Как рисовать натюрморт

Формат

Выбрав место, откуда надлежит писать натюрморт, надо продумать композицию изображения в листе, найти соответствующий точке зрения формат.

Выбор формата определяется в соответствии с замыслом художника.

Квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Когда хотят изобразить широкое панорамное пространство, используют вытянутый горизонтальный формат.

Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности.

Найти соразмерное картинной плоскости решение, уравновесить и придать стройный ритм заполнениям формата и «пустотам» — один из приемов выразительности композиции.

В композиции листа не должно быть пустых «неработающих» мест. Надо помнить, что мелкое изображение, если оно не вызвано соображениями замысла, теряется в большом пустом пространстве; оно неустойчиво, его можно передвигать с одного места на другое и от этого ничего не изменится. В то же время укрупненное изображение выглядит неправдоподобно выдвинутым вперед, как бы находится вне пределов картинной плоскости.

Наполнение формата позволяет добиваться различных выразительных эффектов. Чтобы решить идею изобилия, Ф. Снейдерс использует не только размеры картинной плоскости, но прежде всего умело распоряжается композицией: всю плоскость картины заполняет «дарами природы» так, что им тесно в раме. У зрителя возникает ощущение, что все это «изобилие» продолжается и за пределами рамы. Здесь нет неоправданных, не работающих на образ «пауз».

Художник А. Никич вешает простой кусок холста на мольберт таким образом, что он ниспадает стройными вертикальными складками. Монументальный поток складок останавливается внизу небольшим квадратом палитры. Точка зрения низкая, сводящая до минимума горизонтальную плоскость. Все изображение сильно вытянуто вверх, заключено в вертикальную раму, придающую композиции величаво торжественный характер. Художник назвал это произведение «Натюрморт торжественный».

Декоративный натюрморт. Рисование поэтапно с фото

Декоративный натюрморт для начинающих пошагово с фото


Малыши очень неусидчивый народ, и, порой, приходится придумывать что-то новое и интересное для них, чтобы они с увлечением провели какое-то время за рисованием. С развитием компьютерных технологий, дети неохотно отрываются от электронных игр, поэтому развитие графических умений и навыков страдает. Педагоги каждое занятие стараются сделать игровым и полезным для ребятишек. Предлагаю коллегам мастер-класс по работе с фломастерами и гелиевыми ручками. Дети с удовольствием рисуют сказочные персонажи, украшая их узорами. Предлагаю порисовать по разноцветным линиям белой или чёрной ручкой. Тема занятия «Натюрморт». Жанр натюрморта любим и профессиональными художниками, и любителями, и детьми. С французского слово переводится как «неживая» природа. Это мир предметов и вещей. Натюрморт может много рассказать о человеке, его привычках, профессии и характере. Ван Гог нарисовал непривычные для нашего понимания красоты натюрморта вещи — стоптанные ботинки. Но как много они говорят о жизни человека, обременённого тяжёлым трудом.


А в натюрморте «Подсолнухи» создан целый образ жизни человека от рождения до смерти. И мы видим и бутоны – начало жизни, и прекрасные распустившиеся цветы, и увядающие, закончившие свой жизненный цикл.


Французский художник Поль Сезанн показывает нам конструктивную суть предметов натюрморта, подчёркивая их шарообразность, конусообразность и цилиндричность.


Давайте попробуем нарисовать предметы натюрморта, сделав их нарядно-праздничными, необычными. Наш натюрморт будет декоративным, поэтому следить за правильностью и построением форм не нужно. Нарисуем несколько предметов карандашом достаточно крупно, разместив их в листочке так, чтобы не было пустых мест. То есть, не забываем о композиции.


Обводим нарисованное фломастерами, стараясь сделать линию толстой.


Разделим внутреннее пространство предметов на геометрические составляющие.


Гелиевой ручкой заполняем линии несложными узорами.


Можно перед занятием потренироваться на различных цветных линиях, и назвать упражнение «разноцветные дорожки для зверят».


Можно дополнить рисунок фоном, нарисовав линии в различных направлениях и заполнив их узорами.


Вот такой натюрморт у нас получился! Желаю всем творческих успехов!

Рекомендуем посмотреть:

Натюрморт с цветами гуашью поэтапно Рисование натюрморта в начальной школе поэтапно Рисование натюрморта для детей старшей группы поэтапно с фото Рисование натюрморта фломастерами поэтапно с фото для дошкольников

Эстамп по аппликации. Натюрморт «Фрукты»

Как нарисовать натюрморт

Передача пропорций и объема

Точность пропорций является обязательным требованием при создании эскиза. При этом играет роль не только соотношения больших предметов и их частей, но и других компонентов к целому. Чтобы добиться требуемой точности и правильности натурной постановки, необходимо выполнять замеры путем визирования и неоднократно сопоставлять пропорции различными методами. Определяем линию горизонта и композиционный центр и делаем эскиз, нанося карандашом легкие контуры предметов с соблюдением форм вычисленных пропорций. Для уточнения пропорций можно использовать вспомогательные линии.

Передача пропорций и объема

Рисунок из букв


Это изображение будет выглядеть как черно-белая графика. Натюрморт состоит из букв, которые плавно переходят в слова и даже в предложения. Как нарисовать такую оригинальную декоративную композицию? Сначала следует изобразить набросок. Наметить чашку и газету, которая будет лежать на заднем плане. После этого нужно разделить рисунок по тонам. Например, кофе в кружке должно быть самым насыщенным по тону, второе место занимает падающая тень, а третье – собственная. Таким образом, можно разделить весь эскиз линиями. После этого, если вы уверены в своих силах, можно закрашивать рисунок гелевой ручкой, а если переживаете, что что-то не получится, сначала сделайте подмалевок букв карандашом. Правда, в этом случае обводить буквы придется тушью. Гелевая ручка плохо рисует по карандашу. Накладывать буквы следует по форме предметов. И обязательно нужно играть с высотой и шириной. Одно слово может быть очень узким, а другое в два-три раза больше. Можно шифровать в такой картине какие-нибудь фразы, а можно писать произвольные слова.

Динамика и статика в учебной постановке

Выполняя учебную работу, можно потренироваться в решении такой задачи, как придание своей композиции соотношения статики и динамики. Впечатление стабильной картины создается близкой постановкой примерно одинаковых по объему и формам объектов.

Движение можно показать сочетанием различных по величине и очертаниям фигур, расположенных ассиметрично и на удалении друг от друга

При этом важно не перегружать рисунок большим количеством деталей, которых для четкости выражения идеи бывает достаточно 3-5 штук, разных размеров

Ошибочно ставить все предметы в одну линию, как на плоском рисунке. При построении перспективного и глубокого рисунка надо поставить элементы композиции на таком расстоянии, чтобы они немного закрывали друг друга объемами.

Чем вызван интерес к декоративным натюрмортам?

Подобные работы привлекают зрителя прежде всего своей красочностью и необычностью. Приобретая декоративную живопись, ценители искусства всегда остаются в выигрыше по многим причинам:

  • благодаря оригинальному и выразительному изображению в доме появится яркий акцент, который способен украсить любой интерьер;
  • авторские картины позволят создать в квартире (доме) неповторимый стиль;
  • благодаря разнообразию сюжетов и образов, предлагаемых современными мастерами-живописцами, каждому ценителю изобразительного искусства будет несложно подобрать картину в соответствии с персональным вкусом и требованиями конкретного интерьера;
  • покупка декоративного натюрморта у одного из начинающих художников является гарантией уникальности работы: такой картины не будет больше ни у кого.

Освоить технику написания декоративных натюрмортов может любой желающий – достаточно немного потренироваться. Результатом ваших усилий станут уникальные работы, позволяющие ощутить всю прелесть жизни, – яркие, красочные и очень позитивные. Попробуйте один раз, и вы навсегда влюбитесь в этот жанр изобразительного искусства!

Рисуем натюрморт поэтапно карандашом

1 этап

Первым этапом в работе над ним является создание композиции. Художнику нужно выбрать тему и соответствующие ей предметы, а затем составить из них гармоничную композицию.

В зависимости от размеров и формы предметов, формат натюрморта может быть горизонтально ориентированным, вертикально ориентированным и квадратным.

Расстановка предметов внутри каждого формата может быть треугольной, круглой и диагональной.

Выставлять предметы в натюрморт следует, соблюдая простые правила:

  1. В одном рисунке можно задействовать не более 3 размеров предметов,
  2. Не стоит ставить все предметы в линию или слишком близко друг к другу,
  3. Для создания глубины и перспективы желательно перекрыть один предмет другим.

Кроме правильной постановки предметов, в натюрморте важно подобрать правильный свет

Он позволит акцентировать внимание на каких-то определённых объектах, сделает композицию более интересной

2 этап

После того, как натюрморт будет выставлен, можно приступать к следующему этапу, – его построению на листе бумаги.

Всё построение нужно выполнять лёгкими тонкими линиями, которые затем можно будет просто стереть при помощи ластика.

Лист бумаги нужно разместить на мольберте в соответствии форматом натюрморта.

Затем следует сделать отступы, чтобы предметы не упирались в края листа. Слева и справа они должны быть одинаковыми и небольшими (но не менее 2-3 см), сверху отступ должен быть чуть меньше, чем снизу, тогда создастся ощущение, что предмет стоит на плоскости.

Затем нужно наметить линию горизонта (или плоскости), а затем закомпоновать все предметы.

После схематичной компоновки предметов, можно приступать к их детально прорисовке с учётом законов воздушной перспективы.

Кроме того, важно всё время сравнивать предметы между собой, чтобы в точности соблюсти их пропорции

Завершив построение, нужно со свежим взглядом проверить каждый предмет, сравнить его с оригиналом. Данный этап крайне важен, поскольку ошибки, совершённые и не исправленные сейчас, выявятся и станут ещё заметнее в дальнейшем.

После выполнения проверки построения можно стереть все вспомогательные линии, и приступать к следующему шагу.

3 этап

Завершающим этапом в работе над натюрмортом является создание объёма композиции при помощи штриховки простыми карандашами разной мягкости. Обычно для работ такого плана используют специальные наборы чернографитовых карандашей.

Опытные художники рекомендуют вести работу либо от самого светлого к самому тёмному, либо наоборот.

Штрихи нужно накладывать не вразброс и хаотично, а по форме предметов.

Наносить их нужно близко друг к другу, но не делая из них единое пятно.

В процессе работы очень важно постоянно сверяться с оригиналом и сравнивать свою работу с ним, а также смотреть на неё со стороны. Кроме карандашей, создавать объём можно и при помощи ластика

Им можно высветлять блики, делать рефлексы, которые добавят композиции живости

Кроме карандашей, создавать объём можно и при помощи ластика. Им можно высветлять блики, делать рефлексы, которые добавят композиции живости.

В случае, когда тон, наложенный карандашом, получился темнее, чем нужно, можно воспользоваться кусочком подсушенного белого хлеба. Его нужно измельчить в крошку, нанести её на требующий коррекции участок рисунка и аккуратно покатать их по поверхности. Они возьмут на себя тон карандаша, и участок заметно высветлится.

Попробуйте свои силы в создании графических натюрмортов, и вы увидите, насколько это увлекательный, творческий и познавательный процесс.

Начало волшебства

Как нарисовать натюрморт легко. В первый раз рекомендуется начать с самой простой формы – коробки.

  • Освоив рисование прямых линий и штриховку перпендикулярных плоскостей, можно переходить к производным – книгам, столам, шкатулкам.
  • Следующим шагом может стать форма, часто встречающаяся в живописных композициях – цилиндр.
  • Примером послужат бутылки, фляги, горшки, вазы, подсвечники.
  • Однако и в этом случае стоит сделать набросок объекта – светотень на круглом предмете устроена совершенно иначе, чем на простом ящике.
  • Важным моментом в создании натюрморта является также фон.
  • Материал, помимо покрытия стола или куска стены, является важным элементом, на котором будет происходить много всего, он расскажет нам о стоящих на нем объектах.
  • Любые перегибы, складки, неровности составят душу работы.

При составлении и рисовании натюрморта очень пригодится умение наблюдать. Хороший наблюдатель без специальных знаний, например, в области построения кубов, цилиндров, сфер, будет знать, как нарисовать данный объект.

Он заметит, что каждый объект по-разному отражает свет, что текстуры разные и их нужно рисовать по-разному

Набросок натюрморта в карандаше

Начинать работу над рисунком надо с простейшего натюрморта карандашом на бумаге. Для этого потребуется выбранная композиция из простых предметов, установленных на столе с драпировкой или без нее, карандаш средней мягкости и ластик.

Сначала надо обозначить на листе бумаги диагональную линию плоскости, которой выступает стол. Он строится двумя пересекающимися диагоналями, пересечение которых можно сместить в один из нижних углов картины.

Затем на полученной плоскости размещаются предметы, составляющие натюрморт. Для этого на рисунке поверхности стола надо найти их точные места и легкими линиями наметить объемы.

Этот процесс является самым трудоемким, так как необходимо не только правильно нарисовать все элементы композиции, но также соблюсти их настоящие формы и пропорции по отношению друг к другу.

Очень важно в начале работы правильно расположить центр и второстепенные детали, чтобы они не выглядели слишком мелкими, укрупненными или необоснованно смещенными в один из углов листа бумаги

Расположение объектов

Следующий шаг – размещение предметов – оно не должно быть скучным. Что это означает? Если вы расположите похожие по габаритам и форме объекты на одинаковом расстоянии друг от друга или поставите их в один ряд, как под линейку, – натюрморт будет неинтересным. Используйте принципы многоплановости и частичного перекрытия объектов – и за счет иллюзии глубины пространства композиция станет намного привлекательной.

Скучная композиция

Осмысленные композиции

В зависимости от того какие выбраны объекты, и как они будут размещены, принимается решение относительно формата. Самый распространенный формат – горизонтальный, так как на нем можно разместить большое количество предметов. Вертикальный в основном используется для изображения высоких элементов натюрморта, например вазы с цветами. Квадратный формат в основном применяется для акцентирования внимания зрителя на центр полотна.

Для передачи спокойствия, стабильности и устойчивости, предметы следует размещать симметрично и как можно ближе друг к другу. Асимметрия, наоборот, создает ощущение динамики (например, высыпанные из корзины фрукты или опрокинутая чашка).

Статичный натюрморт

Динамика в натюрморте

У истоков возникновения термина

Слово «натюрморт» имеет французские корни и означает «мертвая природа» – nature morte. На картинах этого направления искусства принято изображать неодушевленные предметы (в отличие от пейзажной или портретной живописи). Правда, жители Англии и Германии зачастую используют термины stilleben или still-life, что означает «тихая жизнь». Имеется в виду, что на картинах этого жанра изображаются неподвижные предметы, окружающие нас в повседневной жизни.

Понятие «декоративный натюрморт» включает в себя характеристики латинского термина décor – «красивый, миловидный, прелестный». Это направление искусства может существовать самостоятельно или входить в состав композиции другой картины.

Подготовка композиции

Для того, чтобы научиться рисовать натюрморт, необходимо уметь грамотно подобрать и разместить предметы, которые послужат в качестве натуры.

Справиться с этой задачей помогут несколько простых правил.

Предметы для композиции должны быть объединены по тематике. Важно уметь правильно их разместить.

Расположение предметов

При создании композиции необходимо определиться со схемой расположения, базисом и форматом рисунка.

Формат изображения может быть горизонтальный, круглый или вертикальный, соответственно и композиция формируется по этому принципу.

Горизонтальный помогает вместить большее количество объектов для изображения, но для создания гармоничного рисунка требует драпировки на заднем фоне. Основной акцент необходимо сделать в самом центре композиции.

Круглый формат не очень востребован, поскольку является не самым удобным вариантом.

Вертикальный формат предполагает небольшое количество предметов на рисунке. Примером такого размещения послужат высокие вазы с цветами.

Разместить элементы композиции можно несколькими способами.

При треугольном размещении вершину предполагаемой фигуры образует самый высокий объект, предметы меньшей высоты образуют основание.условного треугольника.

Предметы, которые послужат натурой для натюрморта, можно расставить по кругу или по диагонали.

Предметы могут немного перекрывать друг друга, между ними допускаются промежутки.

Важно не перегружать композицию лишними объектами, для этого не следует использовать более трех размеров

Еще одним слагаемым успеха послужит грамотно выставленное освещение, это поможет правильно расставить акценты на рисунке.

Соотношение цветов

Еще одним важным правилом создания натюрморта опытные художники считают правило трех цветов, которые должны лечь в основу рисунка. Надо выбрать два-три основных цвета и смело использовать их оттенки.

Картина, на которой изображен пестрый букет цветов, в любом случае имеет два доминирующих цвета. Можно сделать акцент на белых ромашках или красных маках, избегая излишней пестроты, утомляющей глаз.

Выделить главную деталь

Искусство создания натюрморта начинается с умения правильно разместить объекты в композиции

Начинать работу с натуры или по памяти необходимо с определения главного элемента, на котором задержится внимание зрителя

Если в созданной композиции такого объекта нет, то над ней надо поработать дополнительно.

Этот главный объект должен выделять размером, цветом или формой. Один из цветов в букете или фрукт в композиции должен заметно выделяться.

Это правило относится не только к живописи, но и к художественной вышивке, фотосъемке, и даже созданию интерьерных композиций.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, на наше сегодняшнее занятие я принесла репродукции картин разных художников. Вы помните, к какому жанру живописи они относятся? Правильно, это натюрморты, то есть картины, на которых изображаются плоды: фрукты, овощи, ягоды, другие продукты питания, могут быть нарисованы посуда, книги, одежда и т. д. давайте внимательно рассмотрим натюрморты. Представьте себя там, внутри этой картины. Расскажите все, что вы видите и чувствуете.

Дети перечисляют: на картине изображены ярко – зеленые огурцы, спелые ярко – красные помидоры, изумрудный лк, темно – бордовая свекла, черная смородина. Это изобилие хочется потрогать руками, попробовать. Кажется, что ощущаешь пальцами пупырчатую поверхность огурчиков, теплые гладкие бока помидоров. Кажется, что овощи и фрукты настоящие, живые лежат перед нами на столе, они душистые, только что с грядки.

Воспитатель : Обратите внимание, на каком фоне изображены овощи? На этом фоне все плоды хорошо видны. А как вы думаете, почему художник расположил холст горизонтально? Наверное, что бы показать, какое изобилие плодов на столе

Он как бы расширил рамки картины, чтобы уместить все плоды

Воспитатель : Я предлагаю вам составить свой натюрморт. Я приготовила для него разные фрукты, овощи, посуду, красивый кувшин, вазу.

Дети по желанию составляют не один, а несколько натюрмортов.

Физкультминутка («Был у зайки огород»)

Был у зайки огород-

Ровненьких две грядки.

Там играл зимой в снежки,

Ну, а летом — в прятки.

А весною в огород

Зайка с радостью идет.

Но сначала все вскопает,

А потом все разровняет,

Семена посеет ловко

И пойдет сажать морковку.

Ямка – семя, ямка – семя.

Закопает, разровняет, и глядишь –на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Воспитатель: А теперь начнем рисовать. Сначала вы должны решить,как вам расположить лист бумаги, чтобы на нем разместилась вся композиция.

При рисовании красками воспитатель обращает внимание детей на оттенки, напоминает о том, как получить нужный оттенок, смешивая краски на палитре. Можно подсказать детям, как изобразить блики солнца на поверхности плодов и посуды

Воспитатель в процессе рисования помогает детям советом.

Подведение итога непосредственной образовательной деятельности

В конце занятия проводится анализ рисунков, дети оценивают свои рисунки и рисунки других детей. Проводится выставка детских работ.

Натюрморт простым карандашом

Научиться искусству рисования можно, начав с карандашных эскизов. Для первого урока можно взять в качестве объекта вазу, разместив ее на фоне драпировки.

Для работы надо приготовить:

  • альбомный лист,
  • простые карандаши,
  • точилку и ластик.

Порядок выполнения работы.

Первым делом на лист наносят линию горизонта и контуры предмета. Рекомендуется проследить, чтобы изображение разместилось в центре листа

Немного пространства надо оставить сверху, будет видно, что предметы находятся на плоской поверхности. Перенося визуальное изображение на бумагу, важно соблюсти пропорции. Сделать это просто при помощи карандаша, измерив им размеры элементов композиции. Очертания предметов всегда имеют в своей основе простую геометрическую форму

Низ вазы представляет собой эллипс. Важно правильно перенести форму предметов и соблюсти все пропорции. Уточнив пропорции, вспомогательные линии можно убрать, прорисовать четко контуры предметов. Ярче выделить центр композиции. Объем натюрморту придают при помощи штриховки. Большие пятна можно заранее обозначить контуром, тени и блики света необходимо выделить очень тщательно. Много внимания потребуют складки драпировки.

Выделение теней при помощи штриховки простым карандашом представляет собой несложный навык, развить который просто при помощи практики. Для этого рекомендуется несколько занятий посвятить именно рисованию складок материи. Навыки штриховки пригодятся и для изображения любых элементов натюрморта.

Использование гуашевых красок

Декоративный натюрморт, гуашью написанный, позволяет зрителю насладиться многообразием и яркостью природных оттенков. Такое изображение создает ощущение праздника. Попробуем выяснить, каковы особенности написания многоцветной картины в технике гуаши.

Остановимся на простом натюрморте, изображающем вазу и груши различных оттенков. Чтобы дальний план картины не казался слишком пустым, мы разместили там ткань.

Прежде всего, следует на листе бумаги произвести разметку очертаний стола. После этого намечаем «скелет» вазы. От качества построения натюрморта будет зависеть результат работы.

Соединив между собой точки «скелета», мы получаем первоначальное изображение вазы. Скругляем острые углы и прорисовываем все эллипсы. Намечаем очертания других предметов. Удаляем ненужные линии, например, невидимые контуры дальних эллипсов.

Закончив построение, начинаем выполнять декоративный натюрморт гуашью. Картинки могут быть выдержаны как в теплых, так и в холодных тонах. Мы решили отобрать для работы только теплые оттенки. Заполнение картины цветом начинаем с заднего плана – рисуем драпировку.

Для вазы используем различные оттенки коричневого цвета. Наносим на поверхность предмета тени и блики. Подбираем подходящие тона для груш (оттенки желтого и лимонного). Завершающим этапом является прорисовывание невыразительных участков и уточнение светотеней. Чтобы сделать картину более яркой, можно добавить в натюрморт еще один штрих – контурную обводку всех предметов. Для этого используются краски черного цвета.

Особенности этого жанра ИЗО

Декоративный натюрморт предполагает творческий переход от натуры к композиции, воплощенный при помощи различных материалов. Благодаря правильным цветовым решениям и ритму можно объединить различные предметы, почувствовать и передать их взаимосвязь. Картины в этом жанре предполагают смелый подход – создание ощущения нарядности.

Самое главное в декоративном натюрморте – это гармония цвета. Художниками обычно применяется не более трех цветов, которые позволяют получить множество производных оттенков. Этот вид изобразительного искусства позволяет использовать различные орнаменты и узоры.

Еще один важный момент, который следует учитывать при написании декоративного натюрморта, – фактура. Картина может быть создана как на ткани (холодный батик), так и на бумаге. Часто в работе используются природные материалы и пластилин (пластилиновая живопись). То есть в декоративном натюрморте предметы меняют свои характеристики – цвет, форму и перспективу, что неосуществимо при создании реального натюрморта.

Любопытно, что натюрморту можно придать любое настроение. С помощью нехитрых приемов передаются такие чувства, как ненависть, жадность, обожание, ярость и восхищение. Например, легко сделать изображение печальным, если добавить образ поникшего цветка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector