Отличительные особенности жостовских подносов, как отличить подделку

Мотивы Жостова

Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.

Основными мотивами жостовской росписи являются:

  1. Букеты из садовых и луговых цветов.
  2. Растительные мотивы.
  3. Цветочные орнаменты.
  4. Вазоны.
  5. Гирлянды.
  6. Сценки народных гуляний.
  7. Пейзажи.
  8. Натюрморты.
  9. Сценки народного быта.
  10. Сценки народных свадеб.
  11. Сценки с чаепитием.

Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.

Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.

Художественная роспись жостовских подносов

Жостовские мастера выполняют роспись специальными беличьими кисточками и масляными красками, разведенными скипидаром и льняным маслом. Каждый художник одновременно работает над несколькими произведениями. Для выведения орнамента используется белая краска с лаком (гульфарба), присыпаемая порошком из алюминия, либо так называемое твореное золото – разведенный в скипидаре или прозрачном лаке золотой порошок.

Жостовская роспись выполняется в два этапа: замалевка и выправка. На этапе замалевки художник широкой кистью прорисовывает основной силуэт композиции на рабочей поверхности подноса. Для ее выполнения используются разбавленные (разбеленные) краски. Затем поднос с нанесенной замалевкой просушивается в течение 12 часов в сушильных шкафах.

После этого мастер приступает к выправке и прорисовывает светлые места, накладывает цветные тени и прописывает блики, которые придают объем композиции. Тычинки цветков и прожилки листочков вырисовываются тонкими линиями. Крупные элементы жостовской росписи, такие как большие цветы, связывают с более мелкими стеблями, травинками и другими частями композиции. Самым последним наносят орнамент на борта.

Законченную работу трижды полируют бесцветным лаком и просушивают в печах, после чего вручную отполировывают поверхность до зеркального блеска.

Мастер-класс росписи подноса

Любой мастер-класс, отвечающий на вопрос, как рисовать поэтапно жостовскую роспись, показывает многослойность выполняемой работы. От одного этапа мастер плавно переходит к другому, и алгоритм этих переходов позволяет создать изображение, которое будто светится изнутри.

Жостовская роспись – как рисовать поднос поэтапно:

Замалевка. Так называется первый слой будущего изображения. Обычно художник приступает к нему в конце рабочего дня. Разбеленной краской мастер раскидывает по цветной поверхности пятна цветов, бутонов и листьев. Из этих пятен постепенно намечается композиционное решение. Каждое пятно должно быть на своем месте – вписываться в форму подноса и, конечно, роднится с замыслом автора.

Тенежка. На этом этапе начинается работа с прозрачной лессировочной краской. Она нужна для прорисовки темных частей листьев и цветов. Изображение обретает точность и глубину.

Прокладка. Далее мастер берет уже плотную и непрозрачную краску, которой он выделяет светлые места. На этом этапе местами начинают появляться детали, формы цветов, бутонов, листочков и лепестков. Во время такой прорисовки начинаешь понимать, почему букет создаст впечатление светящегося изнутри изображения.

Бликовка. Она наиболее полно показывает почерк мастера. У одного художника она будет широкой и мягкой, у другого – мелкой и дробной. Бликовку можно сравнить с музыкальным ритмом. У кого-то в букете ощутим медленный, неспешный распев, где-то же заметной становится зажигательная пляска. Музыкальность подносов – это отличительная черта росписи.

Чертежка. На данном этапе художник прочерчивает светлые контуры цветочных краев, бутонов, листьев, лепестков. Например, есть у мастеров такое понятие «сделать семенца» — то есть прописать тычинки и пестики.

Привязка. Так называют легкую, плетущую особый ажур травку, заполняющую пустоты между компонентами росписи. Она является связующим звеном всю композицию. И это тоже авторская интерпретация рисования: кто-то делает привязку обильной, тщательно прорабатывает этот этап, даже делает на нем акцент

Другой же мастер не любит приковывать внимание к привязке, оставляет ее минимальной. Есть художники, которые следят за яркостью привязки, а есть те, кто вписывает ее в фон, делает очень деликатной.

На этом этапе роспись завершается. Художник отдает работу орнаменталисту, который поставит финальную точку в оформлении подноса. Если не включать в работу хотя бы один этап, традиционность жостовского изображения будет нарушена.

О том, где появился жестовский поднос и как развивался промысел, читайте в нашей статье: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».

В детских работах некоторые этапы могут исключаться или имитироваться, процесс заметно упрощается. Но если вы хотите всерьез научиться жостовской росписи, рисовать эти светящиеся розы и ажурные стебельки, великолепные букеты, по-своему мелодичные и даже музыкально выразительные, придется оттренировать каждый этап.

Точных мазков и художественного наслаждения!

Особенности росписи

Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.

Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.

Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:

  • розы;
  • астры;
  • маки;
  • георгины.

На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.

Выделяют несколько вариантов расположения букета:

В центре. Это техника называется собранным букетом.

По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.

Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.

Подготовительные работы

Порядок прост: сначала нужно накапливать визуальный опыт. Просмотрите десятки примеров работ, оцените рисунки с точки зрения последующего воспроизведения. Определите, как художник выстраивает композицию, как раскрывается картинка, что объединяет работы. Чем больше образцов вы внимательно изучите, тем более точным будет представление о предстоящей работе.

Важно не только изучить каждый этап росписи, но и натренировать руку в изображении основных узоров и элементов

Если цель изучить жостовские подносы – поэтапное рисование для детей, нужно показать образцы ребятам, проговорить с ними отличительные черты расписных изделий. Дети, как правило, используют беличьи кисти, гуашь, заготовки в виде подносов из бумаги, которые им и предстоит расписывать. Такие заготовки обычно уже имеют цветной фон.

Но и для взрослых такая подготовительная работа тоже полезна: прорисовать не одну бумажную заготовку, чтобы на бумаге отточить умение. Чтобы роза раскрывалась, ее нужно прорисовать не один раз. Чтобы запомнить все этапы росписи жостовских подносов, каждый из них нужно проработать как тренажер: нарисовать несколько замалевков, поработать с тенежкой и бликовкой.

В данном видео наглядно показано выполнение основных элементов и простых узоров жостовской росписи.

Особенности росписи

Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.

Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.

Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:

  • розы;
  • астры;
  • маки;
  • георгины.

На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.

Выделяют несколько вариантов расположения букета:

В центре. Это техника называется собранным букетом.

По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.

Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.

Техника выполнения рисунка

Элементы жостовской росписи – это и поэтапный разбор изображения. Как осуществляется само рисование, как выписывать те или иные составляющие рисунка, с чего начинать и чем заканчивать, все это интересно и для тех, кто изучается жостовский промысел теоретически, и для тех, кто практически хочет освоить традицию.

Грунтовка

На этом этапе изделие следует обработать специальным шпаклевочным материалом. Далее загрунтованный поднос шлифуют. В этом время мастер подбирает фон, на котором и будет выстраивать основной рисунок. Этот фон в дальнейшем изменить нельзя. На этом этапе композиция уже должна быть продумана, чтобы цветовая гармония была соблюдена.

Замалевок

Так называют основу орнамента. Мастер пользуется разбавленной краской и формирует силуэты будущих элементов. С одной стороны этот момент подготовительный, с другой – он и является определяющим в работе. Если выполнить замалевок с ошибками, нарушится композиция, расположение элементов, гармония. Импровизация на этом этапе фактически исключается.

Тенежка

Как только замалевок просох, лессировочными красками на работу накладываются тени. Именно такой «хитрый» прием делает букет глубоким по тону. Работает мастер сильными и сочными мазками. Пользуется в это время художник плоской широкой кистью.

Применяются следующие лессировочные краски: синяя (ультрамарин либо берлинская лазурь), красная (краплак), зеленая (зелень изумрудная).

Для чего нужна тенежка? Жостовская роспись, цветы который, как уже отмечалось, словно светятся изнутри, таким образом усиливает звучание цвета.

Прокладка

Этот этап очень ответственен. Именно прокладочный слой помогает букету выглядеть максимально реалистично. А, как мы уже говорили, жостовская роспись, узоры и мотивы этого направления, выгодно отличаются от других промыслов именно таким высокопрофессиональным изображением элементов.

Художник во время прокладки будто уточняет детали, не забывая высветливать отдельные фрагменты. Здесь же мастер может задать тон контраста, здесь же он может выровнять композицию с помощью красивых, уравновешивающих переходов.

Бликовка

Свет и объем – вот ради чего организован этот этап. На букет попадают солнечные лучи, зритель их не видит, но сияние цветочной композиции не оставляет сомнений в том, что солнце действительно осветило прекрасный букет. Наложение бликов – финальный этап лепки форм. Здесь же происходит белильная разделка цветов, листьев и бутонов.

Чертежка


На этапе чертежки рисунок приобретает реалистичность

Этап этот очень интересный. Мастер берет в руку тонкую кисть, прорисовывает ею мельчайшие элементы. Задача художника – придать элементу реалистичность. Так, в налитых ягодках возникают маленькие семена, в цветочных чашках можно заметить тычинки и пестики. Траву и листья чертежка делает более объемными. Мастер отлично владеет кружевными дополнениями, выполняет сложные акценты.

Без таких действий рисунок не будет завершенным, хотя, конечно, работа эта филигранная, начинающему художнику она не покажется легкой. Можно услышать даже такое определение чертежки, как выведение музыкальных линий.

Привязка

А теперь композицию предстоит пошагово вживить в фон. Например, вы взялись за жостовскую роспись на белом фоне. Просто взять и выписать букет – уже много, но если недостаточно, чтобы фон и букет стали одним целом, начали восприниматься органично. Потому мастер прорисовывает усики, различные витиеватости, делающие полотно более объемным.

После этого художник берется за «уборку». Так называют контур, оформление бортов подноса. Это могут быть геометрические линии, цветочные венки и растительные узоры. Вы можете сделать как скромную, едва приметную окантовку, так и богатый контур, не уступающий в выразительности основному рисунку.

Виды рисунков и узоров

В XXI веке строгой канонизации, когда фон должен быть четко черным и никаким более, уже не соблюдают. Серебристый, красный и малахитовый фоновые цвета уже не являются чем-то неожиданным относительно жостовских подносов. А вот цветы так и остаются основным рисунком промысла. Такую тематику жостовцы взяли у уральских мастеров, которые тоже художественно осмысливали красоту полевых и садовых цветов.

Расписные подносы в жостовском стиле имеют множество узнаваемых нюансов.

  • Центр композиции с крупными растениями, да еще с такой рисовкой, словно цветок растет из середины подноса. По краям – цветочки помельче.
  • Основной принт – цветочный букет или цветочный венок, обязательны и флористические орнаменты, различающиеся по сложности.
  • Выбор цветов согласно личному решению автора. Каждый художник изображал на подносе те цветы, что нравились ему самому.
  • Современное расширение тем и узоров. Сегодняшние мастера жостовской росписи рисуют натюрморты, птиц, животных, пейзажи и различные тематические изображения.

Творчество – живой процесс. Современные мастера, продолжающие и прославляющие именитое направление, находятся в поиске новых идей (форм, узоров, цветов). Это не противоречит канонам, но развивает жостовскую роспись, отчасти встраивает ее в актуальные творческие запросы, ни в коем случае не обезличивая, не лишая индивидуальности.

Но подделку от подлинника отличить можно.

  1. На настоящем изделии обязательно стоит штамп-логотип мастерской, его произведшей.
  2. Подносы-подделки могут иметь острые края, а вот истинные мастера никогда не допустят такого недостатка – края точно будут завальцованными. Обработка края необходима не только с художественной точки зрения, но и для того, чтобы поднос обрел прочность.
  3. Настоящий поднос довольно толстый: он и должен быть таким, дабы удержать самовар и посуду, которая подается вместе с ним. Если же вы поставили на поднос что-то тяжелое, а он прогнулся – это не подлинное жостовское изделие.
  4. Настоящий поднос имеет зеркальную поверхность. Его неоднократно грунтуют, каждый слой обязательно шлифуется. И лак на поверхность накладывают как минимум в два слоя, каждый из них полируется. Можно сказать, что в жостовском подносе все отражается словно в зеркале. А если такового не случается, значит, этап лакирования пропущен, что может быть только у подделки.
  5. Идеальная техника. У настоящих мастеров не может быть кривых линий, тусклых цветов, нечеткой прорисовки. Это недопустимо, все должно соответствовать стандарту, традициям.

По этой причине слишком дешевое изделие априори не может быть жостовским подносом. Такая многоэтапная кропотливая работа с четко выверенным контролем качества стоит недешево, но и прослужит поднос многие годы.

Особенности жостовской росписи

Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое – названия деревень, которые стали прародителями одного из самых узнаваемых русских промыслов. Когда-то, около двух столетий назад здесь появились мастерские, в которых местные умельцы делали лакированные изделия из папье-маше. А Филипп Вишняков, бывший крепостной графа Шереметьева, создал свою мастерскую, где место шкатулок и других популярных изделий заняли подносы.

Изображения на подносах поражают реалистичностью

Со временем папье-маше заменило железо, и до сих пор железные подносы становятся главным продуктом жостовского производства. В основе направления – цветочный букет, рисовать который нужно по особой технике. Кажется, что реалистичность нарисованного объекта достигла небывалых для народного искусства вершин. Живая форма цветков и плодов отлично уживается с декоративной обобщенностью, роднится с кистевой росписью сундуков, туесов и прялок.

Мотивы Жостова

Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.

Основными мотивами жостовской росписи являются:

  1. Букеты из садовых и луговых цветов.
  2. Растительные мотивы.
  3. Цветочные орнаменты.
  4. Вазоны.
  5. Гирлянды.
  6. Сценки народных гуляний.
  7. Пейзажи.
  8. Натюрморты.
  9. Сценки народного быта.
  10. Сценки народных свадеб.
  11. Сценки с чаепитием.

Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.

Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.

Цвета в росписи

Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.

Для фона

Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.


Фон подноса имеет цвет «слоновая кость»

Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.

Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.

Для основного изображения

Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.

Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.

Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.

Территория развития

Жостовская роспись получила свое названия от места происхождения и производства. Металлические подносы, расписанные цветочными композициями, возникли в Подмосковье. Их родиной стала деревня Жостово под Мытищами.

Предшественниками жостовской росписи были росписи на подносах, возникшие в середине XVIII века на Урале, неподалеку от места расположения знаменитых заводов Демидовых. Лишь в первой четверти XIX столетия бывшие крепостные крестьяне, выкупившиеся из зависимости братья Вишняковы, скопившие небольшой капитал, открыли свою мастерскую в деревне Жостово. А чуть позже промысел стал развиваться и в других подмосковных селениях. Постепенно Жостовская мастерская стала ведущей в промысле.

Вишняковы были художниками-миниатюристами, а потому расписывали не только подносы, но и шкатулки, портсигары, чайницы, альбомы и другие бытовые предметы. Товар Осип Вишняков ходил продавать в Москву и постепенно скопил денег, на которые смог снять лавку на Цветном бульваре. Особый спрос на подносы Вишняковых возник с распространением в России традиций чаепития. Их использовали как поддоны под самовары.

В начале XX века интерес к народным промыслам упал, и поэтому в конце 30-х годов разрозненным артелям в соседствующих селениях и в Жостово пришлось объединиться. В результате была открыта целая фабрика по декоративной росписи металлических подносов — «Металлоподнос». А с 1960 года свет увидела Жостовская фабрика декоративной росписи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector