История бисероплетения

История возникновения бисера

Зачем нужен бисер ребенку 21 века? А нужен ли он ему вообще?
В первую очередь, это эффективный, красочный и привлекательный для детей способ, при помощи которого он может, как проявить свои творческие способности, так и развивать их.

Бисербисероплетения

Первыми и сразу полюбившимися человечеству украшениями из бисера стали бусы. Они вошли в многочисленный ряд предметов, которыми человек украшал себя в древности. Изделия из бусинок, бисера, всяких стекляшек, нанизанных на конский волос, травинку, а позднее нитку и – уже в наше время – леску, известны с древнейших времен.

Бисером называются мелкие круглые или граненые шарики из стекла, фарфора, пластмассы, керамики, металла с отверстием для низания. Бисер, изготовленный в виде коротких трубочек, называется рубленным бисером, или просто рубкой.

История возникновения бисера — это очень давняя и загадочная история, и начиналась она около 4-го тысячелетия до нашей эры!
Сначала научились делать стекло.

Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем.

Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и принесли с корабля крупные куски селитры (соединение натрия), подложили в костер под горшок.

Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток не мог не привлечь к себе внимания, и они им заинтересовались.

Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. С этого все и началось. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло. А финикийские торговцы, в последствие начали бойкую торговлю в разных странах изделиями из стекла.

А дальше, Египет завоевали римляне, и производство стекла и бисера быстро распространилось в Римской империи. Первоначально бисер изготавливался из вязкой стекломассы, путем вытягивания металлическим прутиком нити, которую обвивали вокруг стержня из меди, диаметр которого соответствовал диаметру бусинки.

секреты производства бисера

Сейчас, наверное, не найдется дома, где не водились бы различные предметы, украшения, просто меленькие какие-то безделицы в виде сувенирчика, изготовленные с использованием бисера.

Кроме того, многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих.

Из истории возникновения бисера и бисероплетения известно, что бисером украшали себя люди в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народы Ближнего и дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии.

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка.

Однако, изделия из бисера в разных странах зовутся по-разному, например: в Индии — хар, в Эфиопии-чале, в Белоруссии – пляценки и горлячки , в России – ожерелья, цепочки, гайтаны вплоть до «фенечек».

На протяжении веков технология изготовления бисера менялась. В конце XVII и начале XVIII века бисер находится на пике популярности становится все более разнообразным по цвету, размеру и форме.

Появился металлический бисер: медный, позолоченный, стальной. Во второй половине XVIII века появились машины, для вытягивания трубок из стекла, что позволило ускорить и удешевить производство бисера.

Как правильно выбрать?

Новичкам, которые только начали осваивать такой вид творчества, как бисероплетение, порой бывает трудно разобраться в тонкостях выбора материала.

Советы профессионалов облегчат эту задачу.

Прежде всего, стоит разобраться, из чего же производится бисер. Зайдя в магазин рукоделия, можно увидеть разные варианты, отличающиеся формой, размером, стоимостью. Самыми дешевыми считаются экземпляры из пластика, которые больше подходят для пробных работ. К ним можно отнести китайский или тайванский бисер. Наиболее качественными считаются стеклянные бусинки.

Выбирая продукцию, стоит присмотреться к форме единичных экземпляров и их размеру. В упаковке должны быть одинаковые бисеринки, внешне не отличающиеся друг от друга. Лучше отложить упаковку с экземплярами, имеющими сколы или необычный размер, так как с таким материалом работать будет сложней.

Желательно взять немного бусинок в руки и потереть их между пальцами. После этого на руках не должно оставаться следов от краски: такое может случиться в случае некачественно окрашенного товара.

При большой закупке лучше взять немного бисеринок, положить их в светлую ткань и опустить в кипяток. Если ткань не окрасилась, значит, товар качественный.

При выборе товара учитывают размер, который обозначают по номерам

Чем меньшим является размер бусинки, тем выше будет у нее номер.

Важно убедиться в том, что отверстия у бусин открыты и имеют одинаковый диаметр. Лучше продеть иголку в несколько экземпляров и убедиться в их прочности.

Новичкам стоит приобретать уже готовые наборы, в которых, кроме схем и инструкций, есть и бисер, подобранный по оттенкам

Сделав пробную работу и освоив технику, в дальнейшем можно приступать к более сложным задачам.

Опытные вышивальщицы обычно используют в работе чешский бисер или японский. Последний используется реже ввиду высокой стоимости. Но и качество намного выше. Главной особенностью чешского и японского товара считают калибровку, то есть подгонку изделий по форме и размеру. Второй особенностью является долговечность изделий, не теряющих первоначальный привлекательный вид десяток лет и более.

Что нужно знать о размерах

Фактические размеры бисера бывают настолько малы, что иногда не достигают и миллиметра. В одной горсти может находиться одновременно больше тысячи элементов, измерить каждый просто не представляется возможным. Поэтому производители используют усредненные размеры, созданные специально для каждого вида.

Все изготовители создают свою линейку размеров, которая совершенно не подходит к товару другой фирмы. Величина элементов может отличаться в зависимости от партии. А когда бисер очень мелкий, даже в одном пакете могут быть элементы разного размера.

Чтобы минимизировать погрешность, некоторые фирмы калибруют и полируют бисерины, доводя их диаметр до совершенства. Это значительно повышает цену на материал, но украшения получаются более качественные, аккуратные и смотрятся дороже.

история возникновения бисера

 

Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал

Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика

Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны.»Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.»Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

Современное бисероплетение

Сегодня бисероплетение приобретает новый толчок и становится ещё популярней. Многие современные дамы наряду с тем, что посещают центр снижения веса, фитнес и спа-салоны в тихие минуты пребывания дома предпочитают вышивку бисером. Его элементы используют в отделке одежды, придавая ей нарядный и оригинальный вид. Ведь бисер обладает практически неограниченными цветовыми возможностями, не дорогой и доступен каждому желающему. Современная рукодельница прекрасно украшает как одежду, обувь, так и атрибуты современной жизни: кошельки, чехлы мобильных телефонов, лептопов и прочих девайсов. Наряду с этим и классическая вышивка картин бисером не утратила своего значения. Бисероплетение для многих дам стало любимым занятием, оно помогает развить в себе такие навыки как терпение, творческое воображение, аккуратность, сноровка.

Средние века

Возникновение бисероплетения исследователи связывают с древней египетской культурой. Но за пределами страны фараонов тоже имелись мастера, способные превращать мелкие стеклянные детали в удивительные по красоте аксессуары, посуду и картины. Технология бисероплетения была известна и римлянам. В Средневековье этот вид искусства получил развитие в Италии, Испании, Франции.

В XIII столетии столицей бисероплетения стала Венеция. В самом романтичном и таинственном европейском городе, который в то время был республикой, проживали лучшие мастера стекольного дела. Эстафету приняла Чехия. «Богемное стекло» – выражение, которое хотя бы раз в жизни слышал каждый человек.

В Чехии производили хрусталь, стекло, цветной бисер, стеклярус. Вплоть до начала XVIII века богемские мастера ревностно хранили секреты искусства изготовления декоративного материала. К середине XIX столетия их скрытность перестала интриговать зарубежных коллег: было изобретено особое оборудование, и это событие открыло новую страницу в истории бисероплетения.

Бисероплетение сегодня

Этот древнейший вид рукоделия в современной моде занял свою нишу. Огромная цветовая гамма, неограниченные возможности моделирования изделий из этого материала способны удовлетворить любой каприз современной модницы. Особенно актуальны сейчас украшения из бисера – серьги и колье, броши и пояса, браслеты и шапочки. Они всегда выглядят стильно и изысканно.

В последних коллекциях модные дизайнеры объединяют в своих нарядах плетение, бисер и перья. Они советуют вместе с сумочкой, расшитой золотым или бронзовым бисером, надевать и украшения в тех же оттенках.

Производство бисера – процесс дорогостоящий и энергоемкий. Если вы рассматриваете его как свой будущий бизнес, просчитайте затраты, а главное, задумайтесь, станет ли ваша продукция конкурентоспособной.

Исторические корни

Фото: www. rock-cafe.info

Первый бисер, разумеется, был большего размера, да и не имел такого разнообразия форм, цветов, как сейчас. Использовали его, в основном, для изготовления украшений, причем исключительно дорогих, «статусных».

Упоминается в истории бисера и о знаменитом бисерном ожерелье Солнца, которое носили древнеегипетские фараоны как символ власти. Распространен был бисер и изделия из него также в Древнем Риме, в Византии, позже в Венеции. К слову, последняя, благодаря умелым стекольным мастерам со знаменитого острова Мурано, очень долго была столицей стекольной и бисерной промышленности. Пока её в XVIII веке немного не оттеснила Богемия (Чехия).

Об истории бисероплетения кратко

В разных местах и странах, при раскопках, находились украшения из бусин. Сначала бусины были изготовлены из костей, камней, ракушек, семян. В Сибири, например, были найдены единственные в мире бусины из костей мамонта. С развитием человечества менялся материал, из которых изготавливали бусины. Они становились металлическими, керамическими, стеклянными и, наконец, пластмассовыми.

Ученые считают, что именно изобретя бусы, человечество окончательно отделилось от животного мира. Потому, что бусинка – это нечто, не имеющее конкретного значения и пользы, предназначенное для украшения, а это уже зарождение духовности и культуры.

Бусы, изготовленные в разное время разными народами, значительно отличаются между собой своими рисунками, орнаментами, материалами и цветовой гаммой, но, что удивительно, очень похожи в технике исполнения. К примеру, методом, известным как «мозаика», в одно и то же время пользовались жители Америки и Среднего Востока, хотя до установления между ними каких бы то ни было связей, было еще очень далеко. Плетением ажурных сеток из жемчуга и бисера одновременно занимаются жители России и Индонезии. И таких примеров очень много.

Стеклянные бусины возникли, практически, сразу же с возникновением стекла (а это случилось в четвертом тысячелетии до нашей эры) и произвели их в Древнем Египте. Отсюда стеклянный бисер разойдется по всему свету. С развитием ремесел, технология изготовления бусин совершенствовалась, бусинки становились все мельче и ровнее пока не превратились в аналог теперешнего бисера. И название свое получили от древнеарабского «бусра».

К бисероплетению на протяжении тысячелетий относились очень серьезно. Бисер входит в культуру многих народов, изделия из него участвуют в религиозных церемониях, обрядовых танцах, становятся объектами жертвоприношений. Бисером украшают повязки на голову, пояса, расшивают одежду. Каждый народ выработал свои орнаменты и узоры, особенности украшения костюма. По бисерным узорам можно было судить о социальном статусе человека, местности его проживания.

Славянские народы также не избежали очарования бисером. Широко начинают использовать бисер в России с XVIII века. Им украшают церковную утварь, расшивают оклады икон, плетут украшения.

К XIX веку в России начинается настоящий бисерный бум. Мода на бисерные украшения распространяется на все слои населения. Повсеместно осваиваются и совершенствуются приемы плетения бисером, с ним не пренебрегают работать даже знатные дамы. А уж подневольные крепостные труженицы чуть ли не сутками вынуждены были расшивать бисером одежду, мебель и аксессуары в угоду барским прихотям.

Стремительное развитие научно-технического прогресса ощутимо ослабило увлечение бисером. К началу ХХ века про него стали забывать. В 60-х годах ХХ века культура хиппи опять ненадолго подняла бисероплетение на волну моды и затем снова несколько десятилетий забытья.

В настоящее время подзабытое рукоделие стремительно начинает завоевывать новые позиции, украшения из бисера все чаще появляются звездах шоубизнеса и записных модницах, а аксессуары, украшенные бисером, выглядят очень стильно и современно.

Бесконечное разнообразие

Наши современные рукодельницы вывели работу с бисером на новый уровень. Такого разнообразия прекраснейших изделий, выполненных во всевозможных техниках, пожалуй, нигде не найдешь. Самым распространенным бисерным искусством, наверное, можно считать вышивку бисером. Шитье бисером (вышивка) тоже может осуществляться разными способами: схоже с вышивкой крестом, или «в прикреп».

Фото: tela-artis.com

К слову, вышивка бисером по вкусу и многим дизайнерам одежды, даже очень именитым. Потому одежда с бисерной вышивкой — это модно, стильно и «дорого». И в переносном, и в прямом смысле: и стоимость самого бисера немала, и собственно вышивка — кропотливое, трудоемкое занятие. Торжественные наряды (свадебные и вечерние платья) с вышивкой бисером, стеклярусом ценятся очень дорого.

Ещё немалую популярность приобрело сейчас изготовление украшений и аксессуаров из бисера: браслеты, ожерелья, бусы, сережки, чехлы для телефонов, сумочки и клатчи. Техник — огромное множество.

Фото: 4.bp.blogspot.com

Стоят такие украшения тоже немало, но несмотря на это имеют спрос, потому что подчеркивают стиль, индивидуальность и хороший вкус своей обладательницы. Немногие женщины останутся равнодушными при виде красоты изделий из бисера.

Техники бисероплетения

Техники плетения бисером многочисленны, но есть среди них самые востребованные и интересные, позволяющие создавать красивые вещи по грамотным схемам.

Мозаичная

Так называют самый плотный метод плетения. Бисеринки в нем напоминают кирпичную кладку. Делать такое плетение можно и с одной иголкой, и с двумя. Мозаичное плетение отлично выполняется на круглом бисере, рубке и граненом бисере. Браслеты, колье, пояса, броши получаются идеальными в этой технике.

Мозаичная техника, в свою очередь, подразделяется на плетение полотном, косое плетение и плетение по кругу. Изделия, полученные с помощью этой техники, считаются высокопрочными и среднегибкими.

Монастырская

Данная техника предполагает использование двух иголок. Плести можно и по ширине, и по длине. Начинается оно как цепочка «квадратик», т.е. вертикально, с последующим наращиванием ширины. В этой технике чаще берется именно леска, подойдет даже рыболовная.

Монастырское плетение применяется для работы над воротничками, колье, кулонами, галстуками, сумочками. Выполняют в этой технике рамки для фото, салфетки, шкатулки, вазы, обложки для книг и пр.

Кирпичная

Очень похожа с мозаичной техникой, но кирпичный стежок предполагает расположение бисеринок горизонтальными рядами. Мозаичная же техника – это вертикальные ряды. Такие изделия более гибки, потому кирпичную технику используют и для самостоятельного плетения, в комбинации с той же мозаикой.

Французская

Иначе ее называют плетением дугами на проволоке. Его активно применяют при изготовлении цветов и деревьев, а это популярное направление бисероплетения. Французская техника позволяет ловко и быстро сделать листочки и лепесточки любой формы.

Параллельная

И это плетение обычно выполняется на проволочной основе. Задействуются оба конца проволоки, которые идут в каждом ряду навстречу друг другу. В этой технике мастерице будет комфортно изготавливать листочки и лепестки для цветов и объемных бисерных фигурок.

Сетчатая

Это то же самое, что монастырская техника (или плетение «в крестик»). Базовым элементом данного вида является крестик из четырех бусинок. И в готовом изделии, выполненном в этом технике, можно разглядеть постоянно повторяющиеся крестики. Сетчатым способом очень красиво оплетают сосуды, выполняют декор пасхальных яиц, делают шикарные бисерные воротнички. Плетение предполагает использование одной, главной нити.

Объемная

Напоминает данный способ плоское параллельное плетение, только бисерные ряды располагаются друг над другом, а не на одной плоскости. Для основы годится и проволока, и леска. У этой техники очень широка сфера применения, но чаще используют ее возможности рукодельницы, плетущие объемных животных (для брошей, например).

Петельная

Петельная техника – это ряд последовательных петелек из самого бисера. Листочки, тычинки и лепестки обычно плетут именно этим способом. Обычно мастера делают петельки одного размера, которые располагают в шахматном порядке. На одной веточке можно сделать красивые разветвления. Очевидно, что это популярнейший способ создания ажурных деревьев из бисера.

Игольчатая

Это интересный способ соединения бисеринок друг с другом, который дает возможность мастерице получать остроконечные детальки. Это и лепестки, и бисерные иголочки, и кисточки для штор, например. Но и для изготовления броских сережек игольчатая техника тоже подходит прекрасно.

Научиться такому способу несложно: нужно на небольшой проволочный отрезок взять 6 бисеринок, крайнюю придержав рукой. Кончик же проволоки продевается через 5 бисеринок, затягивается. Стоит пробовать и пробовать, опыт нарабатывается только методом проб и ошибок, руки должны почувствовать материал.

Цветочные композиции можно сделать из бисера, а можно слепить из полимерной глины. О том, как это сделать, читайте в нашей статье: «Как лепить цветы из полимерной глины, мастер-класс, простой цветок, роза, орхидея».

Если вы сомневаетесь в том, что бисероплетение – достойнейшая сфера творчества, знайте, что даже в собрания Государственного Эрмитажа хранятся ценнейшие, уникальные изделия из бисера, датированные 18-19 веком. И это настоящие произведения искусства, то, про что, не задумываясь можно сказать «тонкая работа».

Цветовая гамма и прозрачность

Так же, как и с размером, цветовая палитра бисера может отличаться в зависимости от производителя. Чтобы облегчить поиск в широком ассортименте, каждая фирма создает свою карту цветов, в которую может быть одновременно занесено до 1500 оттенков.

В целом весь бисер можно разделить на виды:

  • прозрачный,
  • полупрозрачный,
  • не прозрачный.

Для изготовления цветного бисера для рукоделия чаще всего используют заранее окрашенное цветное стекло. Здесь не требует нанесения дополнительных покрытий, окрас стойкий, не стирается со временем и не выгорает на солнце.

Крашеный бисер (DYED) создают путем нанесения красящего вещества на поверхность. После воздействия химических и термических закрепителей цвета, бисерины полируют, придавая глянцевый блеск. Такой вид окрашивания является менее стойким, может стираться от времени, линять и выгорать на солнце.

Неполированный или «тертый» бисер (MATTE или FROST) имеет приятную «бархатную» текстуру поверхности. Окраска более стойкая, но подвержена воздействию ультрафиолета.

Жемчужное покрытие, перламутр (PEARL или PEARLIZED), цейлон (CEYLON) или «позолота» (GOLD LUSTER) боятся царапин, со временем выцветают и тускнеют. Наиболее стойким из всех глянцевых является бензиновое (IRIS) или радужное покрытие (RAINBOW). Чтобы его повредить, необходимо приложить немало усилий.

Металлизированное напыление (METALLIZED) портится от контакта с водой. С таким бисером очень трудно работать, так как он может потерять внешний вид уже в процессе рукоделия от взаимодействия с руками.

Наиболее стойким металлизированным декором является гальваника (GALVANIZED). Но самым стойким можно смело назвать покрытие металлик (METALLIC), его создают при помощи окиси олова, нанесенного на раскаленное стекло.

Можно встретить бисер, покрытый серебром (STERLING SILVER PLATED), золотом (GOLD PLATED) или платиной (PLATINUM PLATED). Несмотря на то что нанесение драгоценных металлов достаточно прочное, со временем и эти виды тускнеют и стираются.

Часть культуры

Но не только эти страны «завели дружбу» с бисером. Для многих африканских племен бисер, завезенный европейцами, долго служил денежной монетой. Позже его использовали уже по прямому назначению: для отделки костюмов, плетения украшений.

Как национальную особенность африканского бисероплетения можно отметить традиционные круглые жесткие воротники-ожерелья, которые носили женщины масаи из Кении. Африканские изделия из бисера настолько колоритны, что и по сей день нравятся как местному населению, так и туристам.

Фото: bellezapura.com

Развивается сейчас бисероплетение и в странах Северной Америки, «запатентованное» индейцами, и в Индии. Для них изделия из бисера также подчеркивали статус человека, его семейное положение и т. д. Кроме того, они украшали бисером многие изделия, имеющие магическое, ритуальное значение. Кстати, помимо уже привычных методов работы с бисером (вышивки, плетения, ткачества), здесь применяют интересный способ инкрустации бисером, бусинами различных изделий, украшений.

К нам бисер «занесло» тоже давно. Любили украшения из него и в скифо-сарматскую эпоху. Но особо облюбовали эти стеклянные бусинки русские модницы конца XVIII века. Рукодельницы расшивали им парадные платья, картины, иконы и образки, украшали им зеркальца и пудреницы, плели женские украшения и четки. Многие работы с бисером считались произведением искусства, бисерное рукоделие было массовым, делилось на светское и народное — настолько здесь увлеклись бисером.

Фото: detscreen.ru

Древность

На территории современного Египта в XX веке археологи обнаружили фаянсовые украшения. Здесь были найдены разнообразные аксессуары и предметы быта, изготовленные по технологии, напоминающей современное бисероплетение. История стеклоделия начитывает около шести тысяч лет. Примерно такой же возраст имеет и материал, из которого сегодня рукодельницы по всему миры создают браслеты, серьги и ожерелья.

Первая машина для изготовления бисера появилась в середине XIX века. Декоративные элементы тут же понизились в цене. В 17-18 столетиях дамский туалет украшал стеклярус ручной работы – круглые прозрачные элементы, разрезанные вертикальным диском. Сегодня в изготовлении бисера используется вырубной пресс, напоминающий гильотину.

В Древнем Египте материал, отдаленно напоминающий стеклярус, назывался «бусра». В переводе на русский – «фальшивый жемчуг». В древности браслеты из бисера делали по весьма сложной технологии. Едва ли сегодняшним рукодельницам хватит терпения на обработку каждой бусины. Такая работа сродни ювелирной. В Древнем Египте бусины были простыми, бесцветными. Мастерам приходилось немало постараться, дабы придать изделиям блеск и роскошь.

История бисера

Историки уверенны, что такому виду декоративно-прикладного искусства как биссероплетению уже не менее 4000 лет. Археологические находки древнего Египта свидетельствуют, что уже в те далекие времена люди старались украсить свою одежду, предметы обихода. Так появился на свет «фальшивый жемчуг». Стеклянные бусинки нанизывали на растительные нити или конский волос и потом вплетали их в свои убранства. Так же свидетельства раскопок говорят, что для этого использовались и природные материалы: раковины моллюсков, зубы, зерна, камни.

Секреты этого рукоделия передавались из поколения в поколение, бережно хранились. Мастера достигали таких высот, что из мелких бусинок могли создавать целые шедевры. Бисером усыпаны наряды многие августейших персон, иконы, картины. Отдельные работы представляют собой скульптурные произведения выполненные целиком из бисера.

ИЗ ИСТОРИИ БИСЕРА

Бисер материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия.

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера. Однако в этих целях находят применение и другие, самые разнообразные материалы: металл, фарфор, всевозможные пластмассы. Известно, что на Крайнем Севере, где бисерное рукоделие традиционно, до появления торгового бисера местные умельцы точили его из мамонтовой кости. В Китае бисер был фарфоровым.

Во многих странах издавна делали металлические бусы и бисер. Например, на Декане (Индия) обнаружены медные бусы III—II тысячелетий до н. э. Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (золота, серебра) в Африке, доколумбовой Америке, Индии. Например, в захоронении на «королевском холме» Мапунгубве (Зимбабве) обнаружены кости, пересыпанные двенадцатью тысячами золотых бусин. В Мексике золотые бусины были не только круглыми, но и фигурными — в форме зубов ягуара, например. В Индии золотые и серебряные бусы и бисер производят до сих пор. В Европе металлический бисер стал популярен в XIX столетни. Он получил название «стальных бриллиантов». Бисеринки воронили, золотили,полировали. Металлический бисер делали во Франции, Германии. Лучшим считался английский; в России широко использовался тульский. Существовал и собственно золотой бисер европейского производства — это недавно доказали ученые. С помощью рентгеноспектрального анализа исследовали бисеринку из вышивки XIX в. и установили, что она изготовлена из золота 56 пробы.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где-то в горах есть пещера — жилище дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector