Что такое гончарное дело: обучение для начинающих

Материалы гончарного производства

Главный материал для гончарного производства — глина. Специальная горшечная разновидность считается оптимальной для изготовления сосудов, хотя вариантов состава глиняной массы может быть довольно много. Их делят на плотные (фарфор, бисквит, париян) и пористые (фаянс, терракота). В составе глины может быть кварц и гипс. Эти компоненты делают изделия более прочными.

Чаще всего готовые изделия, но есть после обжига, раскрашивают глазурью. Цели не только декоративные, но и практические: краска не даёт влаге проникать в изделие и разрушать его. Способов нанесения глазури несколько: муравление, посыпка, обливание или ручное раскрашивание.

Литература

  • Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
  • Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
  • История культуры Древней Руси / Греков Б. Д., Артамонов М. И.. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1951. — 483 с.
  • Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
  • Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
  • Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
  • Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — 477 с.
  • Терехова Н. Н., Розанова Л. С., Завьялов В. И., Толмачева М. М. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе. М., 1997.
  • Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
  • Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.

Секреты фирмы

Гончары тщательно оберегали тайну своего искусства. У каждого из них были заветные места, где они добывали глину разных сортов. Они назывались копанцы и пуще глаза оберегались от соседей-конкурентов.

Сначала эта профессия, как и многие другие, была семейной, и мастерство передавалось от отца к сыну, но затем это было признано неэффективным, ведь сыновья могли не желать заниматься тем же, чем и отец, или просто не иметь к этому таланта. Тогда мастера стали набирать себе учеников, которым он передавал все секреты своего искусства. Те постепенно становились подмастерьями, а затем и мастерами. Позже гончары начали объединяться в гильдии и артели.

Сейчас же любой желающий может попробовать себя в роли гончара. Во многих древних городах России на праздники проводятся специальные мастер-классы для взрослых и детей, где те могут на настоящем гончарном круге вылепить что-нибудь. Эти показательные выступления помогают людям не забывать о такой прекрасной, пережившей столетия, профессии, как гончар и его непростом и прекрасном ремесле.

Тайны древних украшений

Прекрасная половина человечества в услугах кузнецов нуждалась не меньше, чем воины. Всякая русская красавица хотела получить изысканное украшение, как, например, шейные гривны, тонкие кольца, серьги или перстни.

До нашего времени сохранились деревянные и каменные формы, на которые был нанесён рисунок будущего украшения. Кузнец выливал в форму расплавленный металл, после чего тот становился деталью гардероба древнерусских модниц. Чаще всего на украшениях изображались растения, птицы, мифические создания (грифоны, драконы).

Украшения из металла также изготавливались кузнецамиАндрей Шишкин «Девана», 2013 год

Отдельно хочу отметить две разновидности украшений, которые считались верхом мастерства кузнецов-ювелиров. Это – зернь и скань. Первое искусство представляло собой изготовление мелких серебряных зёрнышек (каждое из них соответствовало размеру зерну мака). Зернь украшала традиционные русские украшения, среди которых большой популярностью пользовались лунницы, выполненные в форме полумесяца.

Не менее впечатлило меня и изготовление скани. Делалась она из тончайших серебряных или золотых нитей, что аккуратно переплетались, превращаясь в тончайший узор-«паутинку». Такие изделия, конечно, ценились очень высоко.

Материалы гончарного производства

Выделка кирпича, фарфора и фаянса состоит из следующих работ: составления глиняной массы, её формования, просушки, обжигания и покрытия глазурью. Основным материалом для выделки гончарных изделий служит глина. Предпочтительно пользоваться «горшечной» глиной, обладающей должной вязкостью и таким температурным сопротивлением, которое отвечает назначению изделий. Хотя глина и обладает высокой степенью пластичности, в неё всегда добавляют другие материалы из-за быстрого и неравномерного сжатия при обжиге. Для самых простых изделий употребляются песок, зола, древесные опилки; для лучшего рода продуктов — шамот, то есть порошок от измельченных гончарных изделий или слабо обожжённой заранее глины. Хотя приготовленная из таких веществ масса очень удобна для выделки, сушки и обжига, но, так как она после обжига остается пористой и с трудом принимает глазурь, то к массе добавляют какое-либо вещество, делающее состав легкоплавким и твёрдым, не принимающим воду и хорошо покрываемым глазурью. Глина, употребляемая для выделки обыкновенных гончарных изделий, очень часто заключает в своем составе окислы железа, известь, щёлочи, гипс и подобные примеси, которые, могут иметь положительный эффект на спекаемость массы и прочность изделий; тем не менее, необходимо, чтобы смесь была однородна и не содержала крупных зёрен и частиц. Такая чистая глина редко встречается в природе, и её надо первоначально очистить и тогда уже смешать с другими веществами.

Для выделки обыкновенных гончарных изделий добытая глина оставляется на один или два года на воздухе или в воде, после чего мнётся в деревянных ящиках, а на фабриках — машинами, чем очищается от находящихся в ней камней. Вынутая из ящиков глина складывается в кучи, которые проволокой или ножами режутся на тонкие пластинки, ещё раз очищается от видимых примесей и снова складывается в ящики, в которых переминается вторично. Для высшего сорта изделий, особенно бесцветных, масса должна состоять из составных частей, особо хорошо и отдельно очищенных и затем перемешанных. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность. Для очистки глина разбивается на мелкие кусочки, которые обливаются водою и после суточного лежания сбрасываются в месильные машины. При вращении ножи машины разрезают куски глины, причём проходящая через камеру с глиной струя воды мелкие уносит с собой мелкие частицы в особый бассейн, а крупные остаются на дне ящика. В бассейне осаждаются грубые частицы глины, и затем жидкость пропускается во второй бассейн, где она окончательно отстаивается. Тёплая вода лучше разъединяет и скорее отмучивает глину, чем холодная.

Пропорция составных частей массы определяется в каждом случае и при определённых задачах производства опытом. Перемешивание веществ производится либо насухую, ножами, либо с помощью воды. Полученная таким образом масса ещё не вполне однородна и заключает в себе много воздушных пузырьков, для избавления от которых массу утрамбовывают ногами или специализированными машинами.

Художественная роспись

Древнерусские маляры и художники были настоящими профессионалами своего дела и славились своим мастерством далеко за пределами страны. Постижение искусства художественной росписи происходило в специальных школах, каждая из которых имела различную направленность и готовила ремесленников определенного типа.

Одним из популярных и востребованных направлений живописи того времени была гжель. Это ремесло основано на художественной росписи белых фарфоровых предметов синими красками. Одни ремесленники изготавливали из фарфора предметы кухонной утвари и игрушки, а затем другие раскрашивали их различными узорами и орнаментом. Особой популярностью пользовалась фарфоровая плитка, расписанная синими узорами.

Еще одним популярным типом росписи была жостовская живопись. Она представляла собой роспись различных предметов утвари, выкрашенных в черный цвет, расписанных узорами ярких цветов и покрытых специальным лаком, придающим предметам невероятный блеск. Первые предметы, выполненные в стиле этого ремесла, датируются серединой XVIII века. Стоит отметить, что этот вид ремесла был очень труден в освоении, а изготовление предметов происходило в несколько этапов и отнимало очень много времени.

Подопечные великого бога

Кузнецов уважали и даже побаивались, а со временем образ кузнеца стал воплощением мужества и силы. Покровителем этого ремесла выступал один из величайших славянских богов, Сварог. Считалось, что тот кузнец, кому свою «искру» передал бог, освоит мастерство во всех нюансах и даже сможет влиять с его помощью на людей. Каким же образом?

В народе ходили поверья, будто опытный кузнец может «сковать» две судьбы воедино. Возможно, это некий намёк на обручальные кольца или выкованные семейные амулеты. Всякий, кто видел работу кузнеца, не мог остаться равнодушным. Только представьте: под его умелыми руками железо становилось жидким, обретая ту форму, что задавал ему мастер. Быть может, так же кузнец мог управлять и судьбами?

Андрей Шишкин «Сварог — бог кузнечного дела», 2014 год

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Керамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Чайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких  художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих  мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

В искусстве пригодится все

Помимо круга в арсенале Ирины имеется ряд различных инструментов и приспособлений. Инструментами для формовки являются стеки, шаб­лоны, гончарные ножи, кронциркуль. Но, практически все в руках мастера превращается в инструменты для формовки и лепки. Шариковые ручки, отвертки, перьевые ручки, пуговицы, палочки, зубочистки, булавки, колесики и прочие, прочие предметы. Ирина достает ящик внушительных размеров, в котором и хранит свое «богатство». В нем даже буквы есть от пишущей машинки. В памяти всплывают строки из стихотворения Агнии Барто, – «Все, что Паша подобрал – он в карман пихает – если Паша погулял – дворник отдыхает».

ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО

Введение

Гончарный круг появился примерно в 3500 до н.э. Сначала он был применен в Месопотамии, позднее — в культурах Малой Азии и Египта. В следующем тысячелетии нововведение достигло Крита, а затем — Греции. В седьмом веке керамика достигла Италии. В Китае она, очевидно, использовалась в период династии Хана (1206 до. н. э. — 220 н. э.), а оттуда проникла в Корею и Японию.

Использование гончарного круга не только позволяло древним гончарам ускорить производство изделий, но и дало возможность экспериментировать с более пластичными видами глины, которые больше подходили для гончарного круга. В то же время это позволило варьировать формы, сохраняя при этом округлость.

Новичкам в гончарном деле лучше работать с простыми формами. Сначала кажется невозможным получить желаемые результаты на станке с вращающимся изделием. Только с практикой бесформенную массу глины можно превратить в полое симметричное изделие, в котором выпуклости или вогнутости, плоские и контурные поверхности образуют единое целое.

Технология гончарного производства обычно состоит из двух операций: формование керамического изделия и его обтачивание. Первая операция включает формование изделия из комка хорошо замешанной глины или другой керамической массы посредством установки ее на вращающийся с определенной скоростью круг. Зга первая операция может быть разделена на четыре этапа: центровка глиняной массы на шлифовальном круге; открытие комка; подъем стенок; формование изделия.

Обтачивание является продолжением предыдущего процесса, хотя не все керамические изделия нуждаются в этом. На первом этапе снимаются излишки глины или другой керамической массы, стенкам придается более равномерная толщина и завершается формование изделия. Для этой операции изделие должно быть высушено до кожетвердого состояния. Следующие этапы обработки — сушка и обжиг изделия.

Профессионалы используют методы, аналогичные здесь описанным, несмотря на то что технологии в искусстве керамики очень индивидуальны и существует множество основных процессов, используемых всеми гончарами.

Данная книга дает необходимые сведения и инструкции для начинающих гончаров в освоении этого древнего ремесла.

Изготовление керамики на круге может показаться обманчиво простым при наблюдении за работой опытного гончара. Но новички не должны пугаться трудностей, с которыми они вскоре столкнутся. Необходимое мастерство ручного труда составляет основу, и каждый может им овладеть; особых требований к процессу обработки нет, но следует методично овладевать навыками изготовления керамики

Самое важное — научиться правильно класть руки и пальцы на комок глины или другую сырьевую массу. Гончарное искусство требует большого терпения и спокойствия — качеств, существенных не только для приобретения достаточных навыков, чтобы освоенное ремесло доставляло удовольствие, но также для достижения личного художественного обогащения

С наилучшими пожеланиями,
Хоаким-Мануэль Чаварра Климент

Гончарное ремесло как дополнительный источник дохода

Вероятно, уже после первого прикосновения к глине вы поймете, что вы и гончарный круг — это история на долгие годы. Это дело может стать перспективным источником дополнительного дохода — сейчас, как никогда, ценится авторский подход и изделия, сделанные руками.

Вы можете открыть мастерскую, в которой будете создавать эксклюзивные предметы. Найти способ сбыта с развитием интернета стало очень просто. Заведите себе аккаунт в инстаграм, зарегистрируйтесь на интернет-площадках, на которых продают изделия своего труда люди, занимающиеся рукоделием. Если то, что вы делаете, действительно красиво и выполнено талантливо, то клиенты точно найдутся.

Кроме продажи готовых изделий вы можете попробовать себя в проведении мастер-классов на гончарном круге — их любят и дети, и взрослые. Достигнув определенного уровня в овладении этим ремеслом, вы можете даже открыть собственные курсы.

Лучше совмещать продажи и проведение мастер-классов, чтобы не было простоя в финансовом плане.

5. Нанесение глазури

Некоторые изделия Гончарного производства не покрываются поливою, например огнеупорные кирпичи, лещади, черепица, горшки, терракота и т. п., остальные же обыкновенно покрываются глазурью. Глазурование делается для того, чтобы глиняные изделия не напитывались жидкостью, которая в них содержится, или падающей, или же окружающей их влагою. Дешевые Гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою.

Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав поливы толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.

Третий способ состоит в обливании поливою, разведенною до густоты сливок. Этим способом покрываются изделия непористые, следовательно твердые, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличною от наружной.

Наконец, четвёртый способ заключается в погружении изделий фарфоровых и фаянсовых в глазурную массу. Bce изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Полива, растертая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы поливы осаждаются плотно на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают живописные рисунки металлическими красками, растертыми на скипидаре. Для укрепления таких красок нужно глазурь расплавить, а для этого изделия обжечь ещё в 3-й раз. Чтобы при этом краски не полиняли от действия огня, обжигание делают в особой камере, называемой муфелем.

Покраска – на любителя

Мастер предпочитает не красить свои изделия – «Много лет они вообще остаются необработанными – меня восхищает сама глина. Ее цвет и фактура. В зависимости от температуры обжига, сушки, метода лепки, лощения – цвет и поверхность – получаются различными. Не говоря уже о том, что в Крыму насчитывается более 5 цветов глины».
А вот кухонная утварь из глины не может без дополнительной обработки. Она проходит стадию молочения – это старинная технология обработки глины. Такое изделие во время обжига достается из печи, окунается в коровье молоко и ставится обратно, потом снова окунается и обжигается. Таким образом получается красивый коричневый цвет. Поверхность становится влагонепроницаемой и, в тоже время, проницаемой для газовой среды – изделие «дышит».
В современности для декорирования гончарных изделий используется гла­зурь (стекловидные покрытия), надглазурные и подглазурные краски, ангобы (глиняные крас­ки), люстры (покрытия на основе оксидов металлов). Но разве заменит какая-либо крас­ка натуральные покрытия?
Возможности глины безграничны. Невозможно сосчитать количество техник, в которых работают керамисты. Каждый мастер выбирает то, что удобнее и роднее ему – и практически не имеет конкурентов среди коллег.

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

Палехская лаковая миниатюра

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

Палехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Филигрань

Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

Шкатулка. Скань

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.

Казаковская филигрань. Шкатулка

Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

Ювелирные украшения

Производство ювелирных украшений занимает отдельную нишу в кузнеческом деле, поскольку для их изготовления ремесленники должны были обладать невероятным уровнем мастерства. Украшения на Руси были настолько великолепны, что современные ученые остаются в недоумении, как кузнецам того времени удавалось создавать настолько потрясающие ювелирные шедевры.

В Средние века в нашей стране пользовались большой популярностью различные амулеты и подвески, ожерелья, серьги и пряжи, отлитые из бронзы и изготовленные при помощи технологии зерни, которая подразумевала напаивание небольших шариков на металлическое основание. Другая техника, которая также получила широкое распространение, называется скань. В ее основе лежит напаивание различных узоров из тонкой проволоки на основание, промежутки между которыми закрашивались эмалью различных цветов.

Отдельного внимания заслуживает техника черни, поскольку изготовленные по ней украшения не только пользовались большой популярностью среди представителей знати, но и были востребованы в других странах. В основе таких украшений лежит металлическая пластина черного цвета, на которую наносились серебряные узоры.

Это интересно: Репрессии сталина, кратко идеологическая основа

Формовка изделий

Огнеупорные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи.

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают. Затем шликер заливают в просушенные формы, чаще рассчитанные на несколько заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. Для поддержания требуемого объёма в форму по мере надобности доливают шликер. После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации). После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь.

Плавильные тигли должны быть одного размера, поэтому для их производства также используется формовка. В XIX веке тигли для плавления стали приготовляются прессованием: отполированную чугунную форму набивают глиной, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля для уплотнения массы.

Фарфор

Русский фарфор не имеет единого культурного центра, с XVIII века он развивался в Малороссии, Прибалтике и России — в Дулёво, Конаково, Рыбинске, подмосковном Хотьково. Родоначальницей же принято считать Гжель, где в 1748 году, на основе гжельских глин, был открыт рецепт настоящего фарфора, который даже назвали «белым золотом». Фарфор отличается от фаянса большим количеством коалина в его составе, что делает фарфор звонким, как хрусталь, и способным пропускать свет.

Русский фарфор переживал ни одну смену мод и стилей, от классицизма до русско-византийской росписи, от исторических и батальных сцен до жанровых и пасторальных сюжетов.

В Российской империи существовало огромное количество как государственных, так и частных фарфоровых заводов, а также независимых артелей — некоторые из них продолжают традиции и по сей день. Так, в современной России крупными производителями фарфора, наследниками секретов дореволюционного мастерства  являются Гжельский фарфоровый завод в селе Речицы, Дулевский завод в Московской области, и Дмитровский в поселке Вербилки.

Гжель

Гжельская керамика знаменита во всём мире, а гжельский фарфор конкурирует даже с немецким фарфором из Майсена. Посуду и игрушки в узнаваемой сине-белой цветочной росписи можно встретить в Европе, Америке и Азии, и гжель — такой же символ России, как матрёшка или гусли.

Поначалу гжельские мастера расписывали свои работы жёлтыми, зелёными, синими и фиолетово-коричневыми красками, но со временем её отличительной особенностью стали тёмно-синие цветочные узоры на белом фоне, и в гжельской росписи сегодня существует более 20 оттенков синего цвета.

В старину гончары работали всей семьёй. Мужики со старшими сыновьями сами искали и добывали глину, затем замешивали её и на гончарном круге создавали посуду для продажи, а из остатков глины — игрушки. Младшие сыновья, подмастерья, обливали готовые вещи глазурью, а дочки раскрашивали её тонкими перьями. Затем полученные изделия обжигались в печи-горне. Свои ремесленные секреты все ремесленные семьи скрывали друг от друга, передавая их по наследству.

Сегодня этот процесс выглядит иначе. Художники-дизайнеры создают на бумаге эскизы, по которым модельщики вытачивают гипсовые модели. Затем эти модели заливаются жидкой фарфоровой массой, которая, затвердевает, обретает формы будущего изделия. Следом заготовка переходит к оправщику, который полирует её и приклеивает недостающие мелкие детали — носики, ручки, подставки, лепные украшения. После обжига живописец вручную расписывает посуду окисью кобальта, и каждое изделие по узору неповторимо, даже если все рисунки сделаны по одному эскизу. Затем его покрывают глазурью, сохраняющей рисунок и придающий гжельским изделиям узнаваемый блеск. Затем уже происходит финальный обжиг, в огромной печи размером с дом.

Жбанниковская свистулька

В лесистых верховьях Узолы лежат деревни Жбанниковор, Прокурино, Роймино и другие, где издавна занимались лепкой игрушечных коньков, птичек и барашков. Точное время происхождения промысла неизвестно, возможно даже в начале XX века. В числе первых мастеров-дудошников называют Макара Андреевича Белова (деревня Роймино, умер примерно 90 лет назад) и Василия Ефимовича Дудкина, который работал в соседней деревне Язвицы ещё до революции. В конце 1920-х годов Трифон Потатуев и Степан Сироткин лепили свистульки — солдат на конях.

В начале 1930-х годов становится известным мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912–1941). Он придумывает новые фигурки, например необыкновенных коней. В одном из них (хранится в музее народной игрушки в Москве) ещё сохранена композиция обычной свистульки, но изящный изгиб крутой шеи и маленькая головка создают новый силуэт. Другой (из Загорского музея) является уже вполне самостоятельной скульптурой. Этот сказочный конь, пожалуй, лучшая работа Потатуева. В ряде работ мастер обращался к более сложным, чем в обычных свистульках, расчленённым формам. Таков, в частности, «Петух» из Музея игрушки.

О стремлении Потатуева перейти к реальным сюжетам говорят сделанные им фигурки: человек, играющий с собакой, рыболов с рыбой, всадник, стреляющий из ружья и т.п. (хранятся в Музее игрушки). Мастер соединяет традиционные конусообразные формы свистульки с фигурой человека или создаёт самостоятельные фигурки, ещё не совершенные по лепке.

В конце 1930-х годов Потатуев вытянул на гончарном круге две большие (около 30 см высотой) скульптуры, добавив к ним лепные детали. Это были фигуры солдата и няньки с младенцем, напоминающие традиционные деревянные игрушки. Интерес к игрушечнику, проявленный московскими музеями в 1930-е годы, был для него стимулом к работе. В инвентарной книге Музея народного искусства есть запись о том, что некоторые игрушки изготовлены Л. Потатуевым летом 1934 года. Только по специальному заказу деревенский мастер мог взяться в хлопотное летнее время за лепку игрушек. Обычно кустарь не заинтересован в этой работе из-за малого дохода. Но как только исследователь проявляет интерес к его искусству, обеспечивает ему сбыт при условии качества изделий, деревенский скульптор начинает работать творчески. И на свет появляются целые серии затейливых и радужных свистулек.

Ещё одна известная мастерица — Прасковья Степановна Тимофеева (1925–2009). Её игрушки выгодно отличаются от обычных большей пластичностью и разнообразием. Она родилась в деревне Жбанниково, в семье известного мастера свистулечника Степана Григорьевича Сироткина. В 60-е годы Прасковья Степановна жила и работала в деревне Рыжухино, а позднее переехала в Первомайский посёлок. Дети Прасковьи Степановны пошли по её стопам: сыновья Евгений (в Балахне) и Константин (в Заволжье), дочь Анна (в Нижнем Новгороде).

2003 год

Список литературы

1. Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. ОГИЗ. 1933.

2. Народные мастера. Традиции школы. В. 1. / Под редакцией М.А. Некрасовой. М., 1985.

3. Рогов А. Чёрная роза.v М., 1986.

4. Русская игрушка: из коллекции художественно-педагогического музея игрушки. М., 1987.

5. Якубовская М. Игрушка Горьковского края. ОГИЗ. 1934.

6. Черток М. Повесть о глине. М. 1968.

7. Вахто М. «Горшки не боги обжигают» / «Городецкий вестник». 1996 г. 2 апреля.

8. Вахто М. «Народный мастер с улицы Народной» / «Городецкий вестник». 1998 г. 5 февраля.

9. Михайлова Н. «Заветное слово мастерицы» / «Городецкий вестник». 1998 г. 20 января.

10. Гуляев В. Жбанниковские игрушки (источник неизвестен).

Нанесение глазури

Некоторые изделия гончарного производства не покрываются глазурью, например огнеупорные кирпичи, черепица, горшки, терракота. Глазурование делается для того, чтобы глиняные изделия не напитывались жидкостью, которая в них содержится, или падающей, или же окружающей их влагой. (Этой же цели служит также молочение (молочный обжиг) — один из древних способов обработки керамики для придания ей водонепроницаемости и красивого вида).

Дешевые гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравой.

Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав глазури толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.

Третий способ состоит в обливании глазурью, разведенной до густоты сливок. Этим способом покрываются твёрдые изделия, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличной от наружной.

Четвёртый способ заключается в погружении фарфоровых и фаянсовых изделий в глазурную массу. Все изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Глазурь, растёртая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы осаждаются на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают рисунки, в этом случае обжиг осуществляется в муфеле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector