Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике

Разновидности инструментов для резьбы по дереву

  • Прямые – имеют прямую кромку, которой удобно выполнять пазы, углубления, выемки, вырезы, гнезда. Такими инструментами удобно подгонять детали под нужный размер.
  • Со скошенной кромкой – такие инструменты еще называют ножи-косяки из-за скошенной под определенным углом кромки. Служат для тонкой художественной резки и выполнения объемных геометрических фигур.
  • С полукруглой кромкой – стамески применяются для выполнения каналов, художественных узоров, скругления углов.
  • V-образные – используются для тех же задач, что и плоские, а также для выполнения узоров угловатых форм.
  • С изогнутым полотном – такие резцы называются клюкарзы. Используются для выполнения сложных объемных рисунков. Например, с их помощью выбирают фон или создают рельеф на фигурной поверхности.

Плосковыемчатая резьба

У основы плосковыемчатой резьбы лежит плоский фон, а нижний уровень элементов резьбы располагается под уровнем фона, то есть резные элементы углубляются в него. В плосковыемчатой резьбе определяют несколько подвидов:

  • контурная резьба – считается самой простой, используется единственный элемент – канавка. С помощью таких желобков-канавок и получается изображение на плоском фоне. Канавка может иметь полукруглый или треугольный вид, в зависимости от используемой стамески. Для треугольной канавки используется резец-уголок, угловая стамеска или обычный нож, а для полукруглой, соответственно, полукруглая стамеска.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба – используется основной элемент – скобка. Полукруглая насечка на плоском фоне. Внешне напоминает след, который остается после надавливания ногтем на мягкий материал, от чего и происходит название – ногтевидная резьба. Такую насечку делают полукруглой стамеской в два приема: в начале перпендикулярно поверхности стамеску слегка углубляют в дерево, а после, отступив от первого надреза небольшое расстояние и под углом, наносится второй раз. В итоге получается насечка, напоминающая скобку. За счет большого количества нанесенных таких скобок, разных размеров и направлений и создается рисунок или отдельные его элементы.
  • геометрическая (трехгранная) резьба – состоит из двух основных элементов: пирамиды и колышка. Пирамида представляет собой трехгранную пирамидку, заглубленную внутрь. Резьба выполняется в два шага: наколка и потом подрезка. В начале, с помощью резца, накалываются сектора, как бы намечая те, которые нужно будет срезать, а после подрезают их. Все элементы осуществляются с помощью ножа-косяка. Под различным расстоянием и углами, использование пирамид и колышек дает возможность включить в арсенал огромное количество геометрических фигур, в числе которых есть ромбы, сияние, соты, витейки, цепочки и многие другие.
  • чернолаковая резьба – в основе данной резьбы лежит фон плоской поверхности, который покрыт черной краской или черным лаком. Здесь, как и в контурной резьбе, рисунок строится из прорезанных канавок на фоне. Разный профиль и глубина канавок создают утонченную игру светотеней, а также контраст прорезных светлых канавок с черным фоном.

Как сделать нож для резьбы по дереву своими руками

Некоторые любители искусства предпочитают изготавливать ножи для резьбы по дереву своими руками:

  1. Сначала делают чертеж клинка на бумаге или картоне, с учетом необходимого размера рабочей части и с хвостовиком, который будет скрыт в рукояти (его длина 4-4,5 см).
  2. Шаблон вырезают, прикрепляют к стальному листу, обводят и вырезают заготовку клинка на станке или ножовкой по металлу.
  3. Стачивают спуски с обеих сторон стальной детали, не забывая периодически опускать ее в прохладную воду во избежание нагревания и размягчения материала, искривления формы.
  4. Вырезают 2 деревянных бруска длиной 12 см для изготовления половинок рукояти.
  5. В одной их них делают углубление для хвостовика.
  6. На внутренние части будущей рукояти и в углубление для хвостовика наносят столярный клей.
  7. Клинок помещают на место, плотно соединяю детали деревянной заготовки, убирают излишек клея.
  8. Будущую рукоять стягивают струбцинами и оставляют просыхать на 12 часов.
  9. Деревянным деталям с помощью электрического точила придают форму, сделав для большого пальца мелкое углубление, а заднюю часть черенка – более толстой, чем ближайшая к клинку.
  10. Готовую рукоять шлифуют на станке, чтобы убрать заусенцы.
  11. На клинке формируют подводы, затачивая лезвие до 20-30 градусов сначала шкуркой абразивностью 240 грит, затем 800 и 1000.
  12. Его полируют на кожаном ремне.
  13. Деревянную рукоять можно пропитать льняным маслом, затем покрыть лаком.

Клинок делают из ножовки по металлу или старого кухонного ножа из углеродистой стали. Можно использовать и нержавеющую, но тогда деталь нужно будет закалять в печи. Для изготовления рукояти подойдут дубовые или березовые обрезки.

Ссотрите на видео о том, как сделать нож косяк своими руками:

https://youtube.com/watch?v=qscohIDkwu4

Инструменты для работы с деревом, превращающие его в панно, шкатулки, фигурки и скульптуры, должны быть острыми, прочными и удобными. Иначе не только резьба не получится. Нож может сломаться и поранить мастера, потому выбирать его следует из лучших экземпляров. При этом необязательно покупать все существующие модели.

Критерии выбора

В настоящее время предлагается широчайший ассортимент ножей для резьбы по дереву, который представлен изделиями отечественного и зарубежного производства самой разной стоимости. Для выбора подходящего инструментария нужно определиться с будущими задачами – какой вид резьбы будет применяться, материал использоваться.

Для начала можно приобрести минимальный набор – несколько ножей с прямой и полукруглой режущей кромкой, затем, по мере продвижения, будут возникать конкретные задачи, под них можно будет подбирать инструмент.

Перед покупкой необходимо рассмотреть также основных производителей, выбрать размеры ножа для резьбы по дереву, марку стали, материал изготовления рукоятки, которая должна быть эргономичной, удобной, не скользить в руке.

Среди производителей, представленных на рынке, можно выделить следующих:

  • «Татьянка» – отечественный поставщик качественных ножей с удобной буковой рукоятью и лезвием из инструментальной стали 65Г;
  • Flexcut – выпускает комплекты резцов и стамесок;
  • Frost – производит ножи и ложкорезы;
  • Dem-Bart – изготавливает инструмент для отделки прикладов;
  • Narex – производитель качественных наборов;
  • «Петров и Сын» – изготавливает несколько видов ножей;
  • Pfeil – разнообразные ножи из стали высочайшего качества.

Среди многообразия продукции окончательный выбор можно сделать, сравнивая назначение, качество и стоимость инструмента.

FlexcutFrostDem-BartNarexПетров и Сын

Виды

Резьба по дереву зародилась еще на Руси, когда помимо создания деревянных предметов мебели и утвари мастера пробовали свои силы в декоративно-прикладном искусстве.

Ввиду многообразия вариаций выполнения обработки древесины стоит выделить разновидности данного мастерства. К ним относятся:

  • сквозная резьба;
  • глухая;
  • домовая;
  • скульптурная;
  • резьба бензопилой.

Помимо данной классификации есть еще разделение работы по дереву на рельеф и объемную скульптурную резьбу. Наиболее простой считается техника создания рельефа, которая подразделяется на такие варианты резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная;
  • ажурная;
  • глухая с выбранным фоном;
  • прорезная контурная;
  • накладная.

Каждая техника имеет свои особенности, потому необходимо изучить каждый вид, чтобы полноценно освоить навык работы с деревом.

Контурная

Контурная резьба считается одной из наиболее простых техник, так как узоры наносят на ровную подготовленную поверхность, незначительно углубляясь внутрь материала, что позволяет сформировать контур будущего рисунка.

Для начала работ необходимо придумать или подобрать понравившийся узор и нанести его на дерево, которое должно быть максимально гладким.

Оптимальной глубиной для резки считается 1,5-2 мм и угол наклона инструмента 40°. Проделав одну линию, можно начинать следующую, но наклонив режущий инвентарь в противоположную сторону, чтобы сделать геометрическое углубление. Если движения были сделаны правильно, края линий будут ровными, а поверхность блестящей.

Геометрическая

Более сложной техникой резьбы после контурной считается геометрическая, она отличается тем, что узор создается не при помощи линий, а благодаря созданию геометрических фигур. Чаще всего начинающие резчики используют клинообразные выемки в древесине.

При нанесении эскиза используется карандаш, линейка и циркуль, чтобы все линии были ровными и правильными. Если создать рисунок своими силами не получается, можно использовать готовый эскиз, распечатав его и шилом проколов места пересечения линий.

Эскизы при геометрической резьбе зачастую состоят из треугольников, которые должны иметь выемку, потому древесина подрезается под разным углом, а лишнее дерево убирается. Как только все треугольники будут обработаны, можно переходить к резьбе других элементов. После основной работы необходимо провести зачистку проблемных зон для чего используется более острый инструмент. Готовый узор шлифуется и покрывается морилкой.

Плосковыемчатая

Еще одна техника, которая позволяет создать рисунок на дереве, называется плосковыемчатой. Суть этого метода в том, что на ровной поверхности нужно создать углубления, благодаря которым и будет сформирован нужный результат.

Данный вид деятельности может иметь разновидности, это:

  • сквозная резьба, которая может быть накладной или сквозной; прорезной – работа выполняется стамеской или резцом; профильной – для работы нужен лобзик или пила; ажурной – резьба выполняется в виде рельефного орнамента;
  • глухая резьба, когда в процессе работы на поверхности нет никаких сквозных отверстий;
  • домовая резьба, используется для украшения фасадов домов.

Каждый вид работы по дереву имеет свои особенности, инвентарь, который необходим в процессе, а также технику, благодаря которой можно освоить базовые и более сложные приемы.

Скульптурная

Наиболее сложной техникой работы по дереву считается скульптурная резьба, которая отличается от остальных видов тем, что для работы берется чурка, ветка, кусок корневища, которым придается нужная форма. Помимо мастерства важнейшим фактором является правильный подбор рабочего материала. Благодаря данной технологии из дерева можно получить фигуры животных и людей.

Для работы используется острый инструмент, благодаря которому кусок дерева приобретает сразу форму, потом нужные очертания и постепенно становится тем объектом, который задумал мастер.

Резьба сквозная

Сквозная (ажурная) резьба делится на типы: сквозную и накладную, и подразделяется на подтипы:

  • резьба прорезная (сквозные части прорезают с помощью стамески и резца);
  • резьба пропильная (в основном то же что и прорезная, но сквозные участки пропиливаются с помощью пилы или лобзика).

При обработке древа прорезной резьбой полностью удаляется древесина и фон по границам узора, древесина может быть, как плоской, так и ажурной. Главное отличие между ними – в ажурной резьбе узоры разной высоты и обработанные края.

Данный метод широко используют при изготовлении рам, дверей, различных накладок, предметов мебели и элементов декора.

Правила безопасности резчика по дереву

Рабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не качаться и не двигаться при резьбе).
При работе следует пользоваться специальными приспособлениями для крепежа обрабатываемых деталей

Это обезопасит и ускорит процесс работы.
Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом.
При заточке инструмента на электро- точиле нужно пользоваться защитными очками.
Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этой есть деревянный брусок).
Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука.
Следует загромождать рабочее место посторонними предметами.
Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше в процессе работы несколько раз убрать стружку со стола, чем, смахивая ее в конце работы, неожиданно наткнуться на нож-косяк или стамеску).
Для уборки рабочего места нужно воспользоваться cneциальными щетками.
Инструменты следует всегда класть на свое место (преимущество, а главное безопасность этого неоспоримы, так как в этом случае они уже точно не упадут со стола и никого не поранят).
При пользовании электроинструментом необходимо следить за исправностью не только самого инструмента, но и электропровода (он не должен перекручиваться во время работы и оставаться перекрученным в процессе хранения).
Следует обращать внимание на аккуратность подключеиия электроинструмента, особенно если одновременно подключено в розетку несколько электроприборов. Возникает опасность запутаться в проводах, что может привести к падению и повреждению инструментов и, что еще хуже, к различным травмам, которые можно получить в результате их падения.
Необходимо помнить, что электроинструмент имеет свойство либо вращаться, либо двигаться вперед-назад, поэтому необходимо быть крайне внимательным при работе с ним.
Если рабочее помещение подключено к трем фазам, то следует помнить, что трехфазное оборудование нельзя эксплуатировать без заземления.

И немного о пожароопасности. Сухая стружка легко воспламеняется, поэтому лучше проследить, чтобы в процессе работы не было ее контакта с нагревательными приборами. Древесина начинает обугливаться при 214-216 °С, а при повышении температуры происходит ее возгорание. При попадании на стружку прямого огня она моментально вспыхивает.

Также нужно быть внимательным при изготовлении восковой мастики. Разогревать ее лучше на электроплитке, а не на открытом огне. Что касается нитролаков, то пользоваться ими следует только в хорошо проветриваемом помещении (лучше всего это делать на балконе).

В рабочем помещении обязательно должна быть аптечка. Те, кто уже давно занимаются резьбой и имеют мастерскую или стол-верстак, могут подтвердить правоту написанного, а возможно даже дополнить вышеизложенное.

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.

Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.

  • https://vplate.ru/rezba-po-derevu/geometricheskaya/
  • https://rubankom.com/predmety/promysly/309-geometricheskaya-rezba-po-derevu
  • http://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhih
  • https://lesoteka.com/obrabotka/geometricheskaya-rezba-po-derevu
  • https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
  • https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/derevo-dlya-rezby-po-derevu-osobennosti-materialov-i-kakie-porody-drevesiny-luchshe-vybrat.html
  • https://Proekt-sam.ru/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
  • https://WoodShpala.ru/oborudovanie/geometricheskaya-rezba-po-derevu-razdelochnye-doski.html
  • https://domsdelat.ru/plotnikam/geometricheskaya-rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhix-eskizy-uzory.html
  • https://www.vseinstrumenti.ru/ruchnoy_instrument/stolyarno-slesarnyi/instrumenty_dlya_rezby_po_derevu/
  • https://DrevoGid.com/instrumenty/dlya-rezby.html
  • http://wood-petr.ru/dekorativnaya-rezba/tekhnika-bezopasnosti-pri-rezbe-po-derevu.php

Виды резьбы и техники

Виды резьбы по дереву разделяют на несколько групп:

  • контурная;
  • геометрическая;
  • плосковыемчатая;
  • скульптурная;
  • сквозная;
  • рельефная.

Каждая техника имеет свои особенности, о которых можно прочесть далее в статье.

Контурная

Для контурной резьбы характерны узкие углубления с 2 гранями. Их делают неглубокими и проводят вдоль всего изделия. Основными узорами являются элементы живой природы, например, листья растений, соцветия, ягодные грозди, а также животные и птицы. Картина, которая получается благодаря такой технике, визуально напоминает гравировку. Все линии грубые, с чёткими краями. Свет и тень остаются необозначенными.

Опытные мастера предпочитают смешивать эту технику с другими видами резьбы, например, геометрической и плоскорельефной. Ещё этот стиль хорошо сочетается со многими традиционными росписями.

Чистые контурные узоры, без коллабораций с другими стилями, хорошо смотрятся только на небольших настенных панно. Такие узоры выполняют при помощи стамесок и ножа со скошенным лезвием. Техника контурной резьбы несложная, но, чтобы украшать ею различные изделия, нужен художественный опыт и умелое владение инструментами.

Геометрическая

Этот вид резьбы является одним из самых лёгких в исполнении. Узоры состоят из разных по величание углублений, которые имеют от 2 до 4 граней.

В совокупности они образуют различные геометрические фигуры:

  • треугольники;
  • ромбы;
  • круги;
  • прямоугольники.

Эту технику используют для украшения мебели, а также создают кухонные принадлежности необыкновенного вида, например, подставки под горячее. Для работы используют самый простой набор инструментов: ножи, стамески и резаки.

Плосковыемчатая

Ещё одна простая техника резьбы по дереву, для выполнения которой нужен лишь нож со скошенным лезвием. Особенность плосковыямчатой резьбы – гладкая поверхность фона. Углубления в древесине делают неглубокими. Линии получаются плавными, но имеют острые грани.

Готовые рисунки получаются визуально схожими с теми, что были выполнены в контурной технике. Они также не имеют чёткого разделения на свет и тени. Основными узорами считаются элементы живой природы, такие как деревья, бутоны цветов и силуэты животных.

Скульптурная

Это один из самых сложных видов резьбы по дереву. Он отличается от предыдущих техник тем, что изображение не является плоским, оно трёхмерное. К скульптурной резьбе относятся объёмные фигурки животных, людей и божественных идолов.

Скульптурная резьба по дереву

В средние века такой резьбой украшали крыши богатых домов, декорировали помещения изнутри и ставили большие деревянные статуэтки на носах кораблей. В настоящее время скульптурная резьба также относиться к декору.

Древесине придают форму не одним инструментом, чаще используют несколько наборов. Чтобы научиться работать в такой технике, потребуется много времени и терпения.

Сквозная

Эта разновидность резьбы имеет несколько альтернативных названий: сквозная, ажурная и пропильная. Узор, который получается, напоминает тонкое кружево. Этот эффект достигается путем пропиливания шлифованных досок насквозь.

Особенность этой техники – это полное или частичное удаление фона. Мастера используют эту технологию обработки дерева в различных вариантах дизайна. Сквозной резьбой украшают наличники окон и дверей, а также карнизы. Часто такие деревянные узоры можно заменить на перилах лестниц.

Также эту технологию используют для мелких элементов декора, например, для шкатулок, картинных и зеркальных рам и шкатулок.

Рельефная

Эта технология схожа со скульптурной резьбой, по уровню сложности. На плоском фоне мастера вытачивают выпуклые, объёмные изображения. Это могут быть фигуры животных, растений и даже человеческие портреты.

Рельефную резьбу разделяют на 2 группы: барельефную и горельефную. В первом варианте орнамент получается выпуклым на более чем на середину толщины основной заготовки. Во втором случае, узор делают очень объёмным. Все линии возвышаются над фоном и имеют плавные изгибы.

Как выбрать?

Хочется, чтобы материал был долговечным, да и стоимость набора не выходила за рамки бюджета. Приходится идти на какие-то компромиссы. Одни предпочитают заказать готовый набор с азиатского сайта, другие выбирают стамески по одной, долго и трепетно составляя собственную коллекцию.

Дадим советы для начинающих по выбору стамесок.

По-настоящему качественное лезвие изготавливают из инструментальной стали типа 13X или 8ХФ. В таком металле высоко содержание углерода, в нем же обязательно присутствует хром, порой и вольфрам

На тип стали нужно непременно обращать внимание при покупке, в ином случае можно переплатить за не самое высокое качество.
Показатели твердости стамески не должны могут быть ниже HRC 59.60. Если они меньше, значит, купить предстоит дешевую стамеску (возможно, просто подделку) из конструкционной стали 45X

Чем это плохо – тем, что затачивать инструмент придется очень часто.
Если некогда ходить и выбирать инструменты некомплектом, можно купить и набор. Из самых ходовых стоит назвать Narex, Sandwik, а также Bahco. Среди продукции для резчиков немало хороших японских брендов, а из российских стоит присмотреться к «Энкор».
Что касается оптимальной длины, это будет 10-15 см. Если резак больше, он выдержит меньшую нагрузку. Ручка стамески может быть деревянной и пластмассовой. С одной стороны, дерево привычнее, его натуральность тактильно более приятна, с другой стороны – хороший пластик может быть более прочным и ударостойким. Потому вопрос выбора материала ручки не имеет объективной оценки.
Если на маркировке изделия не указан производитель, скорее всего, это подделка. А какой бы привлекательной цены подделки ни были, они не оправдают даже тех небольших средств, что на них потрачены. Хорошие стамески будут служить годами.
Качество стали стамески легко протестировать на точильном камне. Когда сталь должным образом закалена, при затачивании будут образовываться заусенцы, они легко убираются. А вот если таких заусениц нет, значит, материал перекален и резак банально опасен. Если же заусенцы образуются, а вот снять их невозможно, это означает, что сталь очень мягкая. Она просто не выдержит заточку. Заостренный край такой стамески будет деформироваться даже при мини-усилии.

Они поддаются корректировке на шлифовальном круге. Мастер удерживает деформированную фаску около круга, убирая неровности, ржавчину и сколы. Трехуровневый точильный камень может задать стамеске любую остроту.

Стамески

Стамески для резьбы по дереву своими руками изготовить можно, имея в наличии заготовку из металла и болгарку с заточным камнем. Окончательная заточка стамесок производится вручную, без применения электроинструмента, после придания нужной формы острию необходимо закалить его.

Закаливать режущую часть стамески надо после придания формы и заточки острия. Для этого нагрейте острую часть инструмента до малинового цвета при помощи газовой или керосиновой горелки и опустите в емкость с машинным маслом или отработкой.

Острие у стамески бывает прямым и фигурным, проще всего в изготовлении прямое острие, что бы сделать правильную фигурную стамеску необходимо знать пропорции.


Ручку можно выточить на домашнем токарном станке, собранном из двигателя от старого холодильника и уголка разного размера.

Виды стамесок для резьбы по дереву имеют разную размерность и форму рабочей части, она выражается в числовых значениях от 1 до 12.

Кривизну стамески определяет цифра ей присвоенная, чем она ровнее, тем меньше числовое значение используется для ее обозначения. Ровные стамески для резьбы по древу используются в основном на начальной стадии обработки заготовки. Более кривые V и U образные, которым присвоены номера 12 и 11 соответственно применяются для придания окончательного внешнего вида изделию.

Резьба по дереву производится небольшими стамесками, размером с ладонь взрослого человека. Существуют инструменты меньшего размера, их применяют в работе с мелкими деталями.

Мастер-класс по геометрической резьбе

Рисунок «Одиночные треугольники», «Змейка», «Розетка»

Варианты резьбы на основе треугольников

Этап Инструкция по проведению
Подготовительный
  1. Начертите 2 параллельные линии так, чтобы высота строчки равнялась 1 см.
  2. В шахматном порядке сделайте отметки через каждый сантиметр.
  3. От руки нарисуйте «зубья пилы» треугольной формы и отметьте их центр.
  4. Соедините углы с центром треугольника.
Основной
  1. Острие резца углубите в центре на 4-5 мм, пятку инструмента наклоните к углу треугольника. Именно под таким наклоном вырезается сторона треугольника.
  2. Разверните заготовку на 90° и вырежьте вторую строну. В результате у вас должны образоваться углубления в форме треугольника. Данная техника получила название трехгранно-выемчатой.
  3. Продолжая вырезать остальные треугольники, вы получите узор, который профессионалы называют «Одиночными треугольниками».
Дополнение Отметьте центры верхних фигур и соедините их с углами. Вырезав вышеописанным способом, вы получите узор «Змейка».

Если вы начертите еще одну строчку, нанесете аналогичный рисунок и вырежете нижние треугольники, образуется «Розетка».

Круговой орнамент

Круговой орнамент можно превратить в сложный центральный элемент, но только в том случае, если вы мастерски владеете базовыми элементами

  1. Для создания кругового орнамента начертите окружность необходимого диаметра и разделите на произвольное количество частей.
  2. Соедините центр фигуры с точками. Внутри окружности начертите еще один круг меньшего диаметра.
  3. Углубите острие резца, наклоните его до основания треугольника и выньте скол.
  4. Аналогичным образом вырежьте все треугольники.
  5. Сделайте надрез на внутренней линии луча.
  6. На внешней линии луча, наклоняя резец вправо, вырежьте одну сторону. Таким же движением вырезается вторая сторона.
  7. В результате у вас получается узор «Сияние». В завершение обработайте поверхность наждачной бумагой.

Практическая инструкция

Перед тем как приступать непосредственно к работе, необходимо выбрать эскиз будущего изделия.

Нелишним перед началом работ будет посмотреть и видео-инструкцию, наглядно показывающую, как правильно выполнять каждый этап. Начинать необходимо с выбора древесины. Можно, конечно, свалить сухое дерево, самому ошкурить его, предварительно обработать и использовать дальше. Но на это нужно разрешение, к тому же понадобятся определенные навыки. Гораздо проще приобрести уже готовый древесный сруб.

Поэтапно последовательность действий будет выглядеть так.

Подготовить площадку, на которой будут проводиться работы

Ее необходимо освободить от всех лишних предметов.
Установить древесную заготовку, зафиксировав ее при необходимости
Важно уделить внимание тому, чтобы к ней был свободный подход со всех сторон.
Необходимо проверить исправность пилы, при необходимости смазать ее специальным маслом.
Надеть очки и защитную одежду.
Теперь вырезаем бензопилой контур будущей фигурки. Здесь главное – не перестараться и не срезать слишком много древесины.
Прорезание точных очертаний
На этом этапе необходимо четко следовать выбранной схеме и прорезать каждую деталь медленно и аккуратно.
Вырезание мельчайших деталей

На первых порах, пока происходит обучение, последний пункт вовсе не обязателен. Он предполагает резьбу глаз, волосков и других мельчайших предметов.
Наждачной бумагой с мелким сечением необходимо тщательно обработать всю скульптуру.

Этапы работы

Перед тем как приступить к вырезанию из дерева, следует четко представлять себе, из каких этапов состоит процесс. Если все делать последовательно и правильно, то результат точно порадует.

Создание эскиза

Первое, с чего необходимо начать изготовление скульптуры из дерева, это до мелочей представить, что получится в итоге. Конечно, мастер с большим стажем работы, глядя на деревяшку, сразу представляет в голове, что из нее получится, и может даже без всяких подготовительных этапов приступить к работе.

Когда эскиз готов, его следует перенести на заготовку. После этого на дереве надо тщательно прорисовать все детали. Желательно, чтобы рисунок был несколько меньше, чем сама заготовка. Следует не спешить с обрезкой лишних частей, так как изделие необходимо будет еще удобно закрепить на верстаке.

Черновое изделие

Перед вырезанием скульптуры материал нужно еще подготовить.

  • необходимо отпилить заготовку по размеру;
  • проводится очистка от коры и зачистка всех неровностей.

Когда рисунок переносится на дерево, то лучше всего сразу отметить главные линии, по которым будет проводиться первоначальная резка.

Затем надо выпилить все излишки, то есть провести грубую обработку.

В итоге мастер получает готовую форму, которой необходима фигурная, то есть детальная, проработка. Этот этап не требует спешки. Не стоит сразу убирать все возможные излишки, лучше воспользоваться рельефной обработкой

Важно понимать, что черновой этап – это только начало работы над фигурой

Проработка деталей

После получения готовой формы стоит снова взяться за эскиз и карандаш. Теперь на подготовленную заготовку необходимо нанести рисунок со всеми деталями

Для этого этапа важно, чтобы все инструменты были хорошо заточены

Если после этого уже получилась желаемая фигурка, это не значит, что она полностью готова. Ведь на ней остались неровности, а поверхность имеет шероховатости, которые надо обработать наждачкой.

Также могут появиться трещины, которые следует обработать шпаклевкой. Ее можно приготовить самому, смешав мелкие опилки и клей ПВА. Перед нанесением шпаклевки места трещин необходимо обработать олифой и оставить для просушивания на 7 часов. После этого их можно замазать и оставить на 24-48 часов. Если имеется паяльная лампа, то изделие можно ею обжечь для приобретения теплого оттенка, максимально близкого к натуральному.

Нанесение специального лака придаст деревянной фигурке прекрасный блеск и сохранит ее красоту на долгие годы.

Научиться вырезать из дерева лучше всего на самых простых фигурках. Стоит запастись терпением и пониманием, что мастерство достигается со временем. Двигаясь постепенно от простого к сложному можно будет выработать нужные навыки и научиться создавать настоящие шедевры.

Правила работы для начинающих

Есть основные правила и нормы, соблюдение которых обезопасит работу с прибором

Важно ознакомиться с их списком перед покупкой и непосредственным использованием аппарата

Стол или другую поверхность, на которой будет производиться рабочая деятельность, необходимо очистить от лишнего мусора, захламлённости и ненужных вещей.
Нужно продумать хорошее освещение, не мешающее и не раздражающее зрение, не напрягающее глаза и не портящее глазную сетчатку.
Отдельно можно выделить чистоту – она важна не только при работе с гравёром, но и с любыми другими приборами, потому что при отсутствии пыли и грязи работа пойдёт продуктивней и быстрей.
Ни в коем случае нельзя вертеть инструментом в разные стороны, играть с ним, будто с игрушкой.
Важно хранить гравёр в безопасном от детей месте, так как прибор способен нанести сильные повреждения при неправильном использовании.
Не рекомендуется вынимать насадку при ещё действующем аппарате, то есть когда он включён и крутится в стороны. Во избежание травм делать это следует только после выключения аппарата.
Работать с гравёром стоит бережно: нельзя ударять его об стол или другую твёрдую поверхность и оставлять в сети питания после выполнения задачи.
Пользоваться прибором можно только после ознакомления с прилагающейся инструкцией по эксплуатации.
Следует соблюдать дистанцию с прибором и не напирать на него всем телом (аппарат может соскочить и поранить человека).

Последовательность работы:

  • наденьте тканевые перчатки, чтобы во время гравировки рука скользила свободно;
  • на деревянной заготовке зафиксируйте готовый трафарет или же вручную карандашом нарисуйте на её поверхности эскиз рисунка, который вы будете вырезать;
  • установите на гравёре оптимальное число оборотов, рекомендованное для работы с конкретным типом древесины;
  • обозначьте контуры узора соответствующей насадкой;
  • снимите фоновую часть с поверхности заготовки;
  • прорисуйте элементы орнамента;
  • уберите оставшиеся неровности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector