Техника и виды батика для начинающих

Мастер-класс по изготовлению холодного батика

Новичкам лучше попробовать сначала технику холодного батика, потому что она легче и быстрее выполняется. Если контурный резерв для такой техники используется на бензиновой основе, то рабочее помещение должно хорошо проветриваться.

Последовательность выполнения рисунка на ткани техникой батик своими руками:

  1. Ткань отрезать нужного размера, промыть в воде и натянуть на подрамник влажную, чтобы она при высыхании получилась хорошо натянутой.
  2. Выбрать подходящий рисунок, нанести его на бумагу.
  3. Нанести рисунок на ткань. Это можно сделать с помощью копировальной бумаги. Существует еще один удобный способ. Для этого изготавливают деревянный каркас, на который сверху накладывают прозрачное стекло, а внутри размещают подсветку. Бумагу с рисунком закрепляют с обратной стороны ткани, накладывают подрамник на стекло и переводят просвечивающий рисунок на ткань карандашом или исчезающим маркером.
  4. В стеклянную трубку набрать резервирующий состав (или использовать готовый контур со специальной насадкой). Обвести весь рисунок контурным веществом, чтобы все линии получались замкнутыми, во избежание растекания краски на другие участки.
  5. Подготовить красящие составы нужных цветов, каждый из которых разбавить по несколько разных оттенков.
  6. Мягкой кистью нанести краски на ткань, начиная от самых светлых оттенков, с постепенным переходом к темным.
  7. После выполнения работы кисти и трубки надо сразу промывать, чтобы из-за засохших составов они не пришли в негодность.
  8. Через сутки ткань с готовым батиком снять с подрамника, прокипятить или пропарить, прополоскать в воде с добавлением уксуса, отжать и прогладить утюгом.

Для этого создаются мастер-классы по технике батик любой сложности.

Роспись платка

Рассмотрим мастер-класс по созданию модного аксессуара с цветами своими руками. При выполнении техники безопасности и инструкции по шагам, возможно, получится не только новая красивая вещь, но и новый художник по шелку.

Статья по теме: Плетение корзин из лозы для начинающих: как плести своими руками с видеоуроками

Для начала приготовьте такие материалы по списку:

  • шелковый отрезок;
  • краски, предназначенные для шелка;
  • кисти щетинные, синтетические и натуральные;
  • подрамник из деревянных брусков;
  • воск или свечи;
  • старые емкости эмалированные и жестяные;
  • канцелярские гвозди с широкими шляпками;
  • газетная макулатура;
  • шаблон, картинки;
  • очищенная или дистиллированная вода.

Шаг 1. Ткань нужно простирать в горячей воде, даже если она новая. Нужно смывать все нежелательные химические соединения, которые могут остаться от производства, так как химические краски могут реагировать и испортить цвет. Не высушенную ткань натягиваем на подрамник с помощью кнопок, сначала за углы, затем за середины сторон, и так далее, пока наш платок не будет натянут как барабанная поверхность.

Шаг 2. После высыхания подкладываем под низ эскиз. Тонкое полотно шелка почти прозрачное. На хлопке рисунок можно нанести фантомный маркером или мягким карандашом. Опытные мастера могут навести чантингом свободный рисунок.

Шаг 3. Растапливаем воск на водяной бане. Закидываем кусочки в жестяную баночку, помещаем в кастрюле с небольшим количеством воды, ставим на огонь, также в баночку с воском разогреваем щетинные кисти.

Шаг 4. Начинаем «рисовать» на сухой ткани. Воск наносим на предполагаемые самые светлые места и разбрызгиваем кистями. Слегка намочив ткань водой, берем краски самых светлых тонов или очень разбавленными цветами дистиллированной водой. Теперь даем высохнуть.

Шаг 4. Добавляем еще линий из воска и еще брызг, снова покрываем красками, но уже по тону темнее. Проделывайте эти манипуляции до последних штрихов.

Шаг 5. По завершению окрашивания, снимаем ткань с подрамника. Теперь нам нужно снять воск сначала механическим способом, отшелушить его вручную. Затем берем кипу газет и начинаем выпаривать утюгом между бумагой оставшийся воск, пока газеты не станут чистыми.

Статья по теме: Трикотажный шов в вязании спицами: закрытие петель с фото и видео

Особенности творчества

Прежде чем начинать расписывать шелковые платки в технике горячий батик, вам стоит получше узнать о происхождении и тонкостях этого рукоделия. Именно эта разновидность изначально применялась, чтобы создавать красивые рисунки на ткани.

Особенности горячего батика заключаются в следующем:

в состав резервирующего вещества с древних времен входит воск — он лучше остальных ингредиентов покрывает ткань, предотвращая растекание красочного пятна по ней;

поскольку воск находится в жидком состоянии только при определенной температуре, резерв нужно постоянно подогревать. Отсюда и название техники — «горячая»

Соблюдайте технику безопасности во время работы — по неосторожности легко получить ожог

Кроме того, расписывая шелковые платки подобным образом, мастера рисуют резервом не только контур, который позже будут заполнять цветом, как раскраску. Иногда воском покрывают отдельные участки полотна разных размеров — к примеру, если нужно оставить отдельные детали рисунка светлыми, а остальное пространство закрасить темным.

Если вы хотите заниматься горячим батиком, вам понадобится больше приспособлений, чем для холодного батика:

емкость для плавления воска — существуют специальные кружки с двойным дном, у которых верхнее постоянно прогревается, но вы можете использовать обыкновенные кастрюльки разного размера для водяной бани;

батик-штифт — приспособление с небольшой емкостью внутри и тонкой иглой с отверстием, позволяющее набирать небольшое количество воска, при этом постоянно нагревая его внутри, и рисовать им линии разной толщины;

чантинг — приспособление, похожее на стеклянную палочку для холодного батика, но более устойчивое к высоким температурам.

И все это — не считая привычных художественных кисточек с натуральным ворсом, трафаретов, штампов, щеточек, печатей, леек.

Роспись платка

Рассмотрим мастер-класс по созданию модного аксессуара с цветами своими руками. При выполнении техники безопасности и инструкции по шагам, возможно, получится не только новая красивая вещь, но и новый художник по шелку.

Статья по теме: Бисероплетение: схемы колье и ожерелий для начинающих с фото и видео

Для начала приготовьте такие материалы по списку:

  • шелковый отрезок;
  • краски, предназначенные для шелка;
  • кисти щетинные, синтетические и натуральные;
  • подрамник из деревянных брусков;
  • воск или свечи;
  • старые емкости эмалированные и жестяные;
  • канцелярские гвозди с широкими шляпками;
  • газетная макулатура;
  • шаблон, картинки;
  • очищенная или дистиллированная вода.

Шаг 1. Ткань нужно простирать в горячей воде, даже если она новая. Нужно смывать все нежелательные химические соединения, которые могут остаться от производства, так как химические краски могут реагировать и испортить цвет. Не высушенную ткань натягиваем на подрамник с помощью кнопок, сначала за углы, затем за середины сторон, и так далее, пока наш платок не будет натянут как барабанная поверхность.

Шаг 2. После высыхания подкладываем под низ эскиз. Тонкое полотно шелка почти прозрачное. На хлопке рисунок можно нанести фантомный маркером или мягким карандашом. Опытные мастера могут навести чантингом свободный рисунок.

Шаг 3. Растапливаем воск на водяной бане. Закидываем кусочки в жестяную баночку, помещаем в кастрюле с небольшим количеством воды, ставим на огонь, также в баночку с воском разогреваем щетинные кисти.

Шаг 4. Начинаем «рисовать» на сухой ткани. Воск наносим на предполагаемые самые светлые места и разбрызгиваем кистями. Слегка намочив ткань водой, берем краски самых светлых тонов или очень разбавленными цветами дистиллированной водой. Теперь даем высохнуть.

Шаг 4. Добавляем еще линий из воска и еще брызг, снова покрываем красками, но уже по тону темнее. Проделывайте эти манипуляции до последних штрихов.

Шаг 5. По завершению окрашивания, снимаем ткань с подрамника. Теперь нам нужно снять воск сначала механическим способом, отшелушить его вручную. Затем берем кипу газет и начинаем выпаривать утюгом между бумагой оставшийся воск, пока газеты не станут чистыми.

Статья по теме: Бумажные куклы с одеждой для вырезания

Экспериментальный батик

Экспериментальный батик бывает пяти типов:

  • Роспись валиками расплавленным воском.
  • Штамп расплавленным воском.
  • Поливка расплавленным воском.
  • Шибори, планги, бандан или узелковая техника росписи ткани. Зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом — это способ механического резервирования тканей.
  • Аэрография — представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя различные трафареты-лекала, а также подручный материал: растения, кружева, пуговицы, бусы и т.д.

Инструменты и вспомогательный состав

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Мастер-класс

  • Вымачиваем ткань в растворе соды.
  • После того как ткань высохнет, натягиваем ее на раму.
  • Разводим синюю краску в двух емкостях: в одной — посветлее (светло-голубой, почти прозрачный), в другой — потемнее (голубой, но немного интенсивнее).
  • Смачиваем ткань водой из пульверизатора и рисуем на ней разводы этими красками.
  • Даем ткани полностью высохнуть.
  • Так как мы будем рисовать в технике «горячий батик» цветы, изображаем на высохшем платке ирисы с длинными листьями.
  • Фон резервируем с помощью воска.
  • Когда воск высохнет, погружаем платок в раствор розовой краски (должны окраситься цветы ириса).
  • Даем работе высохнуть.
  • Покрываем части цветов, которые должны остаться розовыми, воском.
  • Когда воск высох, окунаем платок в слабый раствор зеленой краски.
  • После высыхания краски покрываем части листьев, которые должны остаться светлыми, воском.
  • Когда воск высохнет, кистью закрашиваем части листьев, не покрытые резервом
  • Закрашиваем лепестки ирисов, не покрытых резервом, слаборазведенной синей краской (цвет должен остаться достаточно темным).
  • Закрашиваем ярко-желтой краской пестики цветков.
  • Даем платку высохнуть.
  • С помощью утюга и газет удаляем с изделия воск.
  • Закрепляем краску согласно инструкции (зависит от фирмы-производителя).
  • Промываем изделие сначало в теплой, а затем в холодной воде.

Вот вы и сделали модный дизайнерский платок в технике «батик горячий».

Ход работы

  • Кусок ткани, который вы собрались расписывать, с помощью кнопок, степлера и т. п. в натянутом виде прикрепляется к раме.
  • Затем специальным карандашом или ручкой наносится рисунок, который вы хотите видеть на вашем полотне.
  • Поверх карандашного наброска наносится резервирующий контур, причем он не должен иметь разрывов. В противном случае краска вылезет за пределы рисунка, и ваша работа будет безнадежно испорчена.
  • Ткань оставляют до высыхания резерва.
  • Кисточками, губками, распылителями раскрашивают рисунок и фон полотна.
  • Когда работа закончена, ее обрабатывают так, как требует того производитель красок. Это нужно для закрепления рисунка. Затем изделие промывают теплой и холодной водой.

История магического ремесла

Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.

Вам это будет интересно Пошив своими силами и выкройки интересных шорт

Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.


Расписанная ткань

В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.


Представители племени, которые практиковали ремесло

Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.

К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.

Техника горячего батика

Для работы нам понадобится:

  • краски для батика,
  • кисточка для краски,
  • воск,
  • парафин,
  • кисточка для воска,
  • металлическая баночка для воска,
  • миска металлическая с водой для водяной бани,
  • фоторамка А4,
  • шелк или шифон,
  • зажимы для бумаг,
  • рисунок распечатанный или нарисованный,
  • простой карандаш,
  • утюг.

Фоторамку мы будем использовать как подрамник. Шелк вырезаем на 1 см шире, чем подрамник. Шелк можно заменить шифоном, так получится дешевле, а на результат это никак не повлияет. В данном случае мы возьмем в работу обычный шифон, который можно купить в любом магазине ткани. Шифон утюжим.

Фоторамку переворачиваем обратной стороной и натягиваем на нее шифон. Закрепляем шифон при помощи зажимов для бумаг, если зажимов нет, то их можно заменить на кнопки-гвоздики.

Рисунок подкалываем иголочками к шифону.

Переносим рисунок на ткань простым карандашом.

Вытаскиваем иголочки и убираем рисунок, он нам больше не понадобится. Так как на рисунке у нас имеется белый элемент – солнце, то его мы покрываем воском. Воск можно использовать от обычной свечи. Кладем его в емкость для расплавки (лучше использовать обычную баночку из-под консервов), добавляем такое же количество парафина и ставим на водяную баню. Как только воск расплавится, уменьшаем огонь. Кисточкой покрываем солнышко и оставляем до полного застывания воска.

Как только воск застынет, берем широкую кисточку, смачиваем в воде и обильно промазываем шифон.

Мазками покрываем все полотно, чередуя краски от светлого к темному, имитируя закат.

Отставляем, пока не высохнет.

Когда краска подсохнет, еще раз покрываем краской, изображая закатное солнце. Так фон будет более ярким.

После того, как краска полностью высохнет, опять растапливаем воск и начинаем заполнять элементы, которые не будут закрашиваться следующим этапом краски.

Хорошенько покрываем воском, не оставляя пробелов.

Должно получиться как на фото.

Теперь берем черную краску и смело покрываем наш рисунок.

Чтобы краска не казалась слишком темной, можно сверху пройтись красным цветом.

Оставляем до полного высыхания краски. Как только краска высохнет, снимаем ткань с рамочки.

Сминаем рисунок руками.

Таким образом сминаем весь наш рисунок.

Ткань снова натягиваем на рамочку.

Трещинки начинаем прокрашивать черной краской.

Тщательно закрашиваем все имеющиеся трещины.

Как только краска высохнет, снимаем ткань с рамки. Расстилаем газеты и над ними счищаем с ткани воск. Счищаем таким образом, как будто стираем руками. Включаем утюг греться, рисунок кладем между двух газет и утюжим, пока весь воск не впитается в газету.

Убираем газету и получаем красивейший рисунок на ткани.

Вставляем горячий батик в фоторамку. Можно презентовать как подарок для родных или близких, либо оставить себе.

Творческих успехов! Творите с любовью!

Посмотрите для сравнения: Техника холодного батика

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Узелковый, свободный способ и шибори

Такие техники применяются в основном для того, чтобы украсить одежду. Ими отлично можно разукрасить майки, футболки и платки. Резервирующая смесь не используется, а сама техника шибори напоминает оригами. Для того чтобы получить симметричный узор, необходимо сложить ткань в несколько слоев. При изготовлении узелкового батика узлы завязываются хаотично. Свободная роспись включает в себя применение резервирующего состава, а эффект получается просто неотразимым. Этот вид росписи можно сравнить с акварельной, но выполняется она на влажном полотне. По окончании работы получаются очень красивые переходы оттенков.

Виды

Батик – это общее наименование техники нанесения разнообразных изображений на ткани, предполагающее под собой несколько способов исполнения, от которых зависят используемые предметы и шаги работы. Особенность каждого отдельного вида батика заключается в том, что первый способ идеален для работ с синтетической материей, другой незаменим для создания шедевров на шелке. Чтобы начинающий мастер разобрался в тонкостях и нюансах работы, предлагается внимательно изучить каждую отдельную разновидность техники росписи.

Горячий батик

При данном способе используется резервирующий состав, приготовленный на основе воска. Его наносят на ткань чантингом. Он проникает глубоко в волокна материи и быстро высыхает, тем самым создается прочная граница, за которую не сможет растечься красящий состав. Сам воск, используемый для окантовки изображений, предварительно расплавляется. Красящие составы наносятся в несколько слоев, чтобы цветовая гамма рисунка получилась яркой и насыщенной.

Последним этапом работы является удаление резервирующей массы. Горячий способ исполнения рисунка в большинстве случаев применяется для росписи хлопчатобумажной материи.

Холодный батик

Подходящий способ для создания декоративных изображений на шелке. Для качественной работы необходимо использовать красящие вещества, изготовленные на основе анилина. Резервирующий состав, применяемый для холодного способа, может быть густым или жидким.

Густая консистенция говорит о том, что основой его состава являются резиновые элементы. В жидковатом резерве основой является бензиновый компонент. При этом густая масса хранится в тюбиках с тонким носиком, через который происходит нанесение вещества на контур рисунка. Жидкое вещество разливается по ткани при помощи специальной стеклянной трубки.

Свободная роспись

Данная разновидность батика широко применяется на натуральном шелке и тканях из синтетических волокон. В качестве красящих составов мастера применяют масляные краски либо красители, изготовленные на основе анилина.

Узелковый батик

Довольно интересный и весьма распространенный способ исполнения необычных изображений на ткани. Материю завязывают в несколько узелков, каждый из которых последовательно перевязывается нитью. Поверх наносятся красящие вещества. После полного высыхания нитки срезаются, а узлы развязываются.

Шибори батик

Представляемый способ исполнения необыкновенных изображений на ткани сможет использовать любой человек, даже не имеющий художественной жилки, хотя творческие нотки присутствует в каждой индивидуальной личности.

Подготовленный материал изначально мнется, после скручивается, затем перетягивается и сматывается. После этих манипуляций полотно погружается в красящий состав. Развернув ткань после высыхания, исполнитель работы наверняка потеряет дар речи. Подобным образом можно окрашивать любые тканевые материалы, одежду, сумки и многое другое.

Как изготовить батик

Для росписи по ткани необходимо приобрести ряд инструментов. Ниже представлен список для начинающих:

Подрамник. Подрамник – устройство, на котором крепят расписываемую ткань. Профессиональные изделия регулируются по размеру. Некоторые мастера используют обычные пяльцы. Сделать подрамник можно и самостоятельно, сколотив 4 деревянные дощечки в виде рамки.
Кисти. Раньше для батика использовали перья птиц. Сейчас применяют специальные кисти

Важно, чтобы они были качественными, с ровно постриженным ворсом, без выпадающих волосков. Один раз потратившись на качественные кисти, ими можно работать несколько лет.
Бумага

Перед тем, как сделать эскиз на материале, его рисуют на тонкой бумаге. Ее размер должен быть равен размеру узоров.
Краски. Для толстых материалов подходят акриловые красители. Для тонких полотен выбирают красители на водной основе. Их преимущество заключается в том, что, добавляя разное количество воды, можно добиваться оттенков разной интенсивности.
Стеклянная трубка. Это трубка с утолщением по центру и тонким носиком. В нее набирают холодный резерв. Через носик резервирующий состав вытекает на ткань. Чем тоньше носик, тем более тонким получается контур.
Чантинг. Это устройство для восковых резервирующих средств. Оно имеет деревянную ручку, на которую крепится металлический резервуар для заливки расплавленного воска с острым наконечником.
Восковой резерв. Это средство, которым делают контуры в горячем батике. Воск расплавляют и используют по назначению. Иногда его смешивают с парафином.
Холодные контуры. Применяются в холодном батике. Состоят из воды, бензина, резиновых масс или смол. Бывают прозрачными и цветными.
Кнопки. Ими фиксируют материал на подрамнике.
Нити, веревки, трафареты. Нужны для узелкового батика.
Письменные принадлежности. Для нанесения рисунков.
Электрический растапливатель воска. В нем воск всегда остается жидким.
Фантомный маркер. Используется для нанесения эскиза на материю, исчезает после раскраски.
Когти. Удерживают основу в рамке. В отличие от кнопок, не оставляет отверстий в ткани.
Аэрограф. Устройство для равномерного распыления красителей.

Пошаговая инструкция холодного батика для новичков

Обычно новички выбирают холодный батик. Он прост в исполнении и не требует много материалов. Нужно лишь следовать инструкции:

  • Полотно крепят на подрамнике, равномерно натягивая. На нем рисуют эскиз карандашом или ручкой.
  • Резерв набирают в специальную трубку. Его наносят четко по контуру, не оставляя разрывов и свободных участков. По окончании трубку промывают.
  • Детали раскрашивают красками. Чтобы менять интенсивность оттенков, их разводят водой. Начинают со светлых тонов, плавно передвигаясь к темным.
  • На окрашенные узоры насыпают небольшое количество соли. Когда роспись высохнет, песчинки стряхивают. Полотно оставляют на сутки.
  • Материю полощут в мыльном растворе, а затем в воде с небольшим количеством уксуса. Когда ткань высохнет, ее гладят через газету.

Горячий батик

Контурные линии делаются горячим воском с помощью чантинга, приспособления с тонким или широким наконечником, в зависимости от требуемой ширины линии.

В местах нанесения воска остаются неокрашенные линии.

  • Готовый батик обрабатывают в горячей воде. Если проглаживают утюгом, то ткань помещают между слоями бумаги, чтобы очистить ее от контурного вещества.
  • Воск сложнее отчистить, поэтому многие мастерицы выбирают смесь воска с парафином, который легче потом снять.
  • Такой способ подходит для хлопчатобумажных материалов.
  • Краски наносятся послойно, для получения большей яркости, создания равномерных переходов одного цвета в другой.

Ход работы

  • Кусок ткани, который вы собрались расписывать, с помощью кнопок, степлера и т. п. в натянутом виде прикрепляется к раме.
  • Затем специальным карандашом или ручкой наносится рисунок, который вы хотите видеть на вашем полотне.
  • Поверх карандашного наброска наносится резервирующий контур, причем он не должен иметь разрывов. В противном случае краска вылезет за пределы рисунка, и ваша работа будет безнадежно испорчена.
  • Ткань оставляют до высыхания резерва.
  • Кисточками, губками, распылителями раскрашивают рисунок и фон полотна.
  • Когда работа закончена, ее обрабатывают так, как требует того производитель красок. Это нужно для закрепления рисунка. Затем изделие промывают теплой и холодной водой.

Виды

Горячий батик может быть как однослойным, так и многослойным. В первом случае, как можно догадаться по названию, воск наносится в один слой. Довольно часто такая техника сопровождается вливанием иной краски в элементы, ограниченные резервом. Заливка проводится еще до того, как вся плоскость была перекрыта фоновой краской, а получившиеся части резерва так же защищаются резервным составом.

Два слоя и более уже подразумевают многослойную технику. Работа происходит одинаково за исключением финальной части. Иными словами, на каждом этапе осуществляется простой батик, после чего создается перекрытие. Повторять процедуры рекомендовано не более четырех раз.

К разновидностям данной техники относят и обратный батик. В принципе он создается так же, как и традиционный, но цвета используются в обратном порядке – от темного к светлому. Работа начинается с тех мест, которые должны быть окрашены в холодный оттенок, а затем осуществляется процедура отбеливания.

Отдельно можно выделить роспись от пятна, что считается наиболее сложной разновидностью горячего батика. Техника применяется таким же образом, как и при многослойном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий, используются пятна разных оттенков. В каждом пятне осуществляется прорисовка части орнамента резервирующим составом, после чего происходит перекрывание другим цветом. Процедура повторяется только 3 раза, а на финальной стадии задействуется темный оттенок.

Холодный батик

Холодный батик относительно прост, если сравнивать его с горячим, процесс более безопасен, поэтому его чаще чем горячий выбирают в качестве техники для детей. Резерв, используемый при этой технике, удалять нет необходимости: он ложится тонким слоем и выглядит аккуратно. Главное, не рисовать слишком жирный контур, так как резерв наносится именно на него, чтобы цветные краски не растекались и не перемешивались. Нагревать состав тоже нет никакой необходимости: он полностью готов к использованию и продаётся практически в каждом магазине канцелярии. Картинки для росписи малыши могут изобретать самостоятельно.

Техника работы с холодным батиком

Для начала выбираем ткань и натягиваем её на раму, заранее подготовив все необходимое. Переносим изображение на материю, а после наполняем трубочку резервирующим составом, проходясь по контуру.

Когда ткань подсохнет, разводим краску с водой, чтобы они были максимально жидкими, но насыщенными и яркими

Краску следует наносить осторожно, чтобы не зайти за контур. В противном случае цвета смешаются, и работа будет выглядеть грязно

Готовое изделие можно украсить, к примеру:

  • гелем с блёстками;
  • стразами;
  • пайетками.

Иногда работы, выполненные в технике холодного батика, расшивают бисером — здесь все зависит исключительно от фантазии художника.

История происхождения

Различные способы росписи тканей появились еще с древних времен, более 2000 лет назад. Наиболее распространены были на Востоке — в Китае, Японии, Малайзии, Перу, Индии.

В этих странах расписывали шелковые ткани, достигая при этом высокого мастерства, вещи получались изумительной красоты. На территории Африки также расписывали ткани, только другими способами, отличными от восточных.

  • Новый виток это искусство получило в Индонезии на острове Ява в 12 веке.
  • Поэтому история возникновения техники батик считается с этого времени.
  • По индонезийской технологии контуры рисунков наносились воском, как в современном горячем батике.
  • Индонезийцы не только достигли высокого мастерства росписи тканей, но и придавали таким вещам особый сакральный смысл.
  • Они верили, что выполненный вручную батик обладал мощными защитными силами, исцеляющими от болезней свойствами.

Сейчас этот вид искусства росписи на тканях широко распространен и популярен во многих странах мира. Смотрите на фото, что можно выполнить техникой батик на изделиях из ткани.

Для многих этот вид творчества стал любимым хобби, отличным способом делать свои вещи красивыми, оригинальными. Многие художники создают в технике батика свои шедевры.

Идеи: какие вещи можно разрисовать

Традиционно в технике батика украшали шелковые шарфы, палантины, платки и платья. Поскольку искусство зародилось в Индонезии, его родные мотивы — цветы, растения, птицы и пейзажи.

Для «пробы пера» можно взять однотонную хлопчатобумажную футболку и оформить ее в технике шибори — получится летний яркий рисунок в виде спирали с расходящимися лучами. На детской толстовке хорошо будет смотреться кадр из любимого мультфильма — в таких рисунках есть четкий контур и крупные формы, они будут просты в работе.

Потренировавшись на небольших изделиях, вы можете расписать декоративную наволочку или покрывало в спальню, настенную панель, скатерть или штору. Цвет и мотивы работы будут зависеть от стиля вашего интерьера.

Если вы будете искать контурные рисунки для батика в интернете, можете смело добавить к ним шаблоны для витражной росписи по стеклу — в этих техниках схожий принцип.

Желаем вам удачных экспериментов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector