Как сделать самодельную электрогитару
Содержание:
- ДРЕВЕСИНА
- Уход за гитарой: чистка накладки из палисандра
- Железо
- Корпус
- Особенности ремонта акустики
- Тюнер для настройки электрогитары
- Настройка
- Полноценная запись акустической гитары
- Этапы изготовления других частей
- Специфика процесса
- Гриф
- Картонная гитара: мастер-класс №2
- КЛЕИ, КРАСКИ, ЛАКИ
- Распространенные поломки грифа гитары
ДРЕВЕСИНА
Породы дерева
Инструменты, изготовленные из каких-либо экзотических пород, мне не попадались, поэтому перечислю основные, часто используемые, и, что немаловажно, вполне доступные породы:
Клён (Maple) и его разновидности: Клён огненный (Flamed Maple)
Клён слоистый (Laminated Maple)
Клён стёганный (Quilted Maple)
Клён каповый (Burled Maple)
Птичий глаз (Birdseye), весьма экзотическая и спорная разновидность клёна.
Клён — очень распространенный материал. Из него можно изготовить гитару целиком.
Красное дерево (Mahogany) У меня сейчас имеется подделка под Charvel, где дека как раз изготовлена из этой древесины. Прочная и весьма тяжёлая. Так же красное дерево идет и на гриф.
Липа (Basswood) Дословный перевод с английского — басовое дерево. Материал, так же, как и предыдущие, весьма распространенный, и идёт на деки.
Ольха (Alder) Классический материал на деки.
Палисандр (Rosewood) и его разновидности:
- Палисандр африканский (African Rosewood)
Палисандр бразильский (Brazilian Rosewood)
Палисандр боливийский (Bolivian Rosewood)
Кокоболо (Cocobolo) — это уже экзотика
Палисандр — классический материал для накладки на гриф. Очень твёрдая и тяжёлая древесина. Для накладок также иногда используют чёрное дерево (Ebony), но в силу его дороговизны я сталкивался с ним редко, да и в мастерских эта порода используется не часто. Единственное, что могу сказать — отполированное чёрное дерево можно спутать с пластиком (абсолютно гладкая блестящая поверхность).
Тополь (Poplar) Более дешёвый вариант ольхи. Достаточно мягкий материал.
Ясень (Ash) Весьма прочный и тяжёлый материал. Существуют его разновидности, которые также используются в производстве гитар.
Таков краткий перечень используемых пород древесины. Несколько отдельная тема — производство акустических дек, где используют хвойные породы, в частности ель (Spruce).
Относительно материалов, применяемых при изготовлении гитары, часто можно услышать примерно следующее: «Дека у шестиструнки только из ольхи или красного дерева, гриф из клёна… На бас-гитарах красное дерево вообще не используют…». На самом деле таких категоричных правил нет. В каждом конкретном случае подбирается необходимый материал, исходя из пожеланий и возможностей заказчика, а так же обеспечения возможного наилучшего звучания инструмента. Никто не запрещает изготовить гитару целиком из чёрного дерева, и звучать, судя по всему, она будет отменно. Только вот стоить и весить она будет столько, что вряд ли кого-нибудь заинтересует. Кстати, говоря о массе — гитара должна быть тяжёлой! Поэтому использование лёгкой древесины, в частности берёзы, не рекомендуется.
Подготовка древесины
Для производства гитар, как правило, используется только ствол, и то не целиком, а нижняя его часть. Срубленное дерево подлежит сушке. Это весьма долгий и ответственный процесс. Бревна заливают на спилах компаундом (чтобы предотвратить «вытекание» влаги по сосудам) и помещают в сухое, проветриваемое помещение. Процесс сушки длиться несколько лет. Для очень дорогих заказных гитар используют древесину, выдержанную в специальных условиях 60 (!) лет. К сожалению, это не шутка. Только после такого срока можно быть уверенным, что древесину уже точно никуда не поведёт. Производство музыкальной древесины чаще всего является семейным делом.
Промышленные методы сушки с использованием специальных печей, хоть и позволяют просушить древесину за несколько месяцев, но подходят только для строительных материалов, так как разрушают структуру дерева. А это для музыкальных инструментов неприемлемо.
Бруски, идущие на изготовления гитар, не должны иметь сучков и трещин, а волокна дерева должны располагаться строго продольно спилу.
Подводя резюме: Если вы надумали сделать себе гитару, то знайте: древесина с базы стройматериалов вам совсем не подходит. Реальнее всего найти «музыкальное» дерево непосредственно у мастеров, изготовляющих или ремонтирующих инструменты (не обязательно гитары, — в разного рода консерваториях такие мастера обязательно есть).
По собственному опыту скажу: найти нужное дерево можно, но вот требуемый размер очень и очень сложно. Поэтому переделка готовых инструментов (даже капитальная) в этом случае более предпочтительна.
Обработка древесины
При изготовлении гитар используются те же принципы и инструменты, как и при любой другой обработке дерева. Поэтому в рамках данной статьи я не буду подробно останавливаться на фрезах, свёрлах и прочих напильниках. Можно лишь сказать, что аккуратность в этом деле просто необходима, так как огрехи и неточности не только плохо отразиться на внешнем виде инструмента, но могут «убить» звучание гитары.
Уход за гитарой: чистка накладки из палисандра
Активная игра на гитаре загрязняет лады, даже если вы всегда моете руки перед едой игрой. Причиной возникновения грязи на ладах гитары является наш пот, появляющийся от наших рук. Выглядят такие лады отвратительно, да и грязь негативно влияет на древесину.
Лучшее средство для ухода за гитарным грифом с палисандровой накладкой – лимонное масло. Масло очистит древесину и впитается в нее, что обеспечит дополнительную защиту.
Как почистить гриф гитары?
Нанесите пару капель масла на все лады инструмента и дайте ему немного впитаться. Затем возьмите сухую тряпку и хорошо протрите каждый лад.
Железо
Гребенка (рис. 8), пластина для крепления грифа, струнодержатель (рис. 9), задняя кобылка (подставка, рис, 10) с опорными порожками (рис. 11), втулки (рис. 12) изготавливаются из стали, дюралюминия, меди, латуни.
Рис. 8. Чертеж гребенки.
Гребенка служит для распределения струн. Нулевой порожек является опорой для них. Расстояние между ним и гребенкой — 5 мм. У данной гитары 23 лада.
Мензура инструмента — 630 мм. Мензурой называется расстояние между крайними опорными точками открытой струны, то есть расстояние от нулевого порожка до нижнего опорного порожка на подставке.
Порожки ладов в гриф вставляются по расчету, строго математическим образом в результате производных вычислений от длины мензуры. Если мензура меняется, то все лады оказываются не на своих местах, вследствие чего нарушается строй.
Рис. 9. Струнодержатель для электрогитары.
Рис. 10. Подставка.
Рис. 11. Опорные порожки.
Рис. 12. Втулки.
Более подробно о разметке грифа можно прочесть в .
Месторасположение порожков у данной гитары указано в табл. 1. Следует заметить, что 12-й порожек находится точно по середине мензуры. Порожки — покупные, промышленного изготовления.
Их ширина 2,5 мм. Колки также покупные. Лучше использовать колки с закрытыми механизмами. В отверстия под колки необходимо вставить втулки, иначе они со временем продавят древесину.
Колокольчик — стальная или латунная полированная пластина толщиной 1 — 1,5 мм. По форме может быть в виде колокольчика. Струнодержатель и заднюю кобылку лучше купить, хотя изготовить их самому не очень трудно.
Струнодержатель представляет собой параллелепипед с шестью сквозными отверстиями диаметром 1,5…2 мм для протяжки струн. С одной из сторон эти отверстия надо раззенковать сверлом диаметром 5 мм на половину глубины (ширины струнодержателя).
Это делается для того, чтобы упрятать внутрь шайбы-упоры струн. В отверстиях опорных порожков задней кобылки необходимо нарезать резьбу под регулировочные винты. Больше нигде в механизмах подставки резьба не нарезается.
Подставка и струнодержатель прикручиваются длинными шурупами-саморезами с широкой режущей кромкой через верхнюю деку к распорке №2. Расстояние между кобылкой и струнодержателем 30…35 мм.
Струны следует подключить к общему проводу. Для этого надо струнодержатель соединить с заранее подготовленным и проведенным внутри корпуса проводом. Датчики сдвоенные (рис. 13) собраны по схемам, приведенным на рис. 2 и рис. 5 из .
Датчики закреплены в рамках при помощи пружинно-винтовых механизмов, позволяющих регулировать расстояние между звукоснимателем и струнами. Это расстояние не должно быть больше 10 мм.
Рис. 13. Датчики.
Табл.1
Номер порожка | Расстояние от нулевого порожка 1 до п-го, мм |
1 | 35,4 |
2 | 68.7 |
3 | 100,2 |
4 | 130,0 |
5 | 158.0 |
6 | 184,5 |
7 | 209,5 |
а | 233,1 |
9 I | 255.4 |
10 | 276,4 |
I 11 | 296,3 |
12 | 315,0 |
13 | 332,7 |
14 | 349,4 |
15 | 365,1 |
16 | 380,0 |
17 | 394,0 |
18 | 407,3 |
19 | 419,8 |
20 | 431,6 |
21 | 442,7 |
22 | 453,2 |
23 | 463,1 |
В качестве переключателя звукоснимателей применен тумблер на три положения П2Т-1 (рис. 14). Этот тумблер необходимо доработать.
Если его разобрать, то внутри будет две пластины, одна из которых изображена на рис. 15а, вид сбоку — на рис. 156. В каждой из них необходимо отогнуть вниз один лепесток (рис. 15в).
Затем пластины уложить на свои места отогнутыми лепестками в противоположные стороны и собрать тумблер.
Рис. 14. Переключатель П2Т-1.
Рис. 15. Изгиб пластин.
Теперь в среднем положении движка он будет подключать к темброблоку оба датчика, в любом крайнем — только один из двух. Корпуса регуляторов темброблока следует подключить к общему проводу.
Темброформирующие цепи можно распаять как на плате. так и навесным монтажом на лепестках регуляторов. Электрическая схема приведена на рис. 16. Резисторы R1 и R2 — регуляторы громкости сопротивлением 47… 100 кОм.
Рис. 16. Схема подключения звукоснимателей.
Гнездо XS1 — под штекер Jack Mono, диаметром 6,3 мм. Темброформирующие цепи не указаны, так как их следует подбирать исходя из реально желаемого звука гитары. Основной критерий при выборе — темброблок не должен ухудшать тембр, делать его неприятным. Можно установить активный темброблок на экономичном ОУ КР140УД1208.
Тогда один из регуляторов громкости должен быть совмещен с выключателем. А можно обойтись без темброблока, оставив только один или два регулятора громкости. О различных пассивных регуляторах тембра можно узнать из .
Корпус
Многие из тех, кто мастерит самодельные электрогитары, утверждают, что инструмент должен быть максимально лёгким. В особенности это касается начинающих гитаристов.
Несмотря на то, что на тяжёлой гитаре играть сложнее, корпус всё же обязан быть массивным. Его вес обычно варьируется в пределах 3,5-4 кг.
Как видно на фото самодельных электрогитар, для изготовления корпуса чаще всего используют древесину берёзы, клёна или многослойную фанеру.
План работ по созданию корпуса гитары следующий:
- Нанесите эскиз корпуса на доску и выпилите лобзиком.
- Вырежьте и высверлите все нужные отверстия.
- Сделайте нижнюю стенку из 4-6 мм фанеры.
- Скрепите обе детали жидкими гвоздями;
- Обработайте заготовку рашпилем и зачистите шкуркой.
- Покройте корпус нитрошпаклёвкой в несколько слоёв.
- Зачистите мелкой наждачной бумагой.
- Покрасьте нитрокраской в 4-5 слоёв.
Особенности ремонта акустики
Конструктивно акустика проще электрогитары, однако имеет корпус-резонатор. Нарушение его геометрии и целостности может негативно отозваться на звучании. Поэтому главный принцип при ремонте акустических и классических гитар – не навредить. При этом ошкурить, затереть и залакировать деку и гриф акустики обычно легче, чем электрогитары.
Как заменить гитарные колки
Стоит сразу сказать о том, что гитарные колки нужно менять всем комплектом, а не по одному.
- Подберите правильную модель колков.
- Снимите весь старый комплект.
- Если ваши колки не крепятся на винты – вставьте их в отверстия, которые остались от старого комплекта.
- В случае необходимости – просверлите дополнительные отверстия под шурупы.
- Посадите колки на гриф и закрепите их на голове гитары.
Ликвидация трещин в накладке
Для того чтобы это сделать, вам потребуется пыль от дерева, из которого сделана накладка. Приобрести ее можно в специальных магазинах.
- Снимите струны с гитары.
- Увлажните гитарную накладку и подождите, когда трещина еще немного раскроется.
- Заполните трещину пылью и покройте ее суперклеем. Дождитесь, пока он высохнет.
- Зачистите место ремонта наждачной бумагой.
Обратите внимание на то, что сначала стоит обработать накладку бумагой с большим зерном, и потом уменьшать его размеры. Трещина постепенно пропадет по мере шлифовки
Как отрегулировать высоту струн
Главная проблема регулировки высоты струн на акустической гитаре – это отсутствия бриджа. На не электрических инструментах решить проблему слишком большого или маленького расстояния между струнами и грифом можно несколькими способами:
- Ослабить или усилить анкер грифа.
- Поменять верхний гитарный порожек
- В случае если струны слишком высоко, можете попробовать отшлифовать углубления в нижнем порожке. Для этого снимите струны и обработайте углубления наждачной бумагой с мелким зерном.
Шлифовка ладов
Шлифовка ладов – наиболее простой процесс. Проведите ладонью по ребру грифа. Если вы чувствуете, что ваша рука цепляется за лады, то обработайте выступающие части небольшим напильником или пилочкой для ногтей, пока не перестанете чувствовать, что они выступают за границы.
Как поменять порожек
Чтобы поменять порожки для гитары, вам потребуется:
- Снять струны с инструмента.
- Любым острым предметом – ножом, или долотом, извлечь старый порожек.
- Подготовить новый к установке – сделать все замеры, при необходимости убрав лишнее. Вы можете ориентироваться на старую деталь, когда делаете это.
- Посадить порожек на суперклей и подождать, пока он засохнет.
- Натянуть струны.
В случае если вы имеете дело с заготовкой под порожек, то при замерах можете ориентироваться на следующие величины:
- Толщина порожка – 6-7 мм
- Высота – толщина накладки, плюс 2.5 мм.
- Расстояние между углублениями – 0.1 см.
Замена ладов
Это процедура ремонта акустической гитары потребует сноровки, однако если все делать осторожно, то это можно сделать без проблем в домашних условиях
- Отделите лак, которым покрыты лады, от лака, которым покрыта накладка.
- Извлеките лады. Для этого вам потребуются кусачки, либо специальный инструмент для извлечения ладов. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не повредить накладку.
- Подготовьте новый комплект, который собираетесь установить.
- Зачистите углубления, которые появляются после извлечения старого комплекта.
- Вставьте новые лады при помощи киянки или спецовым молотком.
- Зачистите лады по бокам, чтобы они не выступали за гриф.
Тюнер для настройки электрогитары
Тюнер используется для настройки электроиструментов, как камертон для настройки акустических. Этот электронный прибор поможет максимально точно настроить инструмент. Для электрогитар он необходим, поскольку из-за тихого звучания настроить ее на слух очень сложно. Тюнер основан на визуальном методе контроля, имеет стрелку, которая показывает, насколько точно произведена настройка.
Существуют комбинированные модели или отдельные модели для настройки бас-, электрогитар. Часто процессор уже имеет в своем функционале тюнер для настройки, поэтому покупать его отдельно не нужно.
Настройка
Гриф должен возвышаться над верхней декой на толщину накладки или чуть выше. Струны располагаются над порожками ладов как можно ниже. Но в то же время колеблющаяся струна, прижатая на любом ладу, не должна цеплять нижерасположенные порожки.
Добиться этого можно, изменяя высоту подставки и угол наклона грифа на 1 …2° в сторону нижней или верхней деки. После того как высота струн отрегулирована, подбирают толщину рамок датчиков. Для этого прижимают струну на последнем 23-м ладу.
Толщина рамки должна быть чуть меньше половины расстояния, образованного прижатой струной и поверхностью верхней деки. Изгиб грифа под нагрузкой регулируется вращением гайки стержня. Длина мензуры должна строго соответствовать расположению ладов. Этого добиваются путем регулировки опорных порожков на подставке в направлении вдоль струны при помощи винтов.
Процесс регулировки контролируется на предмет того, что струна на 2 ладу должна быть ровно на тон выше открытой, на 5 ладу — на 2,5 тона выше открытой, на 12 ладу — на октаву выше открытой.
Без гитарного тюнера или абсолютного слуха эта процедура невозможна. Приблизительно настроить мензуру можно, сравнивая звучание струны, прижатой на 12 ладу, со звучанием флажолета на том же 12 ладу.
Частота звука должна быть одна и та же. Флажолеты извлекаются при легком касании струны пальцем. Понятие строя включает в себя расположение звуков на струнах и ладах инструмента. Стандартным гитарным строем считаются сочетания, приведенные в табл. 2.
Табл. 2
1 струна открытая | ми | 2-й октавы | (Е) | 658,2 Гц |
2 струна открытая | си | 1 -й октавы | (Н) | 493,9 Гц 1 |
3 струна открытая | соль | 1 -й октавы | (G) | 392 Гц |
4 струна открытая | ре | 1 -й октавы | (D) | 293,4 Гц |
5 струна открытая | ля | малой октавы | (А) | 220,0 Гц |
6 струна открытая | ми | малой октавы | (Е) | 164,8 Гц |
Для людей не обладающим абсолютным слухом, для настройки гитары потребуется источник звучания эталонной ноты. Это может быть камертон, синтезатор, фонограмма музыкального произведения, компьютерная программа, гитарный тюнер.
Табл.3
1 струна открытая = 2 струна 5 лад = 3 струна 9 лад = 4 струна 14 лад = 5 струна 19 лад = 6 струна 24 лад |
2 струна открытая = 3 струна 4 лад = 4 струна 9 лад = 5 струна 14 лад = 6 струна 19 лад |
3 струна открытая = 4 струна 5 лад = 5 струна 10 лад = 6 струна 15 лад |
4 струна открытая — 5 струна 5 лад — 6 струна 10 лад |
5 струна открытая = 6 струна 5 лад |
Тюнер — это устройство, анализирующее гитарный сигнал и выдающее информацию относительно текущей частоты, на которую настроена струна. Тюнеры бывают сами по себе, встроенными в гитарные процессоры, в виде компьютерных программ. Если всего этого нет, гитару можно настроить по… телефону.
Сплошной длинный сигнал, который слышен из трубки при ее поднятии, примерно соответствует ноте “ля» 1 -й октавы 440 Гц (2 лад 3 струна). Сначала настраивается одна из струн, а потом относительно ее — все остальные. Пример строя приведен в табл. 3.
В. Колесников. РМ-06-17, 07-17.
- Литература:Банников В. Разметка грифа электрогитары. — Радио, 1996, №12, с. 44.
- Колесников В. Намотка помехозащищекных звукоснимателей. — Радиомир, 2016, №10, с, 8…9.
- Шихатов А. Пассивные регуляторы тембра. — Радио, 1999, №1, с. 14…15.
Полноценная запись акустической гитары
В этом разделе мы подходим к записи гитары более серьезно. Если раньше мы говорили о максимально бюджетных вариантах, стоимость которых вряд ли выйдет за границу 10 тысяч рублей, то здесь вам придется хорошо потратиться на нормальную аппаратуру.
Сколько микрофонов нужно
Как минимум один, а еще лучше – два. Еще лучше, если вы будете иметь электроакустическую гитару и звуковую карту с двумя или тремя выходами, куда можно подключить микрофон и линию.
Все упирается в то, что акустическая гитара – очень богатый тембрами и частотами инструмент. Кроме того, имея в своем распоряжении несколько микрофонов, вы сможете снять вашу игру с нескольких разных точек и, меняя баланс громкостей, формировать нужный вам звук.
Для записи подобных инструментов лучше всего подходят конденсаторные микрофоны. Вот несколько моделей:
- MK-220
- Audio-Technica AT2020
- Rode K-2
- AKG C451-B
В интернете вы сможете найти еще больше информации по оборудованию.
Медиатор или пальцы?
Ответ на этот вопрос целиком зависит от того, какого звука вы хотите добиться. Игра пальцами дает менее звонкий, глухой, низастый звук, который очень тяжело сделать острым. Медиатор же обеспечивает атаку и острый, звенящий звук. В любом случае от того, играете ли вы пальцами или медиатором, никак не зависит выбор микрофонов и их расположение. Играйте так, как вам удобно.
Расположение микрофонов
Думая о том, как расположить микрофоны, нужно понимать, какая из областей гитары какой звук дает. Самая распространенная ошибка новичков тут заключается в том, что они располагают микрофон к розетке деки, потому что звук исходит из нее. Это неправильно.
Если расположить микрофон напротив розетки – звук будет наполнен низом и резонансами.
Звук, снимаемый с задней стороны деки богат низкими частотами.
Снимая деку спереди сбоку, вы получите звук, наполненный отзвуками струн.
Можно также снимать звук с головы гитары – тогда вы запишите гармоники и звон струн.
При записи одним микрофоном самое оптимальное положение – напротив 12-го лада. Тогда вы снимите звук струн и общее тело гитары
Однако обратите внимание на то, что тогда в миксе появится много щелчка по струнам от медиатора
Если подходить к записи акустической гитары более основательно, то стоит использовать два микрофона – один расположить в районе 12го лада, так, чтобы держать гитару было удобно, а вторым снимать звук самой деки. Третьей дорожкой можно снять звук пьезоснимателя, если у вас электроакустика. Тогда вы получите три дорожки, из которых по факту сможете нарулить любой интересующий вас звук. Располагать два микрофона лучше всего под углом в 90 градусов относительно друг друга – чтобы избежать проблем с фазой, на расстоянии примерно 10- 15 сантиметров от инструмента.
Конденсаторный с маленькой диафрагмой
Всенаправленый
Кардиоидные конденсаторные
Стереопара из 2 конденсаторных микрофонов
Этапы изготовления других частей
Прежде чем самому собирать гитару, необходимо внимательно изучить устройство данного инструмента.
Для создания гитары в домашних условиях необходимо составить пошаговый план действий. Выглядит он примерно так:
- выбирают тип гитары;
- делают чертёж;
- переносят рисунок на выбранный материал;
- выбирают технологию;
- находят помещение, подготавливают инструменты.
Требования к помещению:
- тёплая комфортная температура;
- достаточное освещение и вентиляция;
- низкий уровень влажности.
Выбор доски для создания корпуса
Независимо от выбранной породы дерева, есть общие требования к доске:
- отсутствие сучков;
- строго прямое расположение волокон без резких изгибов.
Инструменты
Перечень всех необходимых инструментов представлен в самом начале. Здесь стоит дополнить, что предпочтительно иметь ручной и электрический лобзик. Работающий от сети инструмент пригодится для выпиливания деталей, а для проведения более тонких работ стоит воспользоваться ручным.
Специфика процесса
Акустическая гитара
Главная проблема, с которой сталкиваются практически все гитаристы, пытающиеся записать акустическую гитару – это невозможность сделать это в линию. Для записи звука нужен хоть какой-то микрофон или рекордер. Кроме этого, их нужно правильно расположить относительно гитары, а еще лучше – снимать сигнал несколькими микрофонами, расположенными по-особому.
Владельцам электроакустических гитар проще, потому что у них есть вход для шнура, который можно вставить в звуковую карту. Однако таким образом звучание гитары получается плоским и совсем не таким, каким слышит гитарист.
Главное, что здесь нужно – это приобрести хоть какой-то внешний микрофон или рекордер Zoom или любой другой фирмы. Это – минимальный набор, с которым вы сможете записать любой акустический инструмент.
Кроме того, при записи акустической гитары рекомендуется делать несколько даблтреков – когда вы записываете одну и ту же партию несколько раз. Записывать их надо до момента, пока не услышите естественный хорус. Тогда звучание будет наиболее плотным и наполненным гармониками.
Электрогитара
Записать электрогитару на компьютер намного проще, чем акустику. Для этого вам потребуется только звуковая карта – не нужны даже примочки, потому что их вы можете с эмулировать посредством специальных плагинов. Если вы начинающий гитарист – то можете приобрести простенькую звуковую карту с одним-двумя каналами.
Еще один вариант – гитарные процессоры, которые обладают функцией звуковой карты – например, фирмы Line. Как правило, к ним в комплекте идет диск с драйверами, либо их можно скачать с официального сайта. Это решение будет чуть дороже, однако многие цифровые эффекты будут звучать лучше своих аналогов – особенно когда речь идет о дисторшне или овердрайве.
Бас-гитара
Электро бас-гитары записываются точно так же, как и обычные не акустические инструменты – через звуковую карту. Отличие заключается в том что, как правило, вам даже не потребуются специальные драйвера или цифровые примочки – звук баса можно сформировать при помощи плагинов: компрессоров и сатураторов.
Настройка оборудования
При записи любого инструмента следует придерживаться ряда простых правил. Убедитесь, что все дорожки записывают звук, и что в нем нет никаких артефактов – хрипа или посторонних шорохов
Обратите особое внимание на силу сигнала – она не должна пробивать отметку в +0.0 Дб, в идеале настройте с запасом на -10 или -7 Дб. Так вы не столкнетесь с проблемой клипинга
Гриф
Для основания грифа, головки, прижимной рейки, накладки (рис. 16, рис. 1 г. рис. 1д) используют доски с продольным расположением волокон. Головка грифа вырезается из цельного бруска и плотно приклеивается к основанию.
Затем делается паз и углубления, вставляется стержень (рис. 1в) и придавливается рейкой. Поверх всего наклеивается накладка. После высыхания клея накладке придается требуемая форма и размеры, прорезаются поперечные пазы под порожки ладов. 1, 3, 5, 7. 9. 12, 15, 17, 19, 21 лады инкрустируются белым или цветным тонким гибким пластиком.
Рис. 1. Чертеж грифа электрогитары.
Собранный гриф крепится к брусу (рис. 2) через металлическую пластинку (рис. 3) с помощью четырех шурупов-саморезов с широкой режущей кромкой.
Вместо шурупов можно применить винты и мебельные гайки, предварительно ввинченные в пятку грифа. Пятку (рис. 16) следует сделать с запасом по толщине.
Лишнее уберется при подстройке грифа. Оттого, насколько прямолинейным выйдет гриф и накладка, в дальнейшем будет зависеть качество строя гитары. Но даже гриф с идеально ровной плоскостью после сборки гитары и натяжки струн стремится изогнуться в противоположную струнам сторону. Это неприятное явление компенсируют введением в гриф жесткого упругого стержня.
В верхней части стержня (рис. 1 в) нарезается резьба под гайку. Длина нарезки 30…40 мм. Прижимная рейка должна прогнуть вставленный в паз стержень, поэтому одна грань рейки имеет дугообразную форму. В свою очередь рейку прижимает накладка.
Плоскость накладки в поперечном сечении может быть ровной (под прямые порожки ладов) или слегка скрученной (под радиальные порожки). Паз под стержень должен быть более узким, чем углубления под опорные пластины. Пластинка-колокольчик (рис. 1а) закрывает углубление с гайкой и верхней опорной пластиной стержня.
Рис. 2. Крепление грифа.
Рис. 3. Чертеж электрогитары.
Картонная гитара: мастер-класс №2
Эта гитара из картона не настолько натуралистичная, как первая: струны у нее будут нарисованными. Но есть один неоспоримый плюс — делать ее намного быстрее и проще, чем в первом мастер-классе. И также можно сделать себе не обычную аккустику, а электро гитару, как у настоящих рок-звезд.
Итак, что вам понадобится, чтобы сделать игрушечную картонную гитару:
- картон
- клей
- нож для бумаги
- краски или маркеры
Вырезаем из картона по шаблону деку и гриф. Склеиваем их вместе, даем высохнуть.
После того, как клей на гитаре высох, рисуем струны, порожки, колки. И также разукрашивем деку, как только душа пожелает.
КЛЕИ, КРАСКИ, ЛАКИ
В производстве гитар в основном используют органические клеи (костный клей, казеиновый клей и т.п.). Несмотря на все свои недостатки, органические клеи имеют хорошую адгезию с древесиной, и примерно равную с ней «жесткость». Этого нельзя сказать об эпоксидных смолах (не только бытовой ЭДП, но и специальных), которые застывают «в стекло». Это приводит к тому, что во время ручной шлифовки склеенных изделий, шов стачивается медленнее, и начинает выступать. По собственному опыту скажу: любой шов на гитаре, выполненный эпоксидкой, через 5-6 лет начинает растрескиваться. Плюс к этому клеевой шов невозможно размочить/растворить/расплавить (что является серьезным недостатком, т.к. резко снижается ремонтопригодность изделия).
Опять-таки в рамках данной статьи я не буду писать: «склеиваемые поверхности очистить и обезжирить…», так же как и не буду писать рецепты клеев. Все это можно почерпнуть из литературы, к тому же у каждого мастера свой рецепт состава клея, который, во-первых, «секретный», а во-вторых, слабо воспроизводимый вне конкретной мастерской.
Для окрашивания гитар применяют различные (в том числе и масляные) краски и эмали. Естественно, красят распылителем, а не кистью. Иногда применяют окрашенный (непрозрачный) лак.
Лаки для гитар — тема отдельной большой статьи. Лаки — наиболее спорная тема. Информация об их составе и применении скупа и противоречива. Я сталкивался с применением полиуретановых и нитроцеллюлозных лаков. Ничего плохого ни о тех, ни о других сказать не могу. В работе нитроцеллюлозный лак удобнее, но он взрывоопасен (если грамотно сдетонировать).
В этом разделе я пропускаю очень много шагов технического процесса производства гитар, таких, как шлифовка, грунтование, полировка древесины и покрытий. Не потому, что это маловажные операции, и не потому, что все это и так знают. Просто это относиться к обработке любых деревянных изделий, а не только гитар, так что найти эту информацию не составит труда. В этой же статье хочется уделить больше внимания именно «гитарной» теме.
Распространенные поломки грифа гитары
Исполнители часто сталкиваются с неполадками на грифе инструмента. Некоторые из них можно устранить самостоятельно:
- Отслойка пятки от грифа. С проблемой можно справиться при помощи болта. Закрепляют деталь к основе. При этом следует сделать небольшую дырку в каркасе, затем зафиксировать установку болтом. Внутри корпуса ставят шайбу, которая должна быть большого размера.
- Местами отклеилась подставка. Необходимо аккуратно ее снять. Зачистить область крепления, чтобы убрать следы деформации. Потом посадить на клей в том же месте. Подставку можно дополнительно зафиксировать шурупами или болтами.
- Тугие движения колков. Необходимо смазать конструкцию. Лучше использовать немного машинного масла. Также рекомендуется смазывать резьбу анкера перед установкой.
- По пятке грифа пошла трещина. Если она незначительная, то необходимо залить обильно эпоксидной смолой и прижать струбциной. Необходимо выдержать один день в теплом сухом помещении.
- Жесткая работа грифа. Связана с ослаблением шейки, провоцирует натяжение струнок. Можно сломать инструмент. Из-за потери детали может возникнуть потребность в смене всех ладов.
- Сломалась дека верхней части конструкции гитары. При больших повреждениях устанавливают новую деталь.
Желательно знать, как гриф крепится к гитаре. Это облегчит процесс починки.
Искривление грифа
Самая распространенная проблема. Это происходит из-за погодных условий и климата – дерево гитары деформируется и гриф может искривляться, что мешает игре
Об этой проблеме мы подробно рассказали в статье по регулировке анкера, и не будем заострять на ней внимание
Трещины в деке
Серьезная проблема, которая не только ухудшает внешний вид инструмента, но и влияет на звук. Сколы и трещины обычно появляются на углах корпуса, где гитара наиболее уязвима воздействиям извне.
Трещина в накладке на гриф
Серьезная проблема, которая возникает из-за механических повреждений или природного воздействия на гитарный гриф – например, дерево сильно высохло. Тем не менее, ее можно устранить ремонтом гитары в домашних условиях.
Повреждение порожка
Со временем любые гитарные порожки приходят в негодность. Они могут сточиться, или же просто сломаться из-за микротрещин. В любом случае, такой дефект не позволяет играть на инструменте, и его нужно ликвидировать.
Повреждение колков
Еще один повод для ремонта гитары – сломанные колки. Из-за их повреждений гитара перестает держать строй, и вам придется постоянно подстраивать инструмент для того, чтобы он хоть как-то звучал.
Лады выступают за гриф
Не совсем поломка, однако, важный аспект, который стоит ликвидировать как можно скорее. Проблема свойственна заводским гитарам, в которых лады могут немного выступать за боковую сторону грифа. Это может привести к дискомфорту при движении по нему, а также царапинам и неприятным ощущениям от игры.
Сточившиеся лады
От длительного контакта со струнами у вас могут сточиться лады. Это приведет к тому, что инструмент также перестанет строить и звучать так, как нужно. Для того чтобы исправить это, нужно поменять старые лады на новые.
Большая или маленькая высота струн
Эта проблема – скорее следствие изменения прогиба грифа гитары или установки неправильных порожков на инструмент. Высота струн – важный аспект, который сильно влияет на комфорт от игры, за ним необходимо следить и в случае необходимости – производить регулировку.