курсе осваиваются основные техники резьбы

Курс выходного дня Воскресенье 11.00-16.00 28 000 руб. 72 ак.часов 2,5 месяца
Вечерний курс Вт. Пт. 18.00-21.15 28 000 руб. 72 ак.часов 2 месяца

Узнать даты начала курсов

Подайте заявку на обучение!

Мы свяжемся с вами, ответим на вопросы и запишем на курс с подходящим режимом обучения. Вы можете оплатить данный курс онлайн. Подать заявку Оплатить курс онлайн Запросить счет (для юр.лиц) У вас есть возможность:

  • оплатить курсы за счет средств материнского капитала
  • получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение

Во время обучения детально разбирается рельфеная резьба: плоский рельеф и низкий рельеф. Резьбы с заваленным фоном и с подогнанным фоном. Флористические орнаменты разной степени сложности.

Этапы работы

Перед тем как приступить к вырезанию из дерева, следует четко представлять себе, из каких этапов состоит процесс. Если все делать последовательно и правильно, то результат точно порадует.

Создание эскиза

Первое, с чего необходимо начать изготовление скульптуры из дерева, это до мелочей представить, что получится в итоге. Конечно, мастер с большим стажем работы, глядя на деревяшку, сразу представляет в голове, что из нее получится, и может даже без всяких подготовительных этапов приступить к работе.

Когда эскиз готов, его следует перенести на заготовку. После этого на дереве надо тщательно прорисовать все детали. Желательно, чтобы рисунок был несколько меньше, чем сама заготовка. Следует не спешить с обрезкой лишних частей, так как изделие необходимо будет еще удобно закрепить на верстаке.

Черновое изделие

Перед вырезанием скульптуры материал нужно еще подготовить.

  • необходимо отпилить заготовку по размеру;
  • проводится очистка от коры и зачистка всех неровностей.

Когда рисунок переносится на дерево, то лучше всего сразу отметить главные линии, по которым будет проводиться первоначальная резка.

Затем надо выпилить все излишки, то есть провести грубую обработку.

В итоге мастер получает готовую форму, которой необходима фигурная, то есть детальная, проработка. Этот этап не требует спешки. Не стоит сразу убирать все возможные излишки, лучше воспользоваться рельефной обработкой

Важно понимать, что черновой этап – это только начало работы над фигурой

Проработка деталей

После получения готовой формы стоит снова взяться за эскиз и карандаш. Теперь на подготовленную заготовку необходимо нанести рисунок со всеми деталями

Для этого этапа важно, чтобы все инструменты были хорошо заточены

Если после этого уже получилась желаемая фигурка, это не значит, что она полностью готова. Ведь на ней остались неровности, а поверхность имеет шероховатости, которые надо обработать наждачкой.

Также могут появиться трещины, которые следует обработать шпаклевкой. Ее можно приготовить самому, смешав мелкие опилки и клей ПВА. Перед нанесением шпаклевки места трещин необходимо обработать олифой и оставить для просушивания на 7 часов. После этого их можно замазать и оставить на 24-48 часов. Если имеется паяльная лампа, то изделие можно ею обжечь для приобретения теплого оттенка, максимально близкого к натуральному.

Нанесение специального лака придаст деревянной фигурке прекрасный блеск и сохранит ее красоту на долгие годы.

Научиться вырезать из дерева лучше всего на самых простых фигурках. Стоит запастись терпением и пониманием, что мастерство достигается со временем. Двигаясь постепенно от простого к сложному можно будет выработать нужные навыки и научиться создавать настоящие шедевры.

Навыки и инструменты

Для изготовления фигурки важны не только практические навыки, но и знание законов композиции. У человека с художественным образованием в голове выстраивается подробный образ будущего изделия. Если форма простая, опытный мастер начинает работу с разметки дерева, если форма сложная, рисуется эскиз в двух проекциях.

Человеку без опыта трудно представить пространственную форму во всех деталях, поэтому начать работу придется с изготовления модели. Ее проще всего вылепить из глины или пластилина с проволочным каркасом в основе, а детали проработать стеком.

Новичкам, изучающим вопрос, как сделать фигурку из дерева, потребуются некоторые навыки обращения с инструментами. При самостоятельном изготовлении садовых фигур для своего сада обычно используют перочинный нож и нож-косяк; таким способом можно выполнять несложные элементы.


Шутливая композиция Источник img.aviarydecor.com

Профессиональные резчики по дереву обзаводятся внушительным набором инструментов, предназначенных для выпиливания, выдалбливания, сверления и вырезания. Их коллекции состоят из множества ножей, стамесок, сверлильных и измерительных инструментов.

Новичкам, решившим попробовать свои силы в резьбе, стоит приобрести топорик для обтесывания, две-три стамески и нож-резак. Для первичной обработки потребуется бензопила, для фиксации небольших заготовок — тиски. Рано или поздно понадобится ножовка, дрель, наждачная бумага, шлифовальная машинка.


Инструмент для резьбы по дереву

Резная скульптура совы – секреты создания

Разглядывая резную фигурку совы с её точеным профилем и филигранным оперением, невольно задаешься вопросом, как можно было сделать из обычного пня дерева столь выразительное изваяние. К слову сказать, процесс создания скульптуры на корню является очень зрелищным, и понаблюдать за работой мастера, бывает интересно даже непосвященному зрителю. А для тех, кому не посчастливилось стать непосредственным свидетелем действа, расскажем о самых ключевых моментах технологии.

Творческая работа всегда начинается с подготовительного этапа. Эскиз – первое, что нужно выполнить! Учитывая диаметр и высоту пня, художник вписывает в эти габариты композицию будущей скульптуры. На бумаге в масштабе формируется чертёж, который утверждается заказчиком и по которому в дальнейшем идет работа. К сожалению эскиз «совы» не сохранился. Взгляните на технический рисунок другого объекта.

Эскиз для вырезания деревянной скульптура из пня

Подготовка на месте – тоже очень ответственный этап. В данной конкретной ситуации необходимо было укрыть газон и защитить специальным материалом пышную молоденькую сосну, которая недавно была высажена рядом с засохшим пнём. Видимо по задумке заказчика, вырезанная из дерева птица должна как бы пряталась в зелёных иголках.

Подготовительный этап на этом не заканчивается. Нужно ошкурить ствол, т.е. снять кору и оценить качество дерева.  Часто бывает, что под корой скрываются гнилые участки. В этом случае необходимо вносить коррективы в задуманную композицию, с тем чтобы выпилить эти гнилые участки, а в готовой скульптуре осталось живое дерево.  При необходимости, вокруг объекта строятся леса, для удобства работы на высоте. После этого можно приступать непосредственно к резьбе.

Процесс начинается с грубой обработки. Мастер бензопилой отваливает огромные куски дерева, шаг за шагом открывая задуманный образ скульптуры.

У каждого резчика по дереву есть свои профессиональные секреты. К примеру, мастера из «Деревореза» используют в процессе создания скульптуры исключительно острые стамеску и нож. Резьба древесины производится по волокнам или, выражаясь на профессиональном сленге, на фасках, без последующей обработки абразивными материалами. Именно такой подход гарантирует максимальную реалистичность объемного изображения, изящество форм и линий, красивый и четкий рельеф обработанной поверхности.

Не меньшее значение имеет красота художественной композиции и финишная покраска изделия. Эскиз будущей скульптуры разрабатывает штатный художник «Деревореза», тщательно прорабатывая каждую деталь, анализируя изображение в нескольких ракурсах, точно рассчитывая пропорции. На последнем этапе изготовления деревянная фигурка покрывается специальной лакокрасочной смесью, устойчивой к внешним погодным воздействиям.  В данном случае пришлось грунтовать и расписывать скульптуру вручную, кистью, без применения компрессора и краскопульта, так как распыляемое облако могло осесть на забор и близлежащие растения. Отдельные детали изделия подчеркиваются цветом и штрихами. В результате образ совы становится ярким и реалистичным, полностью отражающим характер этой мудрой ночной птицы.

Нюансы работы с цементным раствором

Для украшения и дизайнерского дополнения можно использовать цветочные горшки, кашпо, фигурки сказочных персонажей или объекты растительного мира, сделанные своими руками из цемента. Этот материал нельзя назвать капризным, и у большинства есть большой или маленький опыт работы с ним. Все же есть несколько важных правил, которые необходимо соблюдать, чтобы поделки из цементного раствора получились качественными и долговечными.

Все изделия из цемента требуют продолжительной сушки. Застывание может длится до 7 дней. Чтобы поверхность не растрескалась, готовое творение накрывают полиэтиленом. Чтобы придать изделию красивую и правильную форму, основу располагают на горке песка или заглубляя в него (в зависимости от идеи), но не на ровной поверхности.

После полного застывания фигуру необходимо покрыть грунтовкой и только после этого можно наносить краску или лак. Если поделка имеет шероховатости и прочие неровности, ее до грунтования дорабатывают наждачной бумагой и напильником.

Кроме цементного раствора иногда используют бетон, который отличается наличием крупных фракций (галька или щебенка) и повышенной прочностью. Поделки из бетона для дачи могут быть представлены крупными монолитными валунами, а также этот материал удобно использовать для создания основы под различные композиции (площадка для фонтана, пьедестал для скульптуры, терраса для цветочных горшков и прочее).

Разбираем мастер-класс по созданию фигуры рыбы из дерева

В первую очередь необходимо подобрать материал. Для новичков наилучшим выбором станет мягкое и монолитное дерево: липа, осина или бук. Так же продумайте размеры изделия, получится ли вырезать его целиком из заготовленного куска дерева. Материал необходимо хорошо просушить и проверить на наличие внешних дефектов.

Работа начинается с детальной подготовки эскиза, который подготавливается на бумаге в нескольких проекциях.

После того как эскиз на бумаге подготовлен он размещается на бруске дерева и переводится.

Работа над бруском начинается с грубого опила лишних частей при помощи лобзика. Главные детали постоянно придется прорисовывать карандашом. Лишняя древесина снимается слой за слоем до получения примерной, хоть и грубой, формы задуманного рисунка. Очень удобно этот этап осуществлять бормашинкой со специальными шлифовальными насадками из наждачки.

Уже на этом этапе можно приниматься за детализацию глаз и жабр рыбы, ее плавников и так далее. Обычно для этого используют остро заточенный нож или бормашинку со специальными насадками.

Плавники выкраиваются отдельно от рыбы и присоединятся к ней уже после.

После изготовления всех деталей можно приступить к окончательной шлифовке изделия, выжиганию, покраске и иным способам отделки готового продукта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector