Есть такая профессия: резчик по дереву

Материалы

Конечный результат работы также очень зависит от материала, на котором будет выполняться резьба, так как древесина отличается по плотности, структуре и устойчивости к окружающей среде.

Поэтому мы рассмотрим оба этих варианта.

Если вы выбираете фанерные листы, то нужно знать, что они нескольких видов.

  • Фанера ФК – влагостойкий материал, который удобен в работе и безвреден для человека и окружающей среды. Его используют для выполнения практически любых видов работ.
  • Фанера ФБ – материал, который проходит дополнительную обработку, после которой появляется защитный слой, позволяющий использовать его на улице. Из-за этого стоимость материала может быть выше. Также безвреден для человека и окружающей среды.

Если вы выбираете древесину, то необходимо учитывать характеристики каждого сорта дерева.

Начинающим мастерам рекомендуется использовать берёзу или липу, потому что эти сорта имеют достаточную плотность. Структура дерева плотная, следовательно, на ней будет удобно прорабатывать мелкие детали узора.

Пихта, ель и сосна используются чаще всего, потому что найти их легко, да и стоимость невысокая. Однако стоит учитывать, что эти сорта имеют разную плотность слоёв и ярко выраженную структуру. Это может помешать при создании мелкого рисунка.

Древесина перед работой должна быть высушена, чтобы в дальнейшем она не растрескалась и не искривилась. Поэтому данный пункт подготовки нельзя оставить без внимания. Если вы приобрели недостаточно сухой материал, его нужно высушить самостоятельно. Поставьте доску на торец, чтобы воздух поступал со всех сторон.

Ножи

При производстве подобных инструментов применяется определенная нумерация, разобраться в которой достаточно сложно. Многие специалисты рекомендуют приобретать ножи для резьбы по дереву, входящие в стандартные наборы. Они производятся специалистами в рассматриваемой сфере, могут применяться для выполнения работы различной сложности. Только понабравшись опыта мастер сможет расширить свой ассортимент ножей в зависимости от жанровых предпочтений и потребностей. Наибольшее распространение получили следующие разновидности рассматриваемого инструмента:

  1. Богородский – вариант исполнения, который можно использовать для получения черного контура. При лезвии 6-3 см нож подходит для получения тонких работа или полукруглых форм. Рукоятка может изготавливаться при применении самых различных материалов.
  2. Татьянка – нож с длинной рукояткой, скос лезвия расположен на расстоянии 2 см от руки. За счет этого упрощается процесс обработки дерева.
  3. Косяк – вариант исполнения, схожий с сапожным ножом, лезвие скошен по углом 45 градусов. Заточка односторонняя, применяется при получении самой различной формы.


Нож «Татьянка»


Нож «Богородский»

Также часто приобретается штихель для резьбы по дереву. Для обработки больших поверхностей может использоваться резак для дерева, который также характеризуется определенной формой режущей кромки. В набор часто включается нож топорик для резьбы по дереву. Его режущая часть может иметь различные размеры и форму, все зависит от конкретной поставленной задачи при обработке поверхности.

Подготовка к работе

Начинающим мастерам прежде всего следует уделить внимание теоретической части. Благо, сегодня имеется масса полезной печатной и видеоинформации о том, как правильно выполняется прорезная резьба по дереву, о необходимых инструментах, об особенностях той или иной древесины, о подготовке заготовок, выборе рисунков и т

д.

Изучив особенности технологии, можно заняться подбором инструментов. Помимо лобзика и набора пилок с разной величиной зубьев, для работы потребуются острые ножи, стамески, долота, дрель и сверла различной толщины, ложкорезы, надфили, абразивные бруски и шлифовальные шкурки.

Еще одним этапом подготовительных работ является выбор узоров, композиций или жанровых сценок, для создания которых будет применяться прорезная резьба по дереву. Эскизы можно сделать самостоятельно либо найти на специализированных сайтах и распечатать на принтере, при необходимости предварительно уменьшив или увеличив их размер.

Зарплата резчиков по дереву

Компании, нанимающие резчиков по дереву, предлагают оклад примерно 20 тысяч рублей

. Но основная часть зарплаты работника — это проценты с заказа, поэтому точная зарплата этого специалиста неизвестна.

Частные предприниматели могут рассчитывать на доход более 100 тысяч рублей в месяц

Плюсы и минусы профессии резчик по дереву

Плюсы:

  • возможность получить знания по профессии на рабочем месте;
  • возможности для творческого и профессионального развития;
  • возможность открыть собственное дело.

Минусы:

  • крупные работодатели отдают предпочтение автоматизированным системам;
  • невысокий уровень заработной платы при работе на предприятии;
  • работа с опасными инструментами.

Инструменты

Начинающий резчик, попадая в мастерскую к профессионалу, приходит в восторг от количества инструментов. Но практически все они – дело наживное, и работать начинают с базового набора. А уже потом каждый мастер подбирает новый инструмент под себя.

Какие инструменты необходимы:

  • нож-косяк – обладает удлиненным лезвием с прямой режущей кромкой;
  • резак для геометрической резьбы – может придавать полотну основную форму, и в то же время может резать мелкие детали;
  • богородский нож по дереву «Татьянка» – может выполнять весь цикл работ, от черновой обработки до тончайших деталей;
  • стамески для резьбы – бывают разные, прямые, угловые, полукруглые, клюкарзы, штихели;
  • вспомогательные инструменты – рубанок или рашпиль, топорик для черновых заготовок, ножовка или электропила, набор лекал, дрель, шлифовальная шкурка.

Набор может дополняться индивидуальными предпочтениями, но представленные инструменты – стандартный выбор резчиков.

Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).

Оренбургский пуховый платок

Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

Крупнейший оренбургский пуховый платок в России

В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические  условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края. 

Мастер-классы по созданию резных фигурок из дерева

Перед работой нужно подготовить все необходимые инструменты и материалы для разметки, резки и шлифовки. Изготовление любых деревянных фигурок начинается с черновой заготовки. Это грубый кусочек древесины, на котором делают отметки и начинают придавать угловатые формы. Все излишки снимать не нужно, достаточно срезать крупные углы и заусенцы.

Одна из самых популярных объёмных фигур, изготовление которой первым делом стараются освоить начинающие мастера – это медведь.

Чтобы изделие получилось красивым, необходимо соблюдать алгоритм действий:

  1. На ореховом бруске 10х5 см, толщиною 5 см, рисуют набросок будущей фигурки.
  2. Обрезают лишнее и делают грубую обработку при помощи ножа.
  3. Карандашом прорисовывают обратную сторону фигуры и её верхнюю часть.
  4. Стамесками разной толщины постепенно снимают несколько слоёв. С каждым разом толщина стружки должна уменьшаться.
  5. Маленьким ножом прорабатывают текстуру шерсти, формируют другие мелкие детали, зубы, глаза, когти.
  6. Шлифуют изделие мелкой наждачной бумагой, затем полируют и покрывают лаком.

Орех – это твёрдая древесина. Для первого опыта можно использовать сосну или липу.

Ещё начинающим часто интересны силуэты сидящих животных, например, лисы или кошки. Их можно изготовить по аналогии, с небольшими изменениями.

Порядок действий:

  1. Подобрать эскиз и перенести его на заготовку.
  2. Отпилить лишний материал.
  3. Произвести грубую обработку, соблюдая основные контуры.
  4. Затем приступить к проработке деталей. Нужно указать. Где у животного будут лапы, голова, туловище и хвост.
  5. Вырезать форму морды, обозначить расположение ушей.
  6. Зашлифовать изделие, чтобы его контуры стали мягче.
  7. С помощью небольших инструментов сделать детали более чёткими.
  8. Ещё раз отшлифовать работу мелкой наждачной бумагой.
  9. Маленьким ножом вырезать текстуру шерсти, обозначить глаза, зубы и другие мелкие детали.

В конце остаётся произвести финальную шлифовку и пропитать готовое изделие лаком.

Часы каминные «Цветочные фантазии»

Вы можете спросить, а какая связь между часами и Новым годом. Самая прямая. Это на фоне часов в новогоднюю ночь президент говорит о достижениях,  поздравляет страну и всех нас с Новым годом. Это под звон часов в полночь Нового года мы загадываем желание, выпиваем шампанское и мечтаем, чтобы следующий год принес нам много счастья, эмоций и исполнения наших мечтаний.

Часы – необходимый атрибут Нового года. Помните, как правильно загадывать новогоднее желание? Под бой курантов на листочке написать желаемое, сжечь его, пепел высыпать в бокал с шампанским и выпить. Кто успел до последнего удара часов  – тому счастье исполнения желания в новом году! Часы – символ нового  дня, нового года.

Часы выпилены ручным лобзиком из 4 миллиметровой фанеры.

Внутри находится работающий часовой механизм. Для изготовления этих чудесных часов потребовалось полгода кропотливой работы.  Для тех, кто ценит домашний уют и любит посидеть у камина длинными, зимними вечерами по достоинству оценит каминные часы «Цветочные фантазии».

Рассказ о мастере — интервью с мастером

Может, возникнуть вопрос – кем же мне приходиться этот человек, почему я о нем так хлопочу.

Борис – зять моего мужа, т.е. практически и мне родственник, но это не главное. Он занимается резьбой по дереву. Эта работа, требует усидчивости и терпения, и времени на нее уходит много. Кто не знает, как это делается, я кратенько расскажу. В интернете сейчас можно найти, наверное, все

Там же Борис ищет идеи, и очень важно, чтобы к идее был чертеж. Переносишь детали чертежа на фанеру и потом ручным лобзиком выпиливаешь нужные элементы

Следующий этап – это сборка деталей, склеивание и просушка, затем покрытие лаком.

Я взяла у него небольшое интервью, так как он очень стеснительный человек, то рассказ о мастере будет кратким.

— Борис, какими видами творчества ты увлекаешься?

— Только резьбой по дереву. Ничего другого я не пробовал.

— Как ты пришел к этому виду творчества?

— Мой отец когда-то занимался этим, и у него хранились старые альбомы с чертежами, эскизами по резьбе. В советские годы такие альбомы очень ценились. Однажды  я наткнулся на них, пролистал, и мне захотелось попробовать. А когда начал, уже не смог остановиться. Сначала делал простенькие вещицы, по мере появления уверенности в своих силах, стал браться за более сложные работы. Делал шкатулки, полочки, подсвечники, лампу, вазы, а теперь подошла очередь каминных часов.

— Сколько времени ты этим занимаешься?

— Недолго, три с половиной года.

— Где берешь идеи?

— Из интернета.

— Где сейчас твои работы?

— Часть находится дома и используется в быту. Что-то подарил, какие-то вещи делал на заказ. Например, подсвечники заказала девушка на юбилей своей мамы. У нас в городе проходят выставки рукоделия – продаю там.

Вот такой короткий рассказ о мастере.

ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОСНОВОГО КОРНЯ

      Плетение является одним из наиболее древних русских ремёсел.
Самобытный вятский промысел – плетение из соснового корня известен с конца XIX века. Центром промысла было село Бобино с примыкавшими к нему селениями. Причиной тому служили два фактора – наличие необходимого материала в Бобинском бору и близость центра сбыта – города Вятки

На других же территориях Вятского края промысел развития не получил, так и оставшись малоизвестным.
     В 1890 году газета «Вятские губернские ведомости» так писала о современном состоянии промысла: «Плетут разнообразные изделия, которые не могут не обратить на себя внимание по прочности, красоте и дешевизне: в большом количестве выделывают «чаруши», употребляемые для печения хлеба, а также сундуки, корзины для белья, баулы, корзины для бумаг и мелкие изделия. Хорошие сорта плетёных изделий идут через скупщиков в Петербург, Москву, даже Харьков и Одессу

Мягкие породы для резьбы по дереву

Резьба по дереву – это старинное и по-настоящему удивительное мастерство. Для крупных объектов (например, мебели) принято использовать твердые породы дерева, но что касается сувениров, посуды и украшений для дома, то пойдут и мягкие. Самыми распространенными мягкими породами дерева для резьбы являются: липа, ива, осина, тополь, ольха, каштан. Детальнее рассмотрим каждый из этих материалов.

Липа – это довольно мягкий и легкий материал. Она почти не подвержена растрескиванию и усыханию, хорошо режется и в целом легко поддается обработке. Сувениры, украшения для дома, деревянная посуда – все это производится не без участи липы, а вот для производства мебели, как и любое дерево мягкой породы, она категорически не годится.

Ива мало в чем уступает липе, ведь ее древесина такая же легкая, мягкая, вязкая и эластичная. Это довольно доступный материал, ибо ива приживается на любой почве. Ее легко резать, шлифовать и полировать – словом, настоящая находка для любителей резьбы по дереву. Ивовые доски подходят для рельефной и плоскорельефной резьбы, а спелая древесина нашла применение в скульптурных работах.

Осина является еще одним материалом, работать с которым – настоящее удовольствие. Он устойчив к низким температурам, влаге, свету, червоточине и даже кислоте. Ее мягкость и однородность были высоко оценены мастерами резного дела, ведь эти свойства позволяют делать порезы в любом направлении – древесина не скалывается и не сминается.

Тополь состоит из мягкой и легкой однородной древесины, которая почти не растрескивается, а также податлива к резанию и отделке. Но это дерево абсолютно не защищено от гниения, грибков и механических повреждений, что значительно сужает область его применения. В резьбе тополь применяется очень и очень редко, чаще он выступает в роли вспомогательного материала.

Ольха, наоборот, довольно устойчива к влаге, мало коробится и хорошо режется, поэтому она пригодна для резьбы. И стамеска, и нож, и иные режуще-пилящие инструменты с легкостью обрабатывают древесину ольхи. Ее обычно активно используют в той местности, где растет мало липы, осины и ивы, производя скульптуры, украшения для дома и посуду.

Каштан является представителем среднеусыхающей породы древесины. Он отлично впитывает защитные составы, предотвращая растрескивание и гниение. Форма и размеры изделий из каштана остаются стабильными на протяжении длительного времени. Эти и другие свойства позволяют применять его древесину для внутренней и наружной отделки, а также изготовления эксклюзивных образцов мебели.

Этапы работы

Любое изделие начинается с задумки. Каждая задумка переносится на бумагу, составляет эскиз изделия. Работа над ним требует определенных художественных навыков, но можно обойтись и без умения рисовать. Готовые эскизы достаточно скачать из интернета, распечатать и перенести на деревянную поверхность.

  1. Эскизирование. Эскиз может быть детализированный, но на рабочую поверхность вы перенесете, вероятно, только контуры изображения. Делать это нужно карандашом.
  2. Выявление рельефа. Закругление или заоваливание выпуклых элементов, срезание наклонной плоскости к фону.
  3. Черновая обработка. Позволяет придать изображению характерные особенности.
  4. Зачистка фона. Начинают ее с самых крупных участков фона, выполняется этот этап широкими стамесками.
  5. Выявление мелкого рельефа. Тонкие и мелкие выемки наносятся на поверхность, используется контурная резьба ножом-косяком или церазиком. Может называться детализацией.
  6. Финишная отделка. Шлифовка, полировка, тонирование, покрытие.Шлифовка чаще производится наждачной шкуркой, полировка – специальными средствами, которые образуют на поверхности плотную пленку. Тонировка позволяет изменить цвет древесины за счет красителей, имеющихся в составе тонирующего средства. Покрытие – это нанесение на поделку лака, воска или отделочного масла.

Все этапы резьбы можно посмотреть на примере выпиливания деревянной ложки в представленном видео.

Выпиливание по контуру – «плавающий» этап работы. Чаще с него начинают, но некоторые мастера оставляют его на потом, чтобы не отказываться от возможности что-то изменить в уже почти готовой работе.

Лучшим источником вдохновения являются готовые работы. Изучайте опыт других мастеров, сохраняйте себе в закладки полезные информационные материалы и фото. Наконец, записывайте мастер-классы собственного творческого процесса: это полезно и для самоанализа, который продвигает вас в своем деле, и для передачи опыта.

Успешных начинаний!

Выбор древесины для резьбы по дереву

Специалистам приходится работать с разным материалом для резьбы по дереву. И помимо объективных характеристик сортов, есть еще и субъективные оценки мастера. Потому, чтобы найти свой оптимальный вариант, приходится экспериментировать.

Характеристики материала:

Сосна. У нее прямослойная древесина с желтизной, мощная со средней степенью усыхания. С ней легко работать, если дерево не особо смолянистое, она прекрасна в склейке, но не особенно удобна в отделочных действиях и окраске. Для мелкорельефной резьбы почти не годна. Но задействуется и для резного декора построек.

Лиственница. Древесина с высочайшими качествами. Тяжелая и прочная, не самая легкая в обработке, но очень долговечная. Она не загниет от сырости. Но чаще ее берут для строительства домов и изготовления паркета.

Тисс. Ядровая порода, нутро ее плотное и тяжелое, практически не гниющее. Удачный выбор для столярно-токарных нужд. Причисляют его к «красным» породам.

Можжевельник. А это уже очень интересная для резчиков порода. Тяжелое и твердое дерево мало усыхает, оно не боится гниения, долго держит приятный аромат. Прекрасно ведет себя при резке, хорошее в подкраске и послушное в полировке. Засохший можжевельник считается замечательной основой для столярничества. Древесина – подходящий выбор для тонкой плоскорельефной резьбы, а еще для объемной резьбы.

Кедр. Близка его структура к древесине сосны, потому в резном деле востребована. Так, выгодно смотрится дерево в полированных гладких изделиях, в различного рода поделках, украшенных контурной резьбой.

Дуб. Плотная древесина с изящной структурой, со средним высыханием и низким растрескиванием. Обрабатывать дуб приходится с немалой силой и с помощью высококачественного, хорошо заточенного инструмента. Древесина его часто применима для резьбы и точения, для мозаичных операций.

Черемуха. Тяжкая и крепкая древесина, влаги она страшится. Если дерево молодое, оно будет белым, старое – красновато-бурым

Сушить материал нужно осторожно. Отличает черемуху отличная резка во всех направлениях

Всегда это дерево активно использовали резчики по древу.

Яблоня. У этого дерева материал твердый, тяжелый, имеющий однородное строение. Непросто яблоню просушить, так как она сильно усыхает, но зато после высушивания она не коробится, не трескается. Дерево хорошо ведет себя в окраске, в шлифовке, в полировке и лощении. Практически идеален яблоневый материал для тонкой резьбы мини-скульптуры.

Орешник. Материал просто отличный для мелких резных операций. Из орешника давно уже вырезают шахматные фигуры, а еще карандаши, рукоятки.

Осина. Мягкая, нежных оттенков древесина, отлично поддается резке стамеской. Производят из нее легковесные игрушки, посуду и различный декор, который можно украсить резьбой.

Рябина. Красновато-бурая основа непроста в обработке, она прочная и тяжелая. Но для токарных и резных операций плотный и однородный состав вполне подходит. Ее и раньше использовали для резных и долбежных поделок. Корень рябины считается отличной заготовкой для скульптуры.

Ольха. Также применяется для резных работ, а еще для имитации более благородных пород дерева.

Отдельно стоит сказать про березу. Это древесина средней твердости и плотности, строение ее однородно. Она легко режется в разных направлениях, отлично сверлится и полируется. Но есть у материала и некоторые недостатки: береза имеет высокий риск растрескивания, коробления и усушки. Она подвержена червоточинкам и гнили.

Ну и, конечно, клен – плотная, яркая и высокопрочная древесина служит оптимальной основой для резных операций. В особенности, для накладной резьбы.

Более детальную информацию о древесине, можно получить при просмотре данного видео:

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.

Мезенская роспись на подносе

Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Мезенская роспись на разделочной доске

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Плоскорельефная и рельефная резьба

Плоскорельефная резьба так же очень распространена. Отличительной её особенностью является орнамент одинаковой высоты. Часто композиции создаются простым рисунком: геометрические фигуры, листья растений, изображения зверей и птиц.

Резьба по дереву такого вида потребует от мастера усидчивости, богатой фантазии и разнообразного инструмента: ножей, стамесок, чеканов, скребков, рашпилей и др.

Этот вид резьбы различают по подвидам:

  • подушечный фон;
  • подобранный фон;
  • заоваленный контур.

В рельефной резьбе рисунок заметно выделяется на общем фоне. В этом виде практически нет плоских поверхностей. Узор содержит точки различной высоты и формы. Рельефной резьбой украшают мебель, стены, делают изящные панно.

Рельефная резьба по дереву делиться на два подвида: барельефную и горельефную. Для резьбы выбирают твёрдое дерево: дуб, бук, кедр, пихту.

Особенности прорезной резьбы по дереву

Некоторые считают, что сквозная резьба получила распространение вместе с появлением тонких широких досок промышленного изготовления. До этого подходящие материалы приходилось изготавливать вручную.

Пропильная резьба представляет вырезание сквозных изображений из тонких досок или листов фанеры. Существует несколько разновидностей такого искусства. Иногда прорезные рисунки оставляют плоскими, а в некоторых случаях их делают рельефными с помощью использования стамесок и специальных ножей.

Сейчас имеются инструменты, с помощью которых мастер может работать спокойно и уверенно. В далёкие времена для того, чтобы выполнить узоры с помощью прорезной резьбы по дереву, сначала просверливали отверстия с помощью древнего аналога дрели — коловорота. Затем выпиливали фигурные прорезные отверстия с помощью лучковой пилы.

Если необходимо, украшают получившиеся изделия резьбой по дереву, придавая ему объём.

Сейчас принято начинать обработку отверстий, используя дрель с набором подходящих свёрл. Пропиливают их вдоль краёв лобзиком. В сложных случаях используют традиционные инструменты для обработки дерева: ножи, стамески и пилки. Использование электроинструментов позволяет существенно увеличить скорость работы мастера.

Иногда во время обработки могут быть повреждены края отверстий. Чтобы исправить это используют ножи, а также наждачную бумагу. Чтобы снизить риск повреждения, нужно с обратной стороны подклеить лист толстой бумаги — в этом случае инструменты не будут рвать края отверстий.

Материалы для работы

У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.

Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.

Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.

Инструменты для работы

В магазинах можно приобрести различные профессиональные инструменты, многофункциональные станки по обработке дерева. Они значительно облегчают работу, пользоваться ими удобно и безопасно. Однако уметь обращаться с ручными инструментами важнее. Каждый начинающий резчик по дереву должен научиться работать простыми стамесками, пилами и рубанками.

Эти навыки помогут в дальнейшем:

  • быстрее освоить профессиональные станки;
  • исправлять неточности;
  • вытачивать миниатюрные узоры.

В наборе может быть хороший нож, но плохие стамески, поэтому лучше приобретать каждый инструмент по отдельности и собрать по-настоящему полезный комплект, который прослужит несколько лет.

Самый важный инструмент для работы с деревом – это пила. С её помощью от цельного бруска можно отделить ровные куски нужного размера.

Подойдут:

  • ножовка;
  • лучковая пила;
  • лобзик.

Желательно приобрести несколько видов пил с разными размерами зубцов. За состоянием полотен нужно тщательно следить. Пилы должны быть всегда остро заточенными, а полотно хорошо натянутыми.

Ещё следует приобрести рубанок. Начинающему мастеру можно купить ручной инструмент с режущей поверхностью средней ширины. Когда прибавиться опыт, потребуется фуганок и цикли. Они нужны для более тщательного выравнивания деревянных поверхностей.

Для работы с мелкими деталями нужны стамески. В наборе должны быть инструменты с широкими заострёнными краями, а также узкие и тонкие. Лезвия бывают прямыми или скошенными. Они всегда должны быть острыми, поэтому стамески придётся точить часто. Для этой цели можно использовать наждачную бумагу или специальный станок.

Работать тупыми инструментами опасно, потому что лезвие не будет входить в древесину так глубоко, как требуется. Это увеличивает риск «соскакивания» инструмента, что чревато для резчика. Он может получить серьёзную травму. К тому же резьба, выполненная таким инструментом, получится кривой, а работа займет больше времени и сил.

В таблице можно рассмотреть, какие ещё инструменты могут потребоваться и для чего:

Инструмент Предназначение
Ручная дрель Сверлить сквозные отверстия и небольшие углубления
Ножи разных размеров Стёсывать небольшие куски древесины, стругать маленькие детали
Маленький топор Срубать мелкие сучки и делать засечки
Наждачная бумага разной зернистости Шлифовать изделия
Струбцина Надежно крепить обрабатываемую поверхность на столешнице

Существует множество других инструментов для резьбы по дереву. Когда начинающий мастер наберётся опыта, он самостоятельно сможет определить, каких стамесок, ножей или пил ему не хватает и чем удобнее работать.

Особенности

Обилие лесов в России стало залогом того, что деревянная игрушка существовала здесь многие столетия. Податливое, теплое дерево развивало фантазию мастеров, поддавалось их творческим опытам, так и появлялись целые направления в резьбе.

Главная «сцена» промысла – мужик и медведь, она, без преувеличения, сделала узнаваемой богородскую резьбу по дереву. Но есть у игрушки еще одна особенность: ее детали подвижны, и в действие они приводятся легким пружинным движением. Сначала богородская резьба считалась типичным крестьянским промыслом, но со второй половины XIX столетия в производстве появились целые скульптурные группы. Эти сюжетные постановки были представлены в реалистических образах окружающего мира, людей и животных, сказочных героев.

Критерии качества

Существуют определенные физические качества древесины, согласно которым мастеру приходится выбирать материал. Важны для резчика цвет дерева, влажность, текстура и запах. Будет оценивать он гигроскопичность, способность к разбуханию и усушке. Рассмотрим отдельные критерии.

Например, цвет древесины будет зависеть от возраста дерева, от того, как на него воздействовали внешние условия, от последующего воздействия отделкой, а еще от угла светоотражения. Декоративность древесины в поделке зависит от самой текстуры дерева, от того натурального рисунка, который виден на срезах.

Какой должна быть древесина для резьбы по дереву:

  • Так как молодое дерево еще мягкое и рыхлое, а старое неустойчиво к гнили и травмам, для резчиков ценной оказывается древесина среднего или зрелого периода. Но у разных пород показатели этого периода отличаются. Так, если взять дуб, его оптимальный возраст для резьбы – от 80 до 150 лет. У березы этот возраст в диапазоне 60-70 лет, у ясеня такой же. Возраст дерева можно посчитать по количеству так называемых годичных колец на поперечном срезе.
  • Влажность древесины – еще один значимый критерий. Если изделия, которые будут выполнены мастером, предназначаются для эксплуатации на улице, их влажность должна составлять 15%. И сушат материал для подобных изделий не менее 3 месяцев на улице, под навесом. Если изделия будут только внутри помещения, древесину еще придется досушивать в комнате.
  • Свежесрубленное дерево, конечно, не подойдет для резки. Да и пересушенное непригодно. В первом случае после высыхания материал сожмется в объеме, коробится. Во втором – даже при нормальных показателях влажности оно будет впитывать влагу из воздуха, отчего начнет разбухать и растрескиваться.

Не досушить и пересушить дерево – для мастера обернется проблемой. Если порода тверда и плотна, то качество изготовления поделки на такой основе пострадает. А вот мягкому древу для декорирования не так страшны проблемы с сушкой.

Одиночно растущие деревца тоже не берутся для резьбы, они более других подвержены ветровому воздействию, потому волокна их скручиваются, плотность их разная.

Новички-резчики не всегда знают, что в резной продукции не совмещают (или стараются этого не делать) разные породы, а также части дерева. Ядровая твердая древесина ссыхается меньше, чем заболонь, у доски же центра коробления фактически нет. Когда выбираете древесину, следует отказываться от брака (сучков, волоконного наклона, трещинок, а еще, безусловно, гнили и червоточинок).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector