Наброски человека
Содержание:
- Наброски карандашом для начинающих: виды
- Наброски животных
- Совет 5. Снова тренируйтесь. Рисуйте жесты
- С грузом
- Компоновка блоков в рисовании фигуры человека
- Как нарисовать человека в движении
- Придерживайтесь правила 70/30
- Поэтапное обучение рисованию набросков фигуры человека
- Тело в движении
- Делайте плавные переходы с помощью бумажной растирки
- Рисунки карандашом для начинающих: животные
- Рисунок опытного малыша
- Как нарисовать бегущего человека
- Что можно нарисовать в скетчбуке?
- Совет 6. Используйте язык формы
- Падающий человек фото (Kerry Skarbakka)
- Делайте контрастные скетчи¹
Наброски карандашом для начинающих: виды
Скетч
В современном художественном пространстве скетч стал очень популярным как среди опытных художников, так и среди новичков. Однозначного ответа, почему скетч столь популярен никто дать не может, но одними из преимуществ называют скорость выполнения, возможность стилизации, самовыражения, простота материалов. Многие сейчас отходят от классического рисунка и переходят на скетч, достигая в этом огромных вершин.
Линейный набросок
Набросок, который является основой, начальным этапом в любой работе — как с натуры, так и в творческой картине по воображению. Основной выразительный элемент такого наброска — линия. С помощью него намечаются общие фигуры, контуры, далее уточняются детали. Применяется вольная штриховка, с помощью которого размечается цвет и тень. Чаще всего линейный набросок выполняется в маленьком квадрате в одном из углов полотна, на котором будет выполняться работа.
Тоновой набросок
Тоновой набросок позволяет работать вольно и с большими плоскостями. Больше подходит для передачи ощущения, настроения, мимолетности — конструктивную основу картины прорисовывают в дальнейшем. В процессе работы с тоновым наброском выявляю свет, тень, полутень, а также блики и рефлексы.
Набросок с конструктивным построением
Чаще всего используется для отрисовки фигуры человека, особенно в начале изучения анатомии человека, чтобы наработать руку, и понимать, как меняется фигура в зависимости от положения. Начинается такой набросок с простого линейного построения, дальше условно обозначаются объемы. Рисунок простой, не перегружен деталями и мелочами. Часто в таком наброске пренебрегают теневыми пятнами и соотношениями.
Наброски животных
Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характерные особенности. Ограниченное время, которое отводится для таких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания рисующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого животного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, позволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.
Вначале лучше выбирать для наброска чучела птиц, с оперением не слишком пестрым, что часто затрудняет поиски общей формы и невольно ведет в сторону детализации.
Чтобы иметь полное представление о форме животною, нужно сделать с натуры наброски чучела, поставленного в различных поворотах, а затем наброски по памяти и по представлению.
Приобретя некоторый опыт работы в изображении чучел животных, можно перейти к зарисовкам живой натуры.
Первое время лучше делать зарисовки животных, находящихся в относительно спокойных позах, что облегчает определение общей формы.
В дальнейших набросках наряду с определением наиболее характерных черт формы нужно ставить и задачу передачи движений, говорящих об определенных повадках данного животного.
Так как животное постоянно меняет позу, то набросок будет наиболее доступной формой его изображения непосредственно с натуры и послужит отправным материалом для дальнейшей творческой работы в этой области. При всей трудности работы над зарисовкой животного, меняющего свое положение, нежелательно, однако, прервав зарисовку одного животного, переходить к наброску другого в надежде, что повторный сеанс будет более продолжительным. У неопытного художника это часто вызывает чувство досады и вносит в работу излишнюю нервозность. Если зарисовка выполняется в зоопарке, нужно поставить задачу более полного ознакомления с характером одного из животных, так как это оставит в зрительной памяти определенный образ, который всегда можно воссоздать по памяти.
Известный советский художник-анммалист В. А. Ватагин, имеющий многолетний опыт в рисовании животных, в своей книге «Изображение животного» рекомендует использовать в набросках следующий способ: «Вы рисуете, например, сидящего зайца. Он меняет позу; вы не успели его зарисовать. Оставляйте рисунок незаконченным и начинайте рядом зарисовывать ту позу, которую заяц принял, потом третью и т. д. У вас получается целая группа рисунков одного и того же животного в различных позах и разной степени законченности (в смысле схваченной позы). Животное в условиях зоопарка имеет ограниченные движения и часто повторяет одни и те же позы, рисующий имеет возможность возвращаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой законченности».
В наброске животного, находящегося в сравнительно спокойной позе, можно передать основные выявляющие форму светотеневые отношения.
Дошедшие до нас рисунки Рембрандта, например, такие, как набросок слона и льва, выполненные итальянским карандашом, благодаря выразительной и довольно широкой штриховке оставляют впечатление массивности формы и мощи изображенных животных.
Среди графического наследия В. А. Серова видное место занимают наброски животных, выполненные очень скупыми средствами и отличающиеся мастерством в передаче характерной формы того или иного животного. Его иллюстрации к басням И. А. Крылова, где в рисунке персонажей художник использует и зрительную память, и опыт работы с натуры, свидетельствуют о глубоком знании характерных черт изображаемых животных.
Серов Валентин Александрович. Лев и Волк. 1911
Серов Валентин Александрович. Лев. Набросок. 1898-1899 гг.
Совет 5. Снова тренируйтесь. Рисуйте жесты
Жест можно набросать за короткий промежуток времени. Не нужно учитывать все нюансы — главное передать позу.
Изображение жеста — быстрый способ уловить фигуру «в общем». Подобные наблюдательные рисунки часто выполняются за очень короткий промежуток времени — на занятиях по рисованию с живой натуры модель может позировать лишь 30 секунд, чтобы художник мог зафиксировать свои первые впечатления на бумаге.
Создавая продуманные и быстрые линии, постарайтесь не беспокоиться о том, как выглядит работа и не детализировать ее. Вы должны сосредоточиться на действии и ощущении.
Прим.ред. У Станислава Прокопенко aka Proko есть серия классных уроков по рисованию жестов на его Youtube канале. Стартовать можно отсюда:
А тут можно по таймеру открывать и прятать фотографии позирующих моделей для тренировки рисования жестов. Прямо из дома! Можно выбрать тип фото (портрет, пейзаж, части тела и т.д.), пол, количество одежды и время тренировки.
С грузом
Человек, несущий какую-либо дополнительную тяжесть, должен принять такую позу, чтобы масса его тела и груза были в равновесии. Опорная точка в таком случае будет находиться между яремной ямкой и центром массы груза, и будет совпадать с опорами (ногами). Рассмотрим иллюстрацию: красным цветом отмечен центр тяжести тела человека, синим — центр тяжести груза, зеленым — точка равновесия и опоры.
Рис 7. Персонаж с грузом
- Например, человек несущий тяжелый таз с водой перед собой, должен отклониться назад, поскольку ноша тянет его вперед. Точка равновесия масс находится на уровне стоп.
- Если нужно изобразить Деда Мороза с очень тяжелым мешком подарков за плечами, нужно наклонить его вперед, чтобы под силой тяжести мешка дедушка не завалился назад. Точка равновесия масс (мешка и деда), будет находиться между обеими опорными ногами.
- У беременной женщины также возникает дополнительная ноша — животик с малышом. На последних сроках этот груз настолько большой, что женщине нужно немного отклоняться назад корпусом, чтобы держать баланс, поскольку вес живота тянет вперед.
Чем тяжелее ноша, тем сильнее должен изогнуться человек (персонаж), несущий её. Наклоняется человек в сторону противоположную той, где находится его груз. На самом деле примеров огромное количество!
Компоновка блоков в рисовании фигуры человека
К следующим четырем рисункам подходим несколько иначе, чем к тем, которые вы видели до этого, потому что я разбил фигуру на блоки, а не передал движение с помощью нескольких линий. Это заставило меня взглянуть на них немного по-другому, потому что теперь я сосредоточиваюсь на объеме и форме. Удобно, что эти люди находятся в достаточно устойчивом положении, так что у вас есть больше времени на то, чтобы внимательно рассмотреть их и нарисовать.
В этом случае опять на рисунках нет никаких деталей — даже черты лица выполнены простыми карандашными штрихами, скорее обозначающими их местоположение, а не точную форму.
Как нарисовать человека в движении
В данном методе используется ось координат, делится на восемь равных частей, как и в первом случае, но на этот раз сразу приступать к зарисовке контуров тела не нужно.
В этот раз человека можно нарисовать стоящим в полный рост, но не прямо, а в какой-либо позе — повернув голову в бок, подняв руку, делающим шаг в сторону и так далее. Важны не столько линии силуэта, сколько передающие движение при зарисовке эскиза анатомические точки:
- плечи;
- локти;
- таз;
- колени;
- голеностопный сустав.
Это парные точки. Их можно соединить одной линией — правое плечо с левым, один локоть с другим. Начертив под нужным углом линии, смещая их вверх-вниз, вправо-влево относительно основной оси координат, не трудно корректировать положение ключевых точек и всего силуэта.
Данная метода самый лёгкий, эффективный способ, как нарисовать человека в любом положении тела. Ошибки возможны, но их будет немного даже у новичка.
Ещё это лучший вариант того, как нарисовать человека, поэтапно движущегося от одного рисунка к другому, для самодельной иллюстрированной книги, раскраски, комикса.
Если хочется чтобы человек был похож на кого-либо из знакомых, но лицо нарисовать правильно не получается, можно нарисовать его в любимом плаще, свитере похожего цвета
Важно дорисовать волосы, его любимую причёску, очки, если таковые носит. Его все будут узнавать
Придерживайтесь правила 70/30
Точка фокуса должна составлять около 30-ти процентов всего рисунка
Чем меньше детализации, тем лучше! Это одно их самых важных правил в рисовании. Подход 70/30 поможет создать оптимальную композицию. Идея состоит в том, что только 30 процентов рисунка являются точкой фокуса и должны быть детализированы. Остальные же 70 выступают в роли заполнителя пустого пространства, связывающего основные элементы с бумагой. Таким образом мы обеспечиваем правильное распределение внимания на рисунке и расставляем акценты. Вы можете проследить действие этого правила в скетче Тима фон Рюдена, размещенном выше.
Поэтапное обучение рисованию набросков фигуры человека
Люди, которые любят рисовать, не всегда знают и понимают, как важно научиться делать на бумаге наброски фигуры человека карандашом. Существуют разные способы рисования набросков, одни из них могут нравиться больше, другие меньше, просто нужно уметь извлекать из этого максимальную пользу. Рисовать наброски просто для галочки не стоит
Между набросками в первые дни обучения и последними из них видна существенная разница. Она заключается в следующем:
- Понимание того, с какой целью делаешь зарисовки.
- Правильность выбора материала для рисования.
- Не использовать линию бездумно.
От цели, которую ставите перед собой зависит материал, который выберите. Две самые частые цели – лучше понять анатомию или пропорцию фигуры человека. Разница между ними в том, что анатомия – это мускулы тела, изгибы, повороты, а пропорции – соотношение между отдельными частями тела. Для полного понимания анатомию нужно прежде всего изучить, чтобы иметь в голове основные ее принципы. Не обязательно изучать полностью всю анатомию скелета, достаточно пройтись по самым главным частям.
После того, как вы будете знать основы анатомии и начнете рисовать, не следует делать срисовки с полностью одетых людей
Срисовка может производиться с полностью раздетых или пребывающих в нижнем белье людей.
Самое важное, когда делаешь наброски фигуры человека для изучения анатомии – не ходить по контуру, а рисовать сквозь, проходя по внутреннему строению, не обводить формы, а ходить по ним и вокруг них.
Чтобы знать пропорции, нужно найти способ, удобный лично для вас. Одни начинают наброски человека с фигуры из палочек, другие начинают с теней, но вам будет легче делать рисунок за счет округления форм.
Люди состоят из множества округлых форм, и такой подход эффективен при рисовании сложных ракурсов, например, мужчина, стоящий на одном колене и опирающийся на одну руку, будет выглядеть правдоподобно, если его нарисовать именно округлыми линиями.
Самое главное для начинающих рисовальщиков знать, зачем вы будете рисовать наброски человека, чему вы хотите научиться, тогда способ придет сам собой.
Немаловажное значение имеет и материал, который вы будете использовать
Он зависит от линии, которая вам нужна, а линия зависит опять же от поставленной цели.
Рисуя обыкновенной ручкой, очень сложно показать толщину или интенсивность линии. Но ручкой можно сделать рисунок спящих детей, где выделить голову ребенка (такой рисунок вы увидите в видео ниже).
Если вы хотите почувствовать динамику поз, направление движения, то можно применить кисть или уголь.
Когда фокусируетесь на тоне и штриховке, используйте твердый карандаш, а когда хотите изобразить динамику движения или анатомию – мягкую пастель или уголь.
Когда материал выбран, линия – ваш инструмент. Она может быть тонкой, толстой, мягкой, твердой, средней. Необходимы время и практика, прежде чем вы сможете использовать материал максимально продуктивно: как его держать правильно, как его заточить и т. д. Это поможет вам получать удовлетворение и полюбить конечный результат, независимо от того рисуете вы сидящего человека, делаете ли эскиз в полный его рост, просто делаете наброски карандашом разных поз человечков.
Выполнять наброски человека карандашом нужно продумано. Толщину линий используем для того, чтобы показать контур, расположение в пространстве и даже освещение.
Чтобы показать контраст в рисунке, те части тела, которые ближе, нужно рисовать насыщенными линиями, а те, которые отдалены, рисуют слабыми линиями.
Линия может отобразить освещение. Линия проходящая близко к блику может стать совсем незаметной, а в темных участках выезжать за пределы.
Линия не должна быть однотонной, она может прыгать с одной стороны на другую, менять насыщенность.
Просто думайте во время рисования, какую сделать линию и почему.
Меньше стирайте. Чем что-то переделывать, лучше начните новый набросок.
Доверяйте себе, используйте длинные, уверенные, быстрые линии, не делайте из линий штриховку, хотя это иногда очень сложно. Это приходит с практикой, и может стать вашей сильной стороной.
Чтобы научиться рисовать наброски человека карандашом, не бойтесь делать рисунки быстро, ставьте таймер на 3-5 минут. Со временем вы привыкнете, это поможет вам рисовать легко, динамичнее.
Тело в движении
Ходьба
Если упрощенно охарактеризовать ходьбу, то это перекачивание со стороны в сторону, или контролируемое падение. Руки в движении помогают поддерживать баланс. Ноги — опоры, которые меняются поочередно. При ходьбе таз и грудная клетка наклоняются в противоположные стороны.
Бег
Как нарисовать бегущего человека? Чтобы создать еще большую динамику движения и бежать вперед быстро, человек вынужден наклонять торс вперед. Поскольку центр тяжести (торс и яремная ямка) наклонен вперед, человек может либо упасть, либо подставить опору (ногу). Таким образом мы и бежим, выбрасывая вперед торс и подставляя опоры (ноги), а руки своими движениями помогают нам двигаться быстрее.
На иллюстрации: красным цветом отмечен центр тяжести, синей стрелкой — направление движения, зеленым — опорная нога. Чем более быстро вам нужно двигаться вперед (бежать), тем больше нужно выбрасывать центр тяжести вперед, тем шире становится шаг, а движения рук более размашисты.
Динамическое движение торса и рук
Чтобы создать рисунок человека в каком-то ярко выраженном динамичном движении, нужно все тело персонажа подчинить этому движению. В таких случаях центр тяжести сильно смещается в направлении движения, а все тело нужно поставить на очень надежные опоры — широко расставленные ноги.
Например:
- Боксер наносит удар вперед правой рукой, стоя на двух ногах. Для этого он принимает очень хорошо сбалансированную позицию опираясь на обе ноги. Замахиваясь, всю массу торса и силу переносит в удар.
- То же самое происходит когда человек замахивается с мечом или битой в бейсболе, с ракеткой в руках.
Чтобы балансировать, когда торс и руки очень подвижны, нудно находить хорошую точку опоры, а лучше подстраховаться и уверенно стоять на обеих ногах.
Делайте плавные переходы с помощью бумажной растирки
Чтобы создать нежный переход, разотрите мягкий графит или уголь бумажной растиркой
Этот метод можно применять для рисования, к примеру неба, которому присуща плавность и нежные переходы. Художник Мариса Левис говорит: «Иногда, чтобы элементы рисунка выглядели более естественно и эффектно их нужно делать менее штрихованными. В этом вам поможет растирка».
«Мягким графитовым или угольным карандашом плотно заштрихуйте небольшой участок отдельного листа бумаги, далее бумажной растиркой захватите скопившиеся частички стержня и используйте на своем рисунке», – объясняет Мариса. «Распределяйте графит по рисунку растиркой, а если вам будет его недостаточно, повторите процесс добывания частичек графита». Затем, вы можете подчеркнуть более темные участки, чтобы повысить резкость рисунка.
Рисунки карандашом для начинающих: животные
Подготовив инструменты и материалы для рисования и определившись с темой нашей композиции, мы можем двигаться дальше. Предлагаем вашему вниманию подборку поэтапных уроков рисования животных для начинающих. Выберите из них самые интересные на ваш взгляд и приступайте к практике. Сначала можно просто перерисовывать линии и фигуры согласно фотографиям. Как только вы освоите несложные приему, представленные на фото мастер-классах, то сможете модифицировать их, создавая собственный стиль рисования животных карандашом.
Как нарисовать мышь, белку и бурундука карандашом поэтапно:
как нарисовать свинью карандашом пошагово:
Рисунок опытного малыша
Детки постарше, которые понимают, что собой представляет фигура людей, смогут рисовать карандашом более детализированные картинки.
- Схематически рисуем будущего человека, делая наброски. Изображаем его простыми геометрическими формами.
- Прорисовываем шею, делаем на ней характерные изгибы, определяемся с шириной.
- Изображаем линию плеч, с учетом того мужчина у нас или женщина.
- Отмечаем талию, ее ширина также зависит от того, какого пола наш человек.
- Прорисовываем руки, отмечаем локти и кисти.
- Приступаем к ногам, прорисовываем наличие колен, бедра делаем шире, чем голени, отрисовываем стопы или ботинки, если наш человечек будет в обуви.
- Дорисовываем уши, волосы, делаем детализацию лица.
- Можно приступить к прорисовке деталей одежды.
- Раскрашиваем нашу картинку, оживляя человечка.
Как нарисовать бегущего человека
Как нарисовать бегущего человека: Перед Вами лист бумаги, а в руке – простой карандаш. Предположим, что Вы совсем не профессиональный художник… но в душе – конечно же, Художник с большой буквы «Х». Ну, в том смысле, что есть желание что-то эдакое изобразить. Или кого-то, а кого ? Стремительно бегущего человека, например – Фореста Гампа. Или, может быть, не Гампа вовсе, а Человека, бегущего по лезвию бритвы. Короче говоря, попробуем родить на бумаге Бегущего (бритву для полноты сюжета дорисуем потом).
А у нас получится ? Сейчас попробуем. Весь процесс рисования мы разобьём на простейшие этапы, а начнём с элементарных линий. Подобная тактика в принципе отлично подходит для того, чтобы нарисовать любой другой объект… но вернёмся к нашему Бегуну.
Шаг 1 – Рисуем линию тела, от головы до пят.
Эта линия устанавливает длину рисуемого тела. Это поможет нам с самого начала визуально представлять фигуру, чтобы согласовывать её с обычными человеческими пропорциями. Так как наша фигура бежит, находится в движении, линия должна быть слегка изогнута. Вот так.
Шаг 2 – Определение положения плеч и талии
На оси фигуры нанесём линии плеч и талии. Именно их положение будет определять габариты остальных частей фигуры. Линии плеч и талии тоже имеют кривизну, по той же причине – тело находится в движении. А так как мы видим человека сбоку, линии плеч и талии будут короче, чем если бы мы смотрели бегуну в лицо.
Шаг 3 — Рисуем «скелет»
Ориентируясь на линии талии и плеч, прокладываем руки, ноги, схематично наносим контур головы.
Шаг 4 – Придаём толщину частям тела
Теперь, когда структура рисунка определилась, предадим отдельным частям тела естественную толщину. Это несложно.
Шаг 5 – Завершение рисунка
Теперь на бумаге уже достаточно базовой информации, чтобы приступить к финальной стадии. Все, что осталось сделать — это включить фантазию и добавить детали: волосы, черты лица, одежду, обувь и т.д.
На этом же завершающем этапе не повредит добавить штриховку на тех частях тела (или одежды), которые должны быть в тени, это придаст изображению эффект трёхмерности. И вот, каким может быть результат.
Что можно нарисовать в скетчбуке?
Границ для идей просто не существует. Прелесть рисования в том, что не нужно подстраиваться под моду и традиции, не нужно выбирать строго определенный жанр и следовать ему. Первые работы, скорее, будут графические. В черно-белом рисунке можно сосредоточиться на самой идее, на объекте изображения, а не на приемах и хитростях. Первые скетчи.
Еда. Во-первых, это приятное занятие, с очень хорошими ассоциациями. Стоит попробовать нарисовать фрукты, можно в разрезе, или пирожные, печенье. А еще лучше попытаться составить свой рецепт и проиллюстрировать его. Рецепт также не печатать, а написать от руки, в авторском стиле. Например, создать скетч на тему «Мой любимым салат» с прорисовыванием каждого из ингредиентов.
Совет 6. Используйте язык формы
Упрощение до простых геометрических форм отлично помогает передать характер персонажей
Использование различных форм — важный инструмент в дизайне персонажей. Они не только показывают индивидуальность героев, но также могут передавать движения или эмоции. Персонаж, созданный с использованием квадрата, кажется медлительным и стабильным. Герой-треугольник передает более волнующие чувства. Круги или изогнутые линии часто используются для милых персонажей, они создают ощущение, что герой их дружелюбный и приятный по характеру.
Прим. ред. Вот тут можно почитать о том, как простые формы влияют на дизайн персонажей для мультиков.
Падающий человек фото (Kerry Skarbakka)
Как известно, нет ничего смешнее падающего человека. Этот сюжет постоянно присутствует в комедийных фильмах с самого начала их существования. Неуклюжий и растерянный вид человека, который потерял ориентацию в пространстве и летит на землю под действием силы притяжения, вызывает хохот у людей всех поколений.
Kerry Skarbakka (родился в 1970 году в Миннесоте) — профессиональный фотограф, решил сделать несколько постановочных фотографий падающих людей. Надо признаться, получилось так натурально, что больше похоже на фотографии сделанные случайно. Увидев некоторые из них, пропадает улыбка, и ты реально начинаешь беспокоиться за дальнейшую судьбу человека, который летит плашмя на землю с большой высоты, с лестницы или поскользнувшись в ванной.
Вашему организму постоянно необходимы полезные элементы, которые ему может дать кефир. Закваски Vivo — это то, что подарит вам максимум здоровья.
art-assorty.ru
Делайте контрастные скетчи¹
Контраст может проявляться в цвете, форме, текстуре и не только
Контраст помогает управлять вниманием человека. Когда люди говорят о контрасте зачатую они имеют в виду яркость, которая видна в сопоставлении светлых и темных участков
Однако, контраст может проявляться в цвете, насыщенности, форме, текстуре, пропорциях, контуре и так далее.
«Сильный контраст точно привлечет внимание», – отмечает фон Рюден. «Я рекомендую применять наиболее высокие значения контраста только в точке фокуса
Менее сильный контраст может использоваться для разделения форм и обозначения других второстепенных объектов».