Мастер-класс для педагогов «изучение приёмов гжельской росписи. роспись тарелочки в стиле «гжель»

Урок рисования: Сказочная Гжель

Нам потребуется: — альбомные листы, — гуашь – 2 баночки: былого и лазурного цвета, — кисти – в идеале беличьи:  тонкие (№ 2-4), средние (№6-8) и толстые (№10-12), — остальное: вода в баночке, палитра, мягкая тряпочка (для снятия лишней краски), ножницы, простой карандаш и резинка (для детишек постарше).

Ход работы:

1) Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров — точки, штрихи  и линии.  

Попытайтесь поэксперементировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.

2) Бордюры — простейшие орнаменты: детям необходимо уловить их закономерность.

3) Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Детям проще всего делать капельки — примакиванием кисти.

4) Мазок с тенью — или «мазок на одну сторону». Особенность такого мазка — в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета — от темного к светлому.  

Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти — с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой (№ 10-12), ее форма — лопаточка.

На рисунке ниже Вы увидите основные типы мазка с тенью, а также последовательность рисования цветочка: синей розы.

Итак, мы сделали вывод. что в своей работе мастера Гжели используют завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. мазки с тенью.

А теперь:

Ход ООД:

Педагог: — Ребята, нам пришла посылка. Посмотрим, что в посылке, в ней посуда, узоры и письмо.Пишут нам мастера-умельцы:

«Дорогие ребята! В нашей мастерской произошло несчастье. Злая Помеха-неумеха перемешала все краски, смыла все цветы — рисунки и теперь наши изделия никого не радуют, и их никто не узнает. Помогите нам вернуть узоры на место»

Педагог: — Как мы можем помочь мастерам?

Дети: — Украсить посуду узорами.

Педагог:- Но для начала, нам нужно вспомнить, в каких росписях используют эти узоры? (Дети рассматривают элементы узоров из посылки и определяют)

Дети: — Хохломская. Гжельская.

Педагог:- Какой цвет используют художники для хохломской росписи и что он олицетворяет?

Дети: Красный — цвет красоты.

Золотой – цвет солнца, урожая, хлеба.

Зеленый – цвет жизни, травы.

Черный – цвет земли нашей плодородной.

«Хохломская роспись, Алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы

Блестят они как золотые

Как-будто солнцем залитые.»

Педагог: — Какие элементы росписи вы узнали? («листочки», «травка», «трилистник», «завиток», «пятна», «точки», «ягодки»).

Педагог: — Как называется основной завиток – ведущий стебель?

«Криуля».

Игра: «Составь узор». (Дети украшают трафареты посуды, выкладывая элементы, составляя узоры)

Педагог: — А что же это за посуда? Белая! А узоры – синие?

«Сине-белая посуда

Расскажи-ка, ты откуда?

А из Гжели я пришла

И цветами расцвела:

Голубыми-синими,

Нежными красивыми».

Педагог:- Правильно – это Гжельская посуда. Рассмотрите внимательно эту посуду.

— Какие знакомые элементы вы видите в росписи каймы? (точки, капельки, бордюры, полоски).

— Но самый излюбленный узор – гжельская роза. Ее мы будем учиться рисовать. Она выполнена широкими мазками с тенью

Для получения хорошего мазка важно правильно распределить краску по кисти — к краю ее должно быть больше, а к середине меньше

— Обмакиваем край кисти в краску, аккуратно прикладываем к бумаге, и уверенным движением руки наносим мазок, поворачивая кисть при симметричном рисовании в одну, затем в другую сторону, получая цветок. Роспись цветка необходимо начинать с середины – мазок вверху, мазок внизу, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. Какой элемент у нас получился – роза.

Педагог: — А сейчас мы сами превратимся в цветок.

Физминутка «Цветок»:

«Вырос красивый цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание.

Дружно дают под землей корешки».

Педагог: — Настало время помочь мастерам, я думаю, вы справитесь. Выбирайте посуду, которую вам хочется украсить.

Вопросы на закрепление, самостоятельная работа детей – украшение посуды. В группе звучат русские народные мелодии.

Педагогом оказывается индивидуальная помощь.

Анализ выполненных работ

Дети рассматривают работы, обращают внимание на более удачные выполнения узоров

Педагог: — Ну, а теперь, когда так замечательно вы справились с работой, что мы сделаем с вашими изделиями?

Дети: — Отправим мастерам – умельцам!

Педагог: — Молодцы, хорошо потрудились, выполнили просьбу о помощи.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организовать выставку посуды, расписанную по мотивам гжели и вывесить наглядный материал «гжельской росписи».

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в этой деревеньке живут.

Умельцы в этой деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чудо творят.

Очень давно недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там мастера, которые делали из белой глины посуду и игрушки, расписывали их голубовато – синей краской. Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Рисовали на посуде мастера различные узоры: травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки. И все, что кисть рисует становится синим и голубым, поэтому называют гжельскую посуду за ее красоту нежно – голубым чудом – сказочной гжелью. Послушайте, какие стихи сложили о гжельской посуде:

Сине – белая посуда

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела.

Голубыми, синими

Нежными, красивыми.

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого полотна художник ведет кисточку с одной –единственной краской –то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком… Будто не художник одной- единственной краской рисует, а дирижер целым оркестром управляет. Палочка помогает рождаться на свет звукам, а кисточка — красочным узорам. И все они появляются на большую радость людям! Давайте рассмотрим узор. Какие элементы вы видите? (Травинки, пружинки, спиральки, сеточки, полоски, цветы, листочки). Какой цвет используется в узоре? (Голубой, синий).

Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Настоящие розы бывают самыми разными, и узорные – декоративные – розы тоже не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными спелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны.

Ребята, если бы вы были мастерами и мастерицами, что бы вы хотели рисовать на радость людям? (Посуду. Достать «волшебный сундучок») Интересно, что там лежит? (Достать шаблоны различной посуды) Давайте представим, что мы находимся в художественной мастерской, а вы – художники. И сегодня мы будем расписывать посуду. Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи посуды. Рисуем концом кисти, всем ворсом, приемом примакивания рисуем листочки. Каким цветом будем рисовать гжельский узор? Как получить голубой цвет (Смешать между собой белую и синюю гуашь) Не забывайте промывать хорошо кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую краску. Лишнюю краску отжимайте о край банки. Каждый может украсить посуду любыми узорами, которые вы видите на таблице, но можно придумать и свой необычный узор. Но в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета. А сейчас мы с вами встанем и отдохнем.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос – он посуду нам принес. (сделать большой круг.)

Пальчиковая гимнастика

Наши синие цветы – ладони лодочкой соединить перед собой

Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит –подуть на руки: «цветки»

Лепестки колышет –руки колышутся нал головой: вправо, влево и соединяются в ладони.

Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы. Соединить ладони лодочкой.

Закрывают лепестки –покачивают ладонями

Головой качают – вправо, влево

Тихо засыпают – ладошки под голову.

А теперь приступим к работе. Попробуйте на пробных листочках, как у вас получится голубой цвет. (Дети самостоятельно работают под музыку. Работу сопровождает запись русской народной песни «Во горнице» в аранжировке (русские гусли и свирель)

Итог.

Организуется выставка – ярмарка детских работ, дети рекламируют свой «товар», рассказывая, что это, какие элементы использованы в росписи. Предложить детям продолжить украшение силуэтов посуды элементами гжельской росписи дома вместе с родными.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придет гостья, но она к нам придет с игрушками. А с какими, я сейчас вам загадаю загадку.

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно,с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми,синими,

Нежными,красивыми.

(Гжель)

Воспитатель: Молодцы, ребята к нам и правда придет «Девица – гжель».

(Звучит музыка, заходит Девица – гжель).

Девица – гжель: Здравствуйте ребята, я к вам пришла из далёкого – далёкого села Гжель.

Много лет тому назад мастера из этого села стали думать, как им свой край прославить и нашли они в своей сторонушке глину чудесную белую – белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. (Девица – гжель показывает посуду и игрушки).

Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют, и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.

Беседа по сказке.

Девица – гжель: Понравилась вам сказка?

О каком промысле сказка?

Какими узорами мастера украшают свои изделия?

Из чего мастера делают свои изделия?

Воспитатель: А теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

Физкультминутка «Клумба» (Все становятся в хоровод)

Дети к клумбе подошли, много здесь цветов нашли. (Идут по кругу)

Лейки в руки взяли, цветочки поливали. (Имитируют полив)

Цветочки подрастали, бутоны раскрывали (Поднимают руки вверх, раскрыв кулачки)

К клумбе пчелки прилетели, (Бегают,изображая пчелок: «ж-ж-ж»)

На цветочки наши сели. (Приседают)

Девица – гжель: Сегодня мы с вами будем гжельскими мастерами. Я вам всем принесла вот такие белые тарелочки, но их нужно украсить.

Воспитатель: Ребята, сначала нужно рисовать цветок по середине тарелочки, а лепесточки, капельки вокруг цветочка. (Объяснение сопровождается показом рисования).

Выставка работ.

Ход НОД:

— Ребята,отгадайте загадку:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

— Вопросы воспитателя: А почему вы так решили? (Потому что мы знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры) Кто расписывает такими узорами? (Гжельские мастера) А где живут и работают такие мастера вы знаете?

— Беседа с детьми об истории создания гжельской росписи:

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами мастера любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.» (Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков).

«Стал каждый мастер свое умение показывать.Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит.

Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные» (На картинках, которые показывает воспитатель, дети рассматривают посуду разных мастеров, форм и размеров)

«Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!» (Воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных животных и птиц)

«Обратите внимание, какие красивые и разные птицы и животные, творили умельцы своими руками!» (Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, на которых изображены птицы и животные гжельских мастеров)

«Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется,сейчас прокукарекает: «Спать пора!» (На картинках, которые показывает воспитатель, изображены разные диковинные часы. Дети с интересом рассматривают их)

«У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись»

Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?

— Рассматривание узоров гжельской росписи: — А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии? (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)

— А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и нарисуем Сказочную птицу. Я думаю, что сделать вам это будет не сложно, ведь вы — настоящие умельцы, мастера своего дела.

— Показ этапов рисования птицы воспитателем.

— Выполнение работы детьми

В процессе рисования подходить к детям, в случае необходимости оказывать помощь, обращать внимание на гжельские изделия (если ребенок затрудняется в выделении узора, который нужно нарисовать)

— Выставка детских работ: По окончании все работы расположить для просмотра на столе, предложить ребятам выбрать понравившиеся и рассказать, почему они понравились.

— Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята,послушайте стихотворение Светланы Ледковой:

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

Воспитатель: мы с вами уже знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры.

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.

Воспитатель: Кто расписывает такими узорами?

Дети: Гжельские мастера.

А где живут и работают такие мастера вы знаете?

Дети: В подмосковном местечке Гжель.

В цехе художественных изделий будущие вазы или статуэтки отливаются в форму. Затем каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы, чтобы оно стало гладким, а краска ложилась ровно. В цехе художественной росписи фарфора мастер-живописец вручную расписывает каждый предмет. Разметка узора наносится через кальку порошком измельченного древесного угля путем припудривания. В мастерских художников от эскиза идея воплощается в высокохудожественное произведение искусства.

Исполнитель росписи обязательно ставит свою подпись на каждом изделии. Завершается производственный и в то же время творческий процесс обжигом

На вагонетку осторожно устанавливают расписанные, глазурованные изделия, и вагонетка заезжает в печь размером с дачный домик

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а что украшают гжельскими узорами?

Дети: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, сервизы.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, а из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Какими узором украшают мастера свои изделия?

Дети: Завитки, цветы, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.

Воспитатель: Правильно, еще очень часто изображают сказочных животных и птиц. А на больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

А вот ещё одно стихотворение Л.Куликовой:

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса.

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Воспитатель: А какими цветами расписывают мастера свои изделия?

Дети: Голубыми, синими, темно-синими.

Воспитатель: Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок выглядит серо-черным.

Воспитатель: Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Держим кисточку»:

Держим кисточку вот так: это трудно? Нет, пустяк!

(Рука на локте. Кисточку держат тремя пальцами выше её металлической части.)

Вправо – влево, вверх и вниз побежала наша кисть.

(Движения кистью руки по тексту.)

А потом, а потом кисточка бежит кругом.

(Кисточку держат вертикально.)

За тычком идет тычок! Закрутилась как волчёк.

(Выполняют тычки без краски на листе.)

Воспитатель: На предыдущих занятиях мы с вами лепили тарелки как гжельские мастера из глины, потом мы заготовки-тарелочки сушили и покрывали гуашью. А Каким цветом мы покрывали наши изделия?

Дети: Белым.

Воспитатель: Правильно белым. Мы уже знаем, что гжельские узоры это- синие и голубые узоры и цветы на белой посуде. А для чего мы рисовали с вами эскизы к росписи тарелки-заготовки.

Дети: — Для выбора лучшего узора для росписи тарелочки.

Воспитатель: А Сегодня, мы с вами почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами-живописцами. Вот наши тарелки-заготовки, которые мы с вами готовили к росписи, они у нас белые нераскрашенные (Воспитатель раздает каждому ребенку его белую заготовку-тарелку и эскиз к ней). Давайте распишем наши тарелки-заготовки как настоящие мастера-живописцы! А в конце работы мы устроим выставку наших работ.

Теперь дорогие мастера гжельской росписи можно начинать свою работу.

9.

10.

11.

12.

13.

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают тарелочки на выставочном стенде. Ребята рассматривают свои работы, отмечая успехи и аккуратность.

14.

Воспитатель: Молодцы ребята!: Потрудились вы на славу. Хорошие мастера и мастерицы из вас вырастут!

Оформляется выставка работ под девизом:

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  — так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства — испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Примеры посуды в стиле Гжель:

Совершенство в каждой детали:

Сегодня у нас есть отличная возможность познакомить ребенка с Гжельской росписью, приобщить к исконно русскому творчеству, и даже испытать себя в роли  народного мастера. Занятие также поможет развитию у него эстетического вкуса, фантазии, умению по мотивам составлять общий узор.

Вообще этот урок расчитан на ребенка 5-9 лет, но в принципе, для разнообразия можно вовлечь и трехлетнего малыша, не требуя, конечно, от него слишком точного исполнения росписи.

Ход работы

Сегодня наш мастер – класс посвящен гжельской росписи. Но для начала я вам расскажу не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать.Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота,разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо — сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса.

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

— Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

— Используются завитки, дуги, сеточки, полоски, травинки, точки.

— Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

И. Кадухина

— Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Именно этот мазок мы сегодня изучим.

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

Показывается техника выполнения «мазка тенями» и отрабатывается этот мазок на бумаге. После того как педагоги научились правильно выполнять мазок, им предлагается расписать тарелку в стиле «Гжель»

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Потрудились все на славу

На этом наш мастер – класс закончен, спасибо за внимание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector