Производство плитки майолика и популярные компании-изготовители

Майолика – краткая история “взлета и падения”

Первые майоликовые плитки были изготовлены еще несколько тысячелетий назад, свидетельством тому являются огромные панно с изображениями фараонов. Так что они радовали глаз и в Древнем Египте, и в Вавилоне, да и прочие развитые древние цивилизации от них не отставали. Такие изделия прекрасно выдерживают высокие температуры, поэтому пользовались большой популярностью в жарких странах. А вот позже техника подглазурной росписи появилась вместе с арабами (маврами) на Иберийском полуострове. Нужно сказать, что название «майолика» произошло от «Майорка», откуда итальянцы и начали в Средние Века привозить искусно расписанные мавританские сосуды. А вот в Португалии такие плитки называют «азулежуш», а в Испании – «асулехос».

После итальянцы научились самостоятельно изготавливать майолику и даже значительно ее усовершенствовали. В Италии она была популярна в XIV-XVII вв., наиболее известным итальянским специалистом в этой области был Лука дела Роббиа, живший в эпоху Ренессанса. Он придумал способ наносить белю и цветную глазурь на плитку так,  чтобы она крепко держалась и не теряла яркость красок. Майолика из Италии начала свое шествие по Европе как украшение интерьера и экстерьера богатых домов. Подобные керамические изделия вошли в моду во Франции, Нидерландах, Германии, России, Швейцарии и Австрии. Однако в начале XVIII в. началась эпоха фарфора и фаянса, явных конкурентов изделий в технике подглазурной росписи.

Майоликовые плитки часто можно было встретить в XVIII в., в богатых домах российского дворянства. Были мастерские и заводы близ Москвы, выпускавшие изделия в монохромной (завод Гребенщикова в Москве) и полихромной (Гжель) росписи. А вот в Ярославле тоже производили подобную плитку, но уже поливную, а не подглазурную. До сих пор одним из основных признаков интерьера в стиле русской усадьбы XIX в. является печь с изразцами.

Майолика в интерьере легко превращалась из отделочного материала в настоящий шедевр изобразительного искусства, особенно когда росписью занимались такие известные художники, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Пабло Пикассо или Мауриц Эшер. Даже поклонники хай-тека не отказались бы от такого драгоценного украшения интерьера. Хотя майолика лучше всего подходит для средиземноморского, мавританского и русского стилей, но в качестве панно она вписывается даже в современные стили. Причем контраст старинной техники рядом с новейшими отделочными материалами и бытовой техникой выглядит просто потрясающе.

Цена майолики

Цена майолики зависит от вида изделия, характера его росписи, размеров продукции, именитости сделавшего ее мастера или предприятия. Так, квадратный метр расписной плитки стоит минимум 7 тысяч рублей. Небольшие вазы с простым рисунком оцениваются обычно примерно в 700 рублей. Кашпо можно приобрести за 800. Глиняная клубника, яблоко, слива или другой плод для декоративной корзины стоит около 450-ти рублей. Продают баклажаны, чеснок, помидоры, огурцы.

Шедевры майолики

За декоративный изразец из майолики попросят 500—1000 рублей. Шире разброс цен для елочных игрушек. Их тоже делают в технике майолики. Повесить на елку можно расписной лапоть, солдатика, самовар, героя сказки, иконку, фигурку эвенка, или девушки в русском сарафане. Стоить игрушка будет от 200-от рублей. Бывают образцы за несколько тысяч. Набор игрушек стоит обычно 7-10 тысяч рублей.

Еще из майолики делают украшения, к примеру, кулоны, бусины. Подвеска на шнуре обходится, в среднем, в 500 рублей. Ручным производством занимаются как частники, так и крупные предприятия типа ярославской мастерской. Кстати, первым в России майолику стал делать на продажу завод Афанасия Гребенщикова. Предприятие работало в Москве, основано в 1744-м году.

Русская майолика

Стараниями князя Меньшикова в Стрельне, в 18 веке была основана керамическая фабрика. В основном продукцию использовали для декорирования храмов и светских зданий: подобный декор считался признаком роскоши, богатства. Большим спросом пользовалась сделанная способом майолики посуда.

Изразцы (русская майолика предполагает и их тоже), а также мелкая пластика и посуда прославили московскую фабрику Гребенщикова. В мастерских Гжели делали керамические изделия, способные конкурировать с московской продукцией. О том, что такое представляла майолика в то время, ярко говорит тот факт, что Васнецов, Врубель и Головин и другие известнейшие живописцы эпохи, выполняли изображения для русской керамики 19-20 веков.

Примеры русской майолики смотрите в этом видео:

Список используемой литературы

  • Кайгер-Смит, Алан , Оловянная керамика в Европе и исламском мире: 1000-летняя традиция майолики, фаянса и фаянса (Faber and Faber, 1973) ISBN  0-571-09349-3
  • Коэн, Дэвид Харрис и Гесс, Кэтрин, Путеводитель по итальянской керамике (Музей Дж. Пола Гетти совместно с British Museum Press, 1993)
  • Кора, Galeazzo Storia della Maiolica di Firenze e del Contado. Secoli XIV и XV (Флоренция: Сассони) 1973 г. Стандартная монография об основных ранних центрах, опубликованная в экстравагантном формате, которая сейчас приносит на книжный рынок более 1200 долларов.
  • Фаэнца . Журнал издается с 1914 года и посвящен майолике и глазурованной посуде.
  • Филиппони, Фернандо, Аурелио Ансельмо Груэ: майолик в сеттеченто фра Кастелли и Атри , Кастелли, Вердоне Эдиторе, 2015, ISBN  978-88-96868-47-8 .
  • Филиппони, Фернандо, Souvenir d’Arcadia. Ispirazione letteraria, classicismo и новые модели для декоративных произведений искусства Alla Corte di Clemente XI , Torino, Allemandi, 2020, ISBN   .
  • Мед, WB, европейское керамическое искусство (Фабер и Фабер, 1952)
  • Ливерани, Дж. Ла майолика итальянская сино алла сравнение делла Порселлана Европа Резюме столетнего исследования, в основном основанного на сохранившихся примерах.
  • Муссакио, Жаклин, Чудеса Майолики: итальянская керамика эпохи Возрождения из художественной галереи Коркоран (Bunker Hill Publishing, 2004)
  • Остерман, Матиас, Новая майолика: современные подходы к цвету и технике (A&C Black / University of Pennsylvania Press, 1999) ISBN  0-7136-4878-3
  • Рэкхэм, Бернард. Итальянская майолика (Лондон: Фабер и Монографии Фабера)
  • Солон, Марк Л., История и описание итальянской майолики (Cassell and Company Limited, Лондон, 1907 г.)
  • Уилсон, Тимоти, » Керамическое искусство итальянского Возрождения (Лондон) 1987″. Библиография.
  • —, Maiolica: итальянская керамика эпохи Возрождения в Ашмоловском музее (Ashmolean Handbooks, 1989) ISBN  0-907849-90-3
  • Феррари, Феличе (2003). La ceramica di Lodi [ Керамика Лоди ] (на итальянском языке). Аццано Сан Паоло: Bolis Edizioni.
  • Пул, Джулия Э. (1997). Итальянская майолика . Справочники музея Фитцуильям. Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: издательство Кембриджского университета. ISBN .

Что такое майолика?

Это технология (или способ) изготовления керамики. Изначально под этим словом подразумевались любые глиняные изделия с обжигом, которые покрывались красками и глазурью. Сегодня активен спрос на плитку, изготовленную в технике maiolika (встречаются и такие варианты названий как mayolica, majolica). Ее уникальность в рельефной поверхности и особенных цветовых переходах.

Основной общий признак технологии – высокая молекулярная пористость, это значит, что материал достаточно гигроскопичен. Майоликовый продукт покрывается белой эмалью. Практически вся керамика, которую глазурируют (кроме «фаянса» и «каменной» керамики) – майолика.

Черепки могут быть сделаны из фаянсовой и полуфаянсовой, из терракотовой глины. Нередко майолику путают с изразцом. Последним называют плитку с румпой, объемным элементом с обратной стороны. Эта плитка может быть изготовлена способом майолики, но не обязательно им. Майолика – понятие более объемное. У нее много применений в художественном мире! Изразец – только один из видов архитектурной керамики.

Предлагаем вам посмотреть выпуск передачи «Галилео» о майолике:

Особенности майолики

За какие такие ценные свойства майолика получила такое признание и так высоко ценится? Во-первых, как и вся керамическая плитка, майолика – абсолютно экологичный материал. Во-вторых, она долговечна, а древние ее образцы сохранились до сих пор. В-третьих, эта плитка не поддается воздействию огня, обладает высокой теплопроводностью, не накапливает статическое электричество и долго остывает, поэтому ее часто использовали и используют для облицовки каминов.

На счет внешнего вида даже говорить не стоит – он шикарен, и именно благодаря ему майолика и ценится. За счет рельефной поверхности такая плитка очень интересно отражает свет, отлично сочетается с такими материалами, как дерево, камень, штукатурка. Для минималистичных интерьеров отлично подойдет однотонная плитка, а вот в классические неплохо впишется и разрисованная майолика.

Цена на майолику традиционно очень высока, причем однотонная плитка обойдется гораздо дешевле расписной. Стоит отметить, что некоторые магазины продают остатки плитки из каких-то коллекций дешевле, так как собрать из них целостный узор уже не получиться. Такие остатки и можно использовать для украшения собственной комнаты: выложить ими какую-то часть стены. При этом разные орнаменты только сыграют на руку, ведь получится что-то типа пэчворка.

Производство плитки майолики

Оборудование

Как и для изготовления обыкновенной керамической плитки, требуется оборудование для измельчения и перемешивания сырья, а также приспособления для формовки и сушки сформованных изделий. Что касается печей, то они должны обладать функцией равномерного распределения тепла. Это необходимо, чтобы все изразцы давали одинаковую и равномерную усадку.

О секретах производства плитки майолики расскажет данный видеосюжет:

https://youtube.com/watch?v=PaB9V5V8E7E

Расчет сырья

Основой для сырья служат глины красного оттенка, способные легко плавиться. Они могут вовсе не содержать добавок. Или дополняться некоторыми количествами известняка, мела, песка (кварцевого). За счет этих добавок глазурь крепче держится на глиняном черепке. В современном производстве появились новые дополнительные включения – синтетические. С их помощью появилась возможность сделать плитку более крепкой и прочной.

Работать с глиной достаточно сложно. Этот материал отличается хрупкостью и не всегда стабильным составом. На крупном производстве, где всё поставлено на поток, порой для достижения нужного результата приходится использовать пять-шесть разновидностей глины.

Технология изготовления майолики рассмотрена ниже.

Фото плитки майолики от Уралкерамики в интерьере ванной

Технология

Пройдя процесс формования, плитки отправляются подсушиваться, а затем проходят первый обжиг. Температура печи при этом варьируется от 900 до 950 градусов Цельсия.
Далее керамический черепок покрывают пастой, сделанной на основе глины. Она может иметь белый, розовый, фиолетовый, зеленоватый оттенок. Так получается фон для будущей росписи. Плитку с нанесенной пастой вновь обжигают. Паста при этом спекается и становится твердой. Температура печи при этом не превышает 1100 градусов.
Теперь можно наносить рисунок. Иногда применяют и лепной декор. Художники рисуют узоры вручную. После их высыхания плитки покрываются слоем бесцветной прозрачной глазурью. И опять им предстоит медленный обжиг – уже в третий раз

Тут очень важно выдержать температурный режим и время. Иначе может узор растечься

Или краски потеряют свои цвета.

Иногда после последнего обжига делают еще и надглазурную роспись, которая выглядит особенно живо и эффектно. Столь сложная технология делает эти красивые изделия достаточно дорогими.

Об изготовителях плитки майолики из России, Польши, других стран, например Магма, Тубадзин, Памеса каса , Сокол и других расскажем ниже.

Чем заменить майолику

Кроме настоящей майолики, существует еще более дешевая плитка «под майолику» или «в стиле майолика». Она отличается тем, что рисунок находится не под глазурью, а просто наносится (методом штамповки) сверху. Конечно же, такие изделия будут иметь более низкие эксплуатационные характеристики. А рисунок со временем сотрется.

Еще один способ сэкономить – попасть на распродажу остатков плитки в специализированном салоне. Так как из небольшого количества майолики собрать единый узор уже не получится, то продают ее дешевле. Собрав несколько таких видов плитки, можно оригинально украсить стены своего дома узорами в духе «пэчворк».

И третий способ – использовать вполне качественную майолику, купленную не по распродаже, но в небольших количествах. Например, обрамив рядком плитки дверной проем или окно, встроить несколько цветных изразцов в однотонный кухонный фартук, сделать в коридоре красивый фриз или бордюр из майолики.

О том, как самостоятельно сделать изразцы или плитку «под майолику», расскажет это видео:

Зачем нужна глазурь

Именно цветные блестящие глазури делают майолику узнаваемой, но изначально они были нужны просто как часть технологического процесса.

Глазурь — это жидкий состав из толчённого до состояния пудры стекла, окислов металлов и воды. В печи такая глазурь расплавлялась, сцеплялась с черепком и запечатывала поры изделия. Так оно становилось прочным и водонепроницаемым.

Для росписи по сырой глазури керамисты XV — XVII веков использовали краски минерального происхождения. Составы красок, как правило, хранили в секрете. Синий получался из кобальта, зелёный из меди, жёлтый из мышьяка и железа, пурпурный цвет давал марганец. Красный пигмент был самым редким и добывался из богатой железом глины.

Что такое майолика?

Расписная или однотонная плитка майолика с рельефной глазурованной поверхностью является дорогим элементом декора. Изначально это название использовалось для любых изделий, изготовленных из обожженной глины.

Для изготовления этого вида керамики применяется красная глина, которая покрывается белой эмалью. Первый слой глазури наносится под рисунок, а вторым покрывается изделие после росписи.

Обжиг изделия проводят 2 раза. Сначала закрепляют форму, а потом рисунок. Краска, которую используют для росписи, изготовляется из глазури с добавлением окиси олова. Блестящая поверхность изделия за счет рельефа создает блики. На изломе плитка имеет красный цвет.

История создания

Mayolica — разновидность керамики, история которой начинается в период неолита. Восточные изразцы с пестрой росписью проникли в Европу через испанский остров Майорка, которому обязана названием майолика.

На остров, игравший важную роль в торговых отношениях с другими странами, арабские купцы привозили блюда, кувшины, вазы, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Дорогостоящие украшения парадных залов и домов, принадлежавшие работе гончаров Египта, Ирана, Азии, высоко ценились и пользовались популярностью.

Собственные изделия у европейцев появились позже. В начале 16 в. всемирную известность приобрела итальянская майолика. Она отличалась чистыми цветами, для достижения которых рисунок наносился красками желтого и коричневого оттенков и цвета морской волны.

В это же время появились мастерские по изготовлению майолики в Испании, Германии, Франции. В Древней Руси технология изготовления применялась уже в 11 в., но расцвет архитектурная майолика получила спустя 6 столетий. Работе русских мастеров того времени принадлежат фризы, порталы, печные изразцы.

Свойства, характеристики, особенности и состав

Среди ценителей керамики, выполненной с использованием техники майолики, пользуется популярностью однотонная плитка. В этом случае глазурью и красками покрывается вся поверхность. При обжиге изделия компоненты сплавляются, создавая рельеф и цветовую гамму.

Преимуществом такого покрытия является оригинальная раскраска каждой плитки. Изделия имеют форму квадрата со стороной размером от 5 до 20 см. Майолика изготовляется из экологически чистого материала, отличается прочностью.

Кафель характеризуется высокой теплопроводностью, хорошо сохраняет тепло, поэтому часто практикуется его применение для печей, облицовки каминов.

Расцвет итальянской майолики. Популярные мотивы декора

Своего расцвета данная техника достигла в 16 столетии, когда появилось много новых регионов ее изготовления: Венеция, Губбио, Урбино, Деруга, Кастель-Дуранте. Серьезная конкуренция наблюдалась между мастерами Урбино и Фаэнцы, на которых ориентировались керамисты других городов. Но, несмотря на это, для изделий каждого региона были присущи свои характерные особенности.

Нельзя не отметить, что на роспись керамики огромное влияние оказывали хорошо развитые в ту эпоху графика и живопись. Это способствовало возникновению новой манеры росписи, когда красочные повествовательные картины переносились непосредственно на блюда. Называлась такая техника istoriati. Оформленные таким образом изделия по сравнению с обычной станковой картиной были значительно дешевле, благодаря чему пользовались большим спросом по всей Италии.

Еще один интересный и важный мотив – оформление гротеском, который из монументального и грубоватого превратился в миниатюрные и изящные творения благодаря кисти Рафаэля. Работы автора пользовались таким успехом, что другие керамисты стали создавать своего рода первые репродукции с его изделий, перенося изображения на свою майолику.

В таких композициях декор размещался по одному из двух принципов:

Состав и структура

Основную долю в составе майолики занимает глина красноватого оттенка. Могут допускаться небольшие количества кварца, известняка, мела. Они улучшают адгезию керамики с глазурью. Кроме того, сегодня часто используются особые синтетические добавки, упрочняющие материал.

По структуре майоликовая плитка представляет собой однородную керамику, хорошо спекшуюся. Она может быть достаточно плотной или иметь мелкие поры (последний вариант в основном используется для отделки каминов и печей). Поверхность плиток глазурованная, с ярко выраженной текстурой.

Про свойства майолики поведаем нашим читателям далее.

Довольно подробно о майолике и ее особенностях расскажет данное видео:

Майолика в интерьере

Чтобы добавить некоторого шика и изысканности интерьеру, можно использовать совсем немного майолики, ведь она в любом случае будет приковывать внимание. Итак, где же можно использовать майолику, чтобы украсить квартиру и не разориться?. Так как майолика изначально использовалась для обрамления каминов, то и сейчас лучше всего она будет смотреться при оформлении портала камина

Причем можно вписать лишь несколько плиток, а можно выложить контур – при грамотном подходе оба варианты будут смотреться гармонично. Майоликой даже выкладывают имитации камина в городских квартирах, создавая тем самым иллюзию и каламбур

Так как майолика изначально использовалась для обрамления каминов, то и сейчас лучше всего она будет смотреться при оформлении портала камина. Причем можно вписать лишь несколько плиток, а можно выложить контур – при грамотном подходе оба варианты будут смотреться гармонично. Майоликой даже выкладывают имитации камина в городских квартирах, создавая тем самым иллюзию и каламбур.

Отлично майолика будет смотреться в ванной, где ею можно выложить лишь отдельные зоны. Так, например, в районе душа и около зеркала над раковиной такая плитка будет выглядеть наиболее удачно.

В средиземноморских странах нередко плиткой выкладывают пространство около входной двери со стороны улицы. Подобные южные мотивы можно будет реализовать у себя в прихожей, если скомбинировать майолику с плиткой, штукатуркой или декоративным камнем. Кроме того, отлично майолика смотрится в обрамлении дверных и оконных проемов, а в дополнение можно выложить ею подоконник.

Также майолика эффектно смотрится около лестницы: ею можно украсить стену, организовав интересный бордюр. Но самый распространенный вариант – использовать ее для декора подступенков, с которыми лестница мгновенно приобретает какие-то неаполитанские мотивы, а квартира становится оригинальной.

Отлично смотреться будет майолика на кухне. Отделать всю рабочую зону вместе с фартуком и столешницей таким материалом под силу далеко не всем, а вот встроить эти фрагменты в обычную плитку можно. Таким же образом можно оформить рабочую поверхность, или даже украсить предметы интерьера, которые вмиг станут ключевой деталью интерьера. Но и на этом сфера использования майолики не ограничивается. Ее можно использовать для украшения совершенно любого объекта: подноса, зеркала, журнального столика и т.д.

Статья написана для сайта moscowsad.ru.

Причины угасания интереса к итальянской майолике

Однако постепенно данное направление искусства начинает угасать, и к 17 столетию характер изделий коренным образом изменился. В некоторых регионах производство останавливается вообще, а в других начинают заниматься изготовлением простой по форме белой поливной посуды.

Несмотря на то, что упадок данного направления декоративно-прикладного искусства связывается со сменой стиля, главной причиной его стало появление и широкое распространение фарфора.

Стоит отметить, что полного исчезновения традиций полихромной майолики не произошло. В центрах вроде Фаэнцы и впоследствии изготавливалась глазурованная керамика, правда объемы производства были уже гораздо скромнее, а сегодня эти изделия носят сувенирный характер.

Европейские и американские производители

Майолика из других стран включена в эту статью по двум причинам.

  1. Термин « викторианский» иногда используется также для описания майолики, изготовленной в других странах.
  2. Европейские и американские производители наняли английских иммигрантов и скопировали процесс и стили майолики Minton в викторианском стиле.

Франция

APT

Настенная тарелка, ок. 1900, цветная и пестрая глазурь в палисийском стиле.

Барбизет

Настенная тарелка Palissy, цветная свинцовая глазурь на бисквите , около 1870 г.

Brard

Палиссийская майолика ок. 1880 г. Блюдо — белая матовая оловянная глазурь с росписью кистью из оксида кобальта, нанесенные рыбки — из цветной глазури майолики.

Дельфин Массье

Перре-Жантиль

Sarreguemines
La Majolique

«A la fin des années 1870 apparaît un produit qui renforce la notoriété de Sarreguemines en Europe: la majolique.Il s’agit d’une faïence fine recouverte de glaçures colorées. Les couleurs privilégiées: le gros bleu, le bleu turquoise, le vert» dit bronze. Les bibelots, «objets de fantaisie», ainsi que specifices pièces foundationales bénéficient largement de cette nouvelle, техника «.

Томас Сержент

Шуази ле Руа

Петушок (Петух), 14,6 дюйма, цветная глазурь, c. 1880 г.

Boch Freres

Тарелка Boch Freres Kermis, цветная глазурь, c. 1880 год, виноград и виноградные листья.

Longchamp

Люневиль

22,4-дюймовая цветная глазурь, морская майолика, 1880 год.

Орхидеи

Ними

Onnaing

Салины

Валлорис

Португалия

Августа Баптиста де Карвалью

Подсвечники, 9,4 дюйма, цветная глазурь, стиль Палисси.

Авелена Соарес

Настенная тарелка, 10,4 дюйма, цветная глазурь, ультра-натуралистический стиль Палисси.

Бордало Пиньейру

Настенный карман, цветная глазурь, c. 1888 г., моллюски и водоросли Палиссийская майолика.

Cuhna

Настенная тарелка, 11 дюймов, цветная глазурь, стиль Палисси.

Хосе Франсиско де Соуза

Мафра

Германия

Краузе (сейчас в Польше)

Цветная глазурь майолика жардиньер и вазы 1890 года.

Эйхвальд

Коробка для безделушек, 9,4 дюйма, цветная майолика, ок. 1890 г.

Bloch, Villeroy & Boch (Люксембург)

В.С. Шиллер

Ваза для разлива, цветная глазурь, 1890 г.

Gustafsberg

Rörstrand

Вазы, гр. 1880. Цветная глазурь, натуралистическая по стилю.

Америка

Несколько американских фирм также производили майолику, причем уроженец Англии Эдвин Беннет производил ее в Балтиморе еще в 1850-х годах. Самыми известными являются Гриффин, Смит и Хилл из Фениксвилля , штат Пенсильвания, чья этрусская майолика, изготовленная с 1880 по 1890 год, включает компоты с подставками для дельфинов и чашки из цветов, ракушек или драгоценных камней, рисунок из коралловых водорослей и ракушек, а также столовую посуду с листьями и папоротниками. . Их знаком была впечатляющая монограмма «GSH», иногда обведенная кружком со словами «Этрусская майолика».

Майолику также производили Odell and Booth в Тэрритауне, штат Нью-Йорк , и компания Faience Manufacturing Company в Гринпойнте, Лонг-Айленд , чьей маркой является вырезанная «FM Co.» Их керамика была покрыта цветной глазурью, создавая эффект полосатых или мраморных полос. Майолику производили в Эвансвилле , штат Индиана. Работа из Чесапикской керамики в Балтиморе называлась Clifton Ware и была отмечена монограммой «DFH» «Clifton Decor ‘R’».

Керамика Арсенала в Трентоне, штат Нью-Джерси , производила майолику еще в 1900 году и выставила кувшины Тоби, имитирующие английские кувшины Тоби, на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго (1893 г.)

Цветная глазурь майолика Eureka Pottery, Трентон, Нью-Джерси

Наиболее известные майолики

Итальянские майолики — это, как правило, разнообразные изделия из красной и розовой (терракотовой) глины, покрытые эмалью и расписанные в ренессансном стиле: растительные и геометрические орнаменты, гротески и т. д.

Арабские и турецкие майолики — это также красная или желтовато-белая глина черепка, плюс покрытие белой эмалью и свои собственные росписи — опять же орнаменты, в основном геометрические и довольно специфические растительные, а также различная каллиграфия.

Португальские майолики — это, конечно, азулежу — красная или розовая глина, по-прежнему покрытая белой эмалью и расписанная, как правило, бело-синими бароккальными орнаментами и различными сюжетными композициями.

Северные майолики — Франции, Германии, Великобритании, северной Италии — это в основном белый полуфаянсовый или фаянсовый черепок, покрытый белой эмалью, хотя на заре их возникновения также использовались и красные глины, как наиболее распространенные на нашей планете. Однако в последствии большинство керамистов этих регионов стали добавлять в глиняную массу каолин и другие добавки, сделавшие черепок кремово-белым, получившим позднее название фаянс с легкой руки мастеров города Фаэнцы, давших название этой глине.

Предыстория возникновения майолики — в попытках копирования белого китайского фарфора и его имитация. Отсюда покрытие белой глазурью керамических изделий из цветных глин, доступных мастерам прошлого. В России майолика заменила собой технологию ангобирования, т.е. покрытия красного черепка «ангобом» (жидкой белой глиной), как более легкая с технологической точки зрения. Наши предки не пытались имитировать китайский фарфор, но белая основа ярче проявляла краски, которые на белом фоне смотрелись намного лучше, чем на красном.

В других статьях на нашем сайте мы пишем достаточно подробно о развитии майолики в разных регионах мира и в случае интереса к вопросу, вы можете ознакомиться с ними в этом разделе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector