33+ вида рукоделия, современные, классические и необычные новые варианты народного творчества своими руками

Детское декоративно-прикладное творчество: искусство мозаики

Мозаика — древнейший вид художественного искусства, предполагающий составление картин из мелких частей.

Чтобы собрать мозаику, необходимо обладать усидчивостью и волей. В отличие от аппликации или от нарисованной картины, изображение в мозаике проявляется постепенно, из мелких деталей.

Мозаику создают из камешков, глины, пластилина или обычной бумаги. Ее можно сделать из бусин, бисера, песка и даже манной крупы. Это самый распространенный вид прикладного искусства для детей.

Во время сборки мозаичного рисунка у ребенка развивается мелкая моторика, проявляется воображение, формируется художественный вкус и образное мышление

Кроме того, создание рисунка из мозаики отлично тренирует усидчивость и внимание, помогает сконцентрироваться на мелочах

Не бойтесь переизбытка мозаичных рисунков в вашем доме, мозаичные панно — новое слово в современном декоре. Можно добавить в детскую комнату изюминку картинами и зарисовками из мозаики. Ею можно декорировать практически все в жилом пространстве.

С помощью мозаичного рисунка можно не просто сделать картину на стену, но обновить и дополнить интерьер детской комнаты.

Один из оригинальных видов прикладного творчества для детей — использование в качестве мозаичных запчастей природных материалов: ракушек, камней, семян растений или засушенных листьев деревьев. Работа с таким материалом требует повышенного внимания, аккуратности и большой усидчивости.

С маленьким ребенком полезно заниматься декором мозаики с крупами. Гречневая, рисовая и даже пшенная крупа отлично развивают хватательные навыки и формируют тактильное восприятие.

Но универсальным и самым доступным материалом для мозаики является цветная бумага. Для того чтобы выполнить из нее декор мозаикой, бумагу нужно нарезать или порвать на мелкие детали так, чтобы их хватило для всей картины. Бумагу можно сочетать с соленым тестом, акриловыми красками, песочными композициями.

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.

Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации

Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа

При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, — это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки

Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Городецкая роспись

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Городецкая роспись

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.

Городецкая роспись

Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:

Вятское кружево

В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.

Вятское кружево

Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.

Вятское кружево

В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

Художественное прикладное творчество для детей 5, 6, 7 лет: занятия с проволокой

Если вы никогда раньше не использовали проволоку в декоративных целях, не крутили из нее замысловатые фигуры и не изобретали замысловатый каркас для игрушечной мебели, то начинать придется с малого.

Для знакомства детей с прикладным искусством купите медную проволоку в мотке для поделок из бисера. Этот материал можно приобрести в любом магазине для рукодельниц. Инструмент для работы с любой проволокой похож на плоскогубцы с вытянутым носиком, он называется круглогубцами.

Поделки из медной проволоки можно делать вместе с детьми пятилетнего возраста, когда мышцы рук окрепли и появилась некоторая усидчивость. Достаточно объяснить принципы работы и проконтролировать на начальном этапе.

Чтобы научиться крутить замысловатые фигуры из проволоки, придется начать с малого. Научитесь скручивать, закреплять и заворачивать простую медную нить, продающуюся в мотках для бисероплетения.

Эскизов для подобного художественно-прикладное творчество с детьми в Интернете достаточно. Многие поделки из такого материала можно смело использовать в оформлении детской комнаты. Например, объемная картина, сплетенная из бисера на медной проволоке, может стать неплохим украшением для детской комнаты.

С помощью медной проволоки, бисера и бусин можно декорировать рамки для фото, кашпо для цветов или настенные часы.Маленькими поделками из медной проволоки можно заполнить пространство календарного планирования или режим дня первоклассника.

Самое главное — ребенку 5, 6 и 7 лет такое прикладное творчество будет интересно, а работать с проволокой очень легко.

После того как медная проволока для творчества освоена, самое время переходить к более упругим и стойким к деформации материалам. Например, создавать поделки из проволоки с многослойным покрытием и большим диаметром, чем у медного мотка.

Подобное прикладное творчество интересно не только детям 5, 6 и 7 лет — работа с упругими проволоками заинтересует и школьников постарше. Сегодня бижутерия из медных завитков вошла в моду. Серьги, бусы, кольца и браслеты — вот неполный список того, что может сделать девочка под руководством мамы для собственного украшения.

Ангелы в детскую комнату младшего братика или сестры, елочки на окно в детской, забавные часы или оригинальный ночник из проволоки — все это займет ребенка и украсит дом.

Изобразительное искусство в младших классах

Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников позволяет детям вернуться к истокам народной культуры, к духовному наследию. В современном мире изучение богатств национальной культуры — важнейшая задача нравственного воспитания детей, превращения их в патриотов своей страны. В народных промыслах воплощается душа нации, пробуждается историческая память поколений. Воспитать полноценную личность, развить ее нравственный потенциал, эстетический вкус детей нельзя, если разговоры о творчестве сведутся к абстрактным рассуждениям. Ведь произведения умельцев являются иллюстрацией лучших качеств народного характера: это пробуждение уважения к собственной истории и традициям, любовь к родине в целом и к месту где родился в частности, скромность, стремление к прекрасному, чувство гармонии.

Как организовать воспитательный процесс так, чтобы любовь к родине не была просто красивой фразой, а действительно соответствовала внутренней сущности подрастающего поколения? Что можно предпринять, если нет спектаклей, раскрывающих ярко и образно тему патриотизма? В этом вопросе, безусловно, требуется комплексный подход. Задачи нравственно-эстетического воспитания должны решаться системно.

Чтобы ребенок понял, о чем идет речь, предлагается на уроке рассмотреть произведение народного декоративного искусства (любое). Пример такого произведения поможет разобраться в вопросе.

Современная эпоха требует обращения к самым истокам искусства. Хранение, приумножение народного творчества, развитие его традиций – такие непростые задачи стоят перед учителями, воспитателями, деятелями искусства.

Декоративная живопись

С древних времён важное значение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасль искусства, в истории которого её развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но главным образом элемент её составляют орнаменты в строгом смысле слова, то есть красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (например роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т

п.). Мотивы декоративной живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошло в XIX веке в употребление название декоративное искусство (фр. l’art decoratif) для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, — словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkunste или Kunstgewerbe, а в России — прикладным искусством или художественной промышленностью.

Народное художественное творчество

Это емкое понятие, включающее в себя различные жанры и виды художественного творчества. В их основе лежат самобытные традиции и своеобразные способы и формы творческой деятельности, которая связана с трудом человека и развивается коллективно, основываясь на преемственности традиций.

В народном художественном творчестве отражается внутренний мир человека, его духовный облик, живая память народа. Различают несколько периодов в его развитии:

  • Языческий (до X века).
  • Христианский (X-XVII века).
  • Отечественная история (XVII-XIX века).
  • ХХ век.

Длительный путь развития претерпевает народное искусство, в результате которого определились следующие виды художественного творчества:

  • Фольклор – это мировоззрение и нравственные убеждения народа, его взгляды на человека, природу и общество, которые выражаются словесно-поэтическими, музыкально-хореографическими, драматическими формами.
  • Декоративно-прикладное искусство призвано удовлетворять эстетические потребности и бытовые нужды человека.
  • Бытовое любительское творчество – это художественные явления в праздничной и повседневной жизни человека.
  • Самодеятельное художественное искусство – это организованное творчество. Оно ориентировано на обучение людей художественным умениям и навыкам.

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Керамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Чайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких  художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих  мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

История зарождения и развития

Нельзя сказать, что ДПИ зародилось с самим человечеством, но неправдой будет и пролагать огромную дистанцию между зарождением первых обществ и их попыткой украсить окружающую среду

Уже в древних произведениях читается содержательность образов, уже заметно внимание, уделяемое эстетике, уже видна рациональность построения форм

Кажется, что человек эволюционировал и вместе с этим все больше стремился к украшательству своего быта. Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе. Что образность, системы кодирования информации, эстетизация жизни и развивает мозг человека, меняет его.

В древности человек обратился к природному началу: он черпал вдохновение в его образах, он пользовался натуральными материалами. В этом заключалась гармонизация человека и природы. Он не противопоставлял себя ей, а являлся ее частью. Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые дополнялись фантазией художника и желанием сделать образ более совершенным.

Народные традиции так сильны, что они влияют на ДПИ сегодня. До сих пор популярными становятся изделия из природного материала, с традиционными узорами и проверенными временем формой, настроением, цветовым решением. В восточных странах это сталь, бронза, ковры ручной работы, в южных странах – это керамика и конструкции из морских раковин, в Африке это ритуальные маски, в Прибалтике – это янтарные изделия, в Японии, Корее, Китае – фарфор, эмаль с искусными, тончайшими изображениями.

На Руси много работали с деревом, глиной, так появилась гжель и золотая хохлома. Возникновение большинства направлений ДПИ связаны с регионом происхождения: человек взаимодействовал со своей средой, потому матрешка на Руси органична, хотя аналоги ее (а, скорее, предшественники) существовали в Японии. Но тематика, колористика, особенности обработки и росписи продиктованы местными художественными потребностями.

Значение термина

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать».

Подразделяется на такие составляющие виды искусства:

  • монументальное – оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений;
  • прикладное – касается всех бытовых предметов, в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля;
  • оформительское – творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное изобразительное искусство отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение.

Для примера, картина – это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка – прикладного.

Подходящие для детского творчества занятия

Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.

Вышивание и вязание

Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.

Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.

Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:

  • крючок;
  • спицы;
  • игла;
  • вилка (толстая согнутая проволока).

Выжигание по дереву и ткани

Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:

  • Раскалённая игла — самый распространённый вариант, с помощью которого на древесину и наносится рисунок.
  • Духовая горелка есть в приборах для работы в технике новосибирской тоновой пирографии. Она позволяет пользоваться огнём как кистью.
  • Собирающая линза работает лишь в ясную погоду. Когда в неё фокусируются солнечные лучи, на обрабатываемой поверхности появляется яркое пятно. Двигая линзу, можно проводить линии. Чтобы работа получилась, деталь должна быть не менее 5 см в диаметре. Но нужно помнить, что от размера линзы зависит сила выжигания. Если она будет слишком большая, дерево загорится.

Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:

  • искусственный шёлк;
  • атлас;
  • капрон;
  • нейлон;
  • бархат.

Бисероплетение и макраме

Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.

Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:

  • пеньковая и льняная верёвки;
  • шпагат из бумаги;
  • шёлковая леска;
  • плоская тесьма;
  • сизаль;
  • льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити.

И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).

Аппликация и лепка

Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.

На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.

То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.

Какова роль декоративно прикладного творчества в развитии детей?

О том, какова роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей говорил ещё великий педагог В. А. Сухомлинский. По его словам, «истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев». И это совершенно справедливо, ведь любые действия, которые ребенок совершает пальцами, имеют непосредственное влияние не только на развитие его письменных навыков, но и на умственное развитие, на познавательную активность его мозга и на творческую составляющую его жизни.

Не секрет, что детское прикладное творчество имеет непосредственное отношение к развитию мелкой моторики, а значит стимулирует работу головного мозга, запускает механизмы речи и развивает творческие способности каждого ребенка.

Творческое моделирование воспитывает в человеке эстетический вкус, развивает образное мышление, помогает в приобретении навыков работы с различными инструментами и значительно обогащает знания о мире вашего ребенка.

Более того, использование прикладных техник дает родителю уникальный шанс заниматься творчеством совместно со своим ребенком. А готовые изделия отлично украсят интерьер вашего дома, дополнив развивающее пространство детской комнаты.

Прикладное творчество — это конструирование и моделирование из подручных материалов, умение создавать что-то новое из частей чего-либо. Это всякий художественный труд, которым занимается ваш ребенок.

Провести с ребенком интересное творческое занятие по конструированию легко, достаточно подключить воображение и запастись необходимыми материалами.

Во время работы с мелкими деталями формируется хватательный рефлекс. Ребенок учится удерживать кончиками пальцев мелкие детали, рационально распределяет напряжение руки и мышц кисти.

К прикладному творчеству можно отнести аппликацию из цветной бумаги, моделирование из природных материалов, работу с пластичными материалами, работу с инструментами и даже оформление игровых площадок.

Ниже рассмотрены несколько видов декоративно прикладного творчества для детей, которыми можно заняться в домашних условиях.

Название выставки декоративно-прикладного творчества

Организация выставки проходит под определенным девизом, который может служить ее названием. Бывает, что выставка экспонатов становится экспозицией музея. Так случилось с Московским музеем кошек – посетителям так понравились работы, что родился музей. Это может произойти в школе, если выставка будет иметь социально значимую тему.

Выбор подходящего названия для выставки – дело серьезное, которое может определять ее периодичность на многие годы. Например, показательная экспозиция достижений учащихся может проходить весной в рамках профориентации. Название выбирают подходящее:

  • «Нести радость людям».
  • «Когда работа – хобби».
  • «Тепло деревянных вещей».
  • «Нитка и иголка».
  • «Керамика и я».

Тематические выставки могут иметь различные направления, и названия обязательно должны это отражать. Для многоплановых экспозиций, когда трудно установить стиль, подойдут названия общего характера. В этом случае потребуется разъяснение. Например:

  • «Наши таланты. Выставка работ учащихся».
  • «Любимый город. Авторские композиции о нашей малой родине».
  • «ЗОЖ – это стиль. Изделия ручной работы».

Гусевский хрусталь

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

Гусевский хрусталь

Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Гусевский хрусталь

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Каслинское литье

Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.

Каслинское литье

Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:

Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.

Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.

Каслинское литье

Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector