Виды творческой деятельности

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Язык декоративно-прикладного искусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-прикладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён. Как метод художественного творчества она достигла высокого уровня в ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны, как реальные, так и вымышленные, и даже фигуры людей. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, мозаике, лепных, резных, чеканных и кованых украшениях и изделиях, в вышивке, в расцветке тканей.

Творческая стилизация в изобразительном искусстве обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и, как результат, отображение их с элементами новизны.

Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям и приёмам творчества того или иного народа, стилям знаменитых мастеров. Однако, несмотря на уже имеющийся образец, подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения.

При создании изделий декоративно-прикладного искусства наиболее плодотворным является метод творческой стилизации

Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передаёт сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект из окружающей жизни, интерпретирует его и эмоционально передаёт так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создаёт этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа

При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «Познать, оценить и улучшить».

Декоративная композиция – это композиция, имеющая высокую степень выразительности и модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые придавая ей декоративный вид, усиливают её чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным (в беспредметных композициях) отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, — это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

Декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки

Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

В чем отличие от креативных способностей

В большинстве иностранных языков для обозначения понятий «креативность» и «творчество» служит одно слово –  «creation» (англ.), «сreatividad» (исп.), «кreativität» (нем.) и т.д. Все же будучи тесно взаимосвязанными, они различаются.

Наиболее важным отличием является то, что творчество более тесно связано с интеллектом, понимаемым как способность или талант. Если человек обладает креативными способностями, то это скорее связано с динамизмом или активностью. Творческие люди рассматриваются как более эмоционально активные, а креативные – творят более сознательно.

Важно! Можно использовать определение творчества как потенциала, а креативности – как его реализации

Народное творчество

В произведениях искусств, созданных народом, отобрано и бережно сохранено главное, здесь нет места лишнему. Предметы народного творчества наделены самыми выразительными свойствами. Это искусство воплощает простоту и вкус. Поэтому оно стало понятным, любимым и доступным людям.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище предметами народного изобразительного искусства. Ведь они сохраняют тепло рук умельца, который понимает природу, умело отбирает для своих предметов только самое прекрасное. Неудавшиеся творения отсеиваются, остаются жить только ценные и великие.

Каждая эпоха имеет свою моду на интерьер жилища человека, который постоянно меняется. Со временем все более предпочтительными становятся строгие линии и прямоугольные формы. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой – народных талантов.

Возможности

Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров.

Музыка

Это самый большой источник вдохновения и неотъемлемая часть жизни любого человека. Под музыку заключаются браки и провожают людей в последний путь, без нее невозможно представить праздник или романтический вечер. Вид этой творческой деятельности способен вызвать самые разные эмоции – от ненависти до любви. Недаром композиторы писали музыку для маршей, под которые солдаты уходили на войну. Она вызывала не только патриотические чувства, но и придавала уверенности в победе. В современном мире все чаще музыка звучит в операционных и помогает хирургам во время проведения сложных операций. В художественных фильмах композиции способны настроить зрителя на нужный лад и даже предупредить о том, что будет в следующей сцене.

Как и художники, композиторы и музыканты посредством своего творчества передают настроение. Слушатель может легко представить себе ситуацию, которая стала источником вдохновения для автора. Наиболее сильно на человеческие эмоции может влиять лирика. Мелодии драматического и эпического рода имеют свои свойства, но струны в душе затрагивают чувственные лейтмотивы. Стоит отметить, что музыка способна воздействовать не только на человека. Некоторые животные воспринимают мелодии и даже реагируют на них на физическом уровне.

Декоративная и прикладная разновидности декоративно-прикладного искусства

Следует различать декоративную и прикладную разновидности декоративно-прикладного искусства. Так, если предметы прикладного искусства (мебель, утварь, посуда, ювелирные изделия) оказываются художественно-выразительными в основном благодаря эстетическому совершенству своей формы (красота силуэта, пропорций, изящество линий, мастерская обработка материала и т. д.), то декоративным произведениям (роспись стен и бытовых предметов, декоративные скульптурные рельефы, мелкие статуэтки, гобелены, вышивки, ковры, резные украшения и т. д.) присущи изобразительные, сюжетные композиции или орнаментальные украшения.

Для того чтобы изделия не были лишены эстетической ценности, приглашается художник, в функции которого входит не производство продукта в целом, а лишь его украшение: художник стал «прикладывать» свое искусство к готовому продукту. Так, с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находит себе место метод прикладного искусства — отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и т. д. Но красота предмета не только в отделке, хотя и это требует большого искусства. Предмет должен быть выразителен целиком — в своей конструкции, пропорциях и деталях.

В прикладном искусстве форма изделия, его архитектоническая конструкция несет в себе как утилитарную сущность предмета, так и его эстетическую выразительность. В то же время формы изделий прикладного искусства исторически изменчивы: в различные эпохи они характеризуются различием мотивов – роскоши, манерности или, напротив, простоты, естественности. Современная действительность выражает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, к малогабаритности и экономичности. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но и играют огромную роль и в формировании художественного вкуса.

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, этнографических и краеведческих музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и совершенства. Изделия, сработанные старыми мастерами и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у кого-то появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Для того чтобы предмет стал произведением искусства, он должен не только быть обработан «по законам красоты», но и нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание. С этой целью используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета (его пропорции, ритмические повторы, тектонический строй), приобретает особое значение соотношение масштабов между отдельными частями предмета и человека, применяется особый способ обработки поверхности предмета – декор. Поэтому мастерство художника, создающего красивые вещи, представляет собой существенное проявление предметной деятельности, несущей глубокую эстетическую выразительность. Впечатление, производимое прикладным искусством, нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения.

В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленные домашняя утварь, мебель, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная умелым мастером, всегда будет в цене.

Что способствует творчеству?

Терпимость к окружающему миру и внутреннее спокойствие — это основа творческого процесса. Открытому для мира человеку, лишённому стереотипов и предрассудков легче ощутить тончайшую материю творчества, почувствовать легкое дыхание музы у себя за спиной:

  1. Стоит найти мелодию, которая оказывает положительное влияние на творческий процесс.
  2. Письмо от руки, а не с помощью компьютера способствуют творчеству.
  3. Медитация — лучший способ расслабиться привести мысли в порядок.
  4. Занятия свободными ассоциациями разбудят воображение.
  5. Не стоит зацикливаться, стоит порой подумать о чем-то далеком. Например, о том, как встречать Новый год в 2030 году.
  6. Синие и зеленые цвета влияют на творческие способности.
  7. Смена обстановки может поспособствовать творчеству.
  8. Смейтесь, даже через силу. Это окажет положительное влияние на головной мозг.
  9. Сделайте что-то руками.
  10. Тренируйтесь. Во время занятий спортом не только укрепляется тело, но и в значительной степени раскрепощается мозг.
  11. Попробуйте что-то новое. Жизнь и творчество тесно связаны, новые эмоции может принести, например, поездка за границу, покорение гор, погружение на глубины морские.
  12. Спите, то самое «утро вечера мудренее» действительно работает.

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

Анри Пуанкаре> в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Творчество, связанное с литературой

Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.

В основе эпоса лежит художественное воспроизведение внешнего мира, когда носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Лирика — это непосредственное выражение чувств и мыслей писателя. В драматическом способе сочетаются два первых, когда действующие лица с самыми разными характерами представлены в одной пьесе с непосредственным лирическим самовыявлением.

Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:

  • Эпический – басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары.
  • Лирический – ода, элегия, сатира, эпиграмма.
  • Драматический – трагедия, комедия, драма, водевиль, шутка, сцена.

Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения – эпический. Форма – роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.

Профессиональное искусство

Примеров декоративно-прикладного искусства для профессионалов тоже много. Портные занимаются шитьём, художники — росписью, витражами или мозаикой. Некоторые люди в качестве хобби увлекаются скрапбукингом, а потом делают это рукоделие источником дополнительного заработка.

Ручное шитьё

Талантливые портные всегда имеют много работы, поскольку ручное шитьё намного превосходит по качеству фабричное. Эта профессия древняя. Создавать одежду начали ещё до нашей эры. Правда, тогда основными материалами выступали мех и шкуры животных. Сейчас же ассортимент, конечно, гораздо шире.

Оборудование тоже претерпело значительные изменения. Иглы теперь делают не из кости или рогов, а из стали. О «нитях» из сухожилий, вен или кишок животных давно забыли. В распоряжении портных теперь есть ножницы для ткани, мелки для обвода выкроек, швейные и распошивальные машины, оверлоки и другие приспособления.

С их помощью можно создавать искусную уникальную одежду, что особенно ценится в мире высокой моды. Но, помимо этого, посредством шитья производится домашний текстиль, обувь, игрушки и многие другие предметы.

Художественная работа

Роспись — серьёзная работа для художника. Видов этого искусства много. К нему относятся:

  • русские народные промыслы (хохлома, городецкая, жостовская роспись);
  • декорирование деревянной домашней утвари (мезенская);
  • живопись по стеклу (витраж) и ткани (батик).

С помощью искусства мозаики художник может создавать монументальные панно для интерьеров, элементы архитектуры или орнаментальные композиции. В процессе творчества мастер проходит несколько основных этапов — от определения темы и жанра, продумывания дизайна и техники исполнения до проработки деталей.

Оформление альбомов

Скрапбукингом принято называть изготовление и оформление каких-либо альбомов, чаще всего предназначенных для хранения фотографий. История зарождения этого вида искусства началась с популяризации в Англии собирания в книгу или тетрадь вырезок и цитат. Это занятие уже в XVII веке привело к обретению современной формы скрапбукинга, хотя это название вошло в обиход лишь в XIX веке.

В России начало создания рукописных альбомов пришлось на XVIII век, но непосредственно скрапбукинг был распространён в народе лишь в начале XXI века. Поэтому этот вид творчества является относительно новым. Однако он стремительно набирает обороты. На многих ярмарках мастеров большую долю работ составляют рукодельные альбомы.

Новые достижения

Особое место в жизни человека занимает творческая художественная деятельность, когда творец создает ценности в категории изящных изобразительных искусств, литературе, музыке, живописи. Процесс появления новых достижений в сфере высокого искусства различных жанров всегда вызывает бурю положительных эмоций: люди постоянно находятся в ожидании премьерных показов в театре, новинок кинематографа, вернисажей и многих других событий — всего того, чем живет общество. Творческая художественная деятельность мастеров различных жанров нередко объединяет их усилия, и в результате появляется некий синтетический шедевр, который производит настоящий фурор. Великолепные оперные арии могут быть дополнены удачным либретто, замечательное литературное произведение входит в органичное сочетание с неповторимой красоты иллюстрациями.

Творческая деятельность — что это такое?

Форма деятельности человека, направленная на создание качественно нового продукта, называется творчеством. Результатом творческого процесса является оригинальное решение или «рождение» нового продукта, посредством установления нестандартных взаимосвязей и отношений, пропущенных через внутренний мир творца и нашедших там своё отражение.

Необходимым условием творчества являются:

  • гибкость мышления – способность предлагать разнообразные способы решения проблемы;
  • критичность – способность здраво оценивать собственные возможности и результаты работы;
  • целостность восприятия и прогнозирование итогов.

Примечания

  1. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.: Под ред. А.В. Петровского. -3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с., стр. 348.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 1946. С. 575.
  3. Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926; См. также: Солсо Р. Когнитивная психология. 1996.
  4. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III.
  5. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 19.
  6. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Прил. III. С. 142—143; см. также: Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 31—33 (Гл. III).
  7. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 146—147.
  8. Художественное творчество как особый вид экономии мысли // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1. Харьков, 1907; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 145.
  9. Энгельмейер П. К. Теория творчества. СПб., 1910; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 146.
  10. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л., 1934; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 147.
  11. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества.«Вопросы психологии» (№ 6, 1956. — с. 37-49) . Сайт Официального Фонда Г. С. Альтшуллера (1956).
  12. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 165.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. С. 551.
  14. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
  15. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  16. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.
  17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.
  18. Юнг К. Г. Психологические типы /Пер. с нем. Софии Лорне/Под ред. Зеленского В.В. -С-Пб: Ювента, М.: Издательская , 1995. -718 с.
  19. Нойманн Э. Искусство и время. В кн.: Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. -М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. -304 с. Стр.153-193.
  20. Нойманн Э. Творческий человек и трансформация. В кн.: Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. -М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. -304 с. Стр.206-249.
  21. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.
  22. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.
  23. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. С. 40.

Почему важно заниматься творческой деятельностью?

Во все века искусство играло большую роль в жизни человека. Тяга ко всему прекрасному привела к тому, что развитие у детей творческой деятельности стало носить массовый характер. Большое множество кружков по интересам и различных секций есть в любой стране. У ребенка есть возможность выбирать, чем он хочет заниматься в свободное время. Выбор поистине огромен, и это существенно повлияло на развитие многих отраслей в последние несколько десятков лет. Уже с детства ребенок должен учиться и развиваться в нескольких направлениях, помимо школьной программы. Это поможет достичь успеха в будущем, ведь такие люди будут уметь выражать свою индивидуальность.

Значение творческой деятельности в современном мире

Начало нового века перевернуло представление о культуре. Глядя на современных творческих людей, простой обыватель неоднозначно оценивает их деятельность. В умах укрепилась мысль, что это бездельники, которые просто не хотят физически работать и поэтому становятся писателями, актерами, музыкантами и модельерами. Но в то же время эти люди с радостью потребляют продукт их творчества: фильмы, песни, одежду и многое другое. XX век был перенасыщен войнами, и мировоззрение человечества изменилось. Однако даже в самые трудные времена именно искусство позволяло людям справляться с горестями и бедами.

В новом тысячелетии творческая деятельность человека стала необходимостью. У каждого теперь есть возможность заниматься любимым делом и получить призвание в выбранной профессии. Без творчества люди до сих пор жили бы в каменном веке. Только интерес и любопытство сделали человека разумным существом. Все изобретения и открытия были частью творческого процесса. Чтобы не останавливаться на достигнутом и продолжать улучшать качество жизни, необходимо постоянно двигаться вперед и дать волю воображению и фантазии. Ведь то, что еще пятьдесят лет назад было описано в фантастических романах и считалось невероятными выдумками, сейчас уже доступно любому человеку!

Кто такой Андрей Рублев

Историки предполагают, что родился иконописец где-то в 1360 году или около того. Бытуют мнения, что он мог появиться на свет и в 1430 году

Думаю, не столь это важно, ведь куда более ценно то, что оставил этот человек в истории и культуре своей страны

Родился и вырос он в Великом Княжестве Московском. Некоторые биографы предполагают, что мог он происходить из Великого Новгорода. В те времена фамилии давали по роду деятельности или по имени отца. В русском языке существует слово “рубель” – кожевенный инструмент, из-за чего считается, что фамилия Рублев принадлежит ремесленной семье.

Восковая фигура иконописца преподобного Андрея Рублева / Kvesisskaya.tourister.ru

Как известно, Рублев принял монашество, ему дали имя Андрей, мирское его имя остается неизвестным. По некоторым данным, которые нельзя назвать достоверными, можно предположить, что отца Рублева звали Иван. Тем не менее, остановимся на имени, которое дали иконописцу при постриге в монахи. Можно предположить, что художеству мальчик начал заниматься рано, так как в те времена детей начинали учить в довольно раннем возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector